Новости Владивосток

Кто нарушает исторический облик Владивостока: горожанам рассказали, как современные постройки отрицают архитектурные и градостроительные традиции

Общественный диалог на тему архитектуры и градостроительства прошёл во Владивостоке в понедельник, 24 июня. И хотя из трёх запланированных спикеров успел высказаться лишь один, затронутые вопросы были интересны. В чём состоит индивидуальность архитектурного облика города и как заложенные нашими предками градостроительные принципы грубо нарушают современные здания и их проектировщики? В числе «нарушителей», например, были названы пятизвёздочная гостиница на Корабельной Набережной, ЖК «Аквамарин», «Магнум» и даже здание правительства Приморского края.

Перед немногими собравшимися выступила член-корреспондент Академии архитектурного наследия, эксперт в области историко-культурной экспертизы Анна Мялк. Основные тезисы – в сфере градостроительства Владивосток от других городов отличают крутой рельеф, массовая историческая застройка и доминирующие в архитектурном облике здания. При этом в ходе продолжительного общения с гостями встречи, конечно, Анна Вадимовна описала и детали вопроса – в основном речь шла об особенностях исторического центра столицы Приморья.

Собственно бухта Золотой Рог – это центр композиции города, так называемая горизонтальная доминанта. Связь с акваторией прослеживается в планировке почти всех центральных улиц – если говорить проще, они ориентированы на море. И даже если, гуляя по городу, мы не видим волн, в поле зрения зачастую оказывается другая природная перспектива – это не малозначительная деталь, а важный принцип, система зрительного восприятия.

«Улица Светланская фактически является набережной – на всём своём протяжении она имеет визуальную связь с бухтой Золотой Рог. Большие разрывы существуют между зданиями – если мы не видим акваторию, то ощущаем пространство бухты: видим мачты кораблей, видим противоположный берег, его силуэт, – поясняет Анна Мялк. – Также практически на любой улице мы можем наблюдать в перспективе или какую-то вершину, или склон горы, или скальный какой-то выход... В нашем городе невозможно проектировать, не учитывая всего этого».

В историческом центре Владивостока перекрёстки всегда создавались «как «маленькие площади», отмечались архитектурными акцентами – это характерно для времени застройки, конца XIX – начала XX века. Характерно для города и каскадное расположение зданий на рельефе – они как бы «сбегают по склону».

Одна из интереснейших исторических композиций сложилась на улице Пушкинской: здесь расположена и рядовая застройка, и жилая застройка на рельефе, и доминирующие общественные здания (храмовые постройки), расставлены отчётливые архитектурные акценты. Всю композицию завершает католический костёл, а начиналась она православным храмом (собором Успения Божией Матери), который на сегодня, к сожалению, утрачен. Своё особое место здесь занимает и Народный дом им. А. С. Пушкина – его намеренно расположили на выступе рельефа, на завершении оси улицы Пушкинской, с видом на акваторию (в прошлом).

Как раз с этого места можно начать разговор о том, как современные (и некоторые позднесоветские) постройки разрушают градостроительную и архитектурную композицию районов города. Композиционные особенности Народного дома совершенно не читаются, так как он закрыт деревьями. Но даже если грамотно оформить зелёные насаждения, значительного эффекта добиться уже не удастся – Народный дом «обстраивали» начиная приблизительно с 60-х годов, закрывая и его, и обзор панорамы с его входной террасы. Последним высотным «гвоздём» в этом процессе стал ЖК «Магнум», против возведения которого в своё время пыталась бороться Росохранкультура.

В целом застройка послереволюционного периода, 1930-1960 годов, сохраняла классические принципы и подходы к архитектуре (период так называемого Сталинского неоклассицизма). Сегодня же складывается иная картина. Башня «Аквамарин», например, наглухо перекрыла перспективу улицы Арсеньева – она как раз спускается к высотке. А на какое количество видов и панорам исторического центра повлияла бывшая гостиница «Хаятт», по словам Анны Мялк, уже и не счесть (теперь это пятизвёздочный отель VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA). В своё время архитектурная общественность пыталась повлиять на это строительство, но безуспешно.

Обзор гуляющих по Корабельной набережной теперь ограничен массивным фасадом отеля и его многоэтажной парковкой (северный фасад гостиницы почти постоянно тёмный и затеняет всё пространство улицы). Пострадала и перспектива улицы Петра Великого – в проёме арки Цесаревича теперь море видно только частично, его закрывает здание. Резко выделяется она на фоне города, когда обозреватель смотрит со стороны улицы Суханова (в районе фуникулёра и памятника Муравьёву-Амурскому). Но основная горечь, высказанная в ходе встречи, касается нарушения композиции мемориала «Боевая слава Тихоокеанского флота», воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

«Архитекторы и скульпторы, которые выбирали место и проектировали этот мемориал, конечно же, имели в виду, что данный памятник стоит на берегу бухты. И от него открывается широкая панорама бухты – на 180 градусов: и в восточную сторону, и в западную сторону, видно и остров Русский, и пролив Босфор Восточный. Этот памятник напрямую семантически связан с акваторией, по которой уходили военные моряки в свой последний поход. Но, к сожалению, теперь мемориал воспринимается только вместе с гостиницей «Хаятт», а не с морской панорамой», – говорит член-корреспондент Академии архитектурного наследия.

В конце концов, доклад эксперта затронул новые планы по видоизменению привычного городского пейзажа – строительству рыбного рынка на Корабельной набережной. Новости VL.ru уже подробно писали о сложившейся ситуации в отдельном материале. Если обобщить слова Анны Мялк вкратце, то планируемое здание, превышающее в высоту 20 метров от уровня моря, закроет собой вид от памятника морякам торгового флота, а также от памятника адмиралу Г. И. Невельскому. Люди будут смотреть не на море и другой берег, а на коммерческий фасад – что может быть особенно противоестественно тем, кто пришёл почтить память героев Великой Отечественной войны или подвиги исследователя Дальнего Востока. И, опять же, концепция, которую закладывали в свои творения создатели монументов, будет разрушена.

Отметим, что перечислять места, где «новостройки» негативно повлияли на зрительное восприятие города, можно долго. В районе «ржавой этажерки» – модульной парковки на Светланской, 56, которая так и не была введена в строй, – раньше находился сквер, сейчас она лишь усугубляет мрачный вид окружающей территории. Да и на центральной площади Владивостока, которую можно назвать уникальным произведением градостроительного планирования нескольких поколений зодчих, из исторической композиции выбивается «шпиль» здания правительства. С этими объектами архитекторы и общественники уже ничего не смогут сделать, но против проектируемого рыбного рынка на берегу моря люди планируют бороться, обращаясь в различные инстанции.


Обсудить в Telegram
Народный дом им. Пушкина (Володарского, 19) и ЖК «Магнум» — newsvl.ru ЖК «Аквамарин» (Арсеньева, 2а) — newsvl.ru Рыбный рынок на Корабельной набережной. Иллюстрация с сайта компании «Архитектон» — newsvl.ru VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA (Корабельная Набережная, 10) — newsvl.ru Модульная парковка (Светланская, 56) — newsvl.ru
Народный дом им. Пушкина (Володарского, 19) и ЖК «Магнум» — newsvl.ru ЖК «Аквамарин» (Арсеньева, 2а) — newsvl.ru Рыбный рынок на Корабельной набережной. Иллюстрация с сайта компании «Архитектон» — newsvl.ru VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA (Корабельная Набережная, 10) — newsvl.ru Модульная парковка (Светланская, 56) — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Пришлите свою новость
Полная версия сайта