В следующем году церемониальному отряду барабанщиц Дальрыбвтуза исполнится 20 лет. Он до сих пор остаётся единственным среди вузов Приморья, работающим в таком формате. Выступлений было сотни – парады на «красные даты», городские шествия, кинофестиваль, ВЭФ. На них барабанщицы выглядят как с открытки – всегда улыбаются, их движения синхронны, а обязательные каблуки выстукивают в такт барабанным палочкам. Каждый год отряд набирает новеньких, хотя есть те, кто, окончив университет, до сих пор ходит на репетиции.
Репетиция
Общий сбор назначен на 18:00, и к этому времени отряд собирается в зале спорткомплекса Дальрыбвтуза. Хотя в хорошую погоду репетировать выходят на улицу – на плац рядом с общежитиями или возле учебного корпуса.
В отряде 15 студентов плюс шестеро, кто уже расстался с Дальрыбвтузом, но не расстался с отрядом. Приходят, помогают, выступают. Одна из таких, Лиза Демиденко, занимается производством биодобавок для животных и продолжает участвовать в торжествах. Может подменить и тамбурмажора, который шагает впереди отряда с длинным тамбурштоком в руках. Он как дирижёрская палочка, которой можно говорить без слов.
Сегодня репетицией «дирижирует» руководитель Вероника Скальская. Она выстраивает отряд на сцене:
– Всем меня видно? Прекрасно. Для разминки давайте наш любимый нулевой. Один раз без ног. Костя, отбивай, пожалуйста.
Без ног – значит шагать не нужно. Костя начинает, остальные подхватывают. Он, как обычно, стоит по центру в последнем ряду – по сути замыкает. Второкурскник Константин Афанасьев – единственный здесь парень. Пришёл за компанию с сокурсницами и остался. Поначалу учился играть на мелком барабане, потом надел «бочку» – так называют большой бас-барабан:
– Я долго тренировался, пока не освоился.
– Вам бочку дали, потому что тяжёлая?
– Да не тяжелая она... Просто парень с бочкой смотрится лучше, чем хрупкая девочка с этой махиной.
Синхронная дробь оглушительна – но барабанщицы говорят, что давно привыкли. И на улице звук всё-таки расходится – это здесь он везде рядом.
– Костя, слишком медленно – у нас не похоронное бюро, не расстраивай людей, – говорит Вероника. – Теперь то же самое, но вспоминаем, что такое ноги.
Отряд встречается дважды в неделю на час-полтора, но перед выступлениями работают дольше – два-три часа. Хотя, казалось бы, зачем так часто – выучил дробь, и всё. Но Вероника говорит, так это не работает:
– Это тяжёлый труд. И у нас разные способности, разные возможности. Кто-то рождается с даром слышать и улавливать ритм, музыку, а кому-то нужно приложить немало усилий. Поэтому сказать, что все учатся абсолютно одинаково, нельзя. Но мало сыграть, нужно ещё уметь ходить под то, что ты играешь, а это нереально сложно.
Мембраны, перчатки и барабанные палочки
Шагать, как и всему другому, новичков учит Вероника. Но это не походка моделей – тут совсем другие требования. Девочки рассказывают – после нелёгких тренингов они не спотыкаются и не падают на лестницах, хотя под ноги не смотрят.
Барабаны весят три килограмма, хотя есть и вдвое тяжелее. Если их поддерживать в хорошем состоянии – прослужат до десяти лет. Но как минимум раз в год на инструментах заменяют мембрану – та истирается и растягивается. А если хозяйка сильная и эмоциональная, то и чаще:
– Был у меня период, я одной девочке меняла мембрану раз в два-три месяца, – говорит Вероника. – Самое забавное, как рвутся мембраны на репетициях. Плюс мы переключаем барабаны с глухого на звонкий, выпуская собачку. Она со временем расшатывается, пружины растягиваются.
В итоге барабан приходится разбирать, подтягивать. Всё это Вероника делает сама.
Самый расходный материал в отряде – барабанные палочки и перчатки: ломаются, теряются, рвутся, затираются. Они нужны всегда. Причём перчатки ослепительно белые и никакие другие – это часть образа.
Секреты красоты
Кроме перчаток, в экипировку входят головные уборы – с непокрытой головой барабанщицы не выступают, костюмы и обувь – исключительно на каблуках. Вот обувь, пусть не как перчатки, но тоже менять приходится.
– Со временем любая обувь приходит в негодность, – рассказывает Вероника. – И размеры меняются. Вот было моё поколение – с маленькими ножками, 36, 37. Вечно у нас такой обуви не хватало – я со своим 35-м ходила в 38-м. А сейчас пришли девочки в основном с 40-м. Ну деваться некуда – заказали сапоги. Потом появилась ещё одна студентка с 40-м, пришлось дозаказывать.
Сапоги, ботильоны и туфли шьёт специализирующаяся на танцевальной обуви компания из Перми. Для барабанщиц делают удобные колодки – это очень важно.
Что касается церемониальных костюмов – их сшили ещё до Вероники. А она поступила в Дальрыбвтуз и пришла в отряд в 2017 году. Одежда в хорошем состоянии, её реставрируют, и фасоны вневременные. Комплекты держат в отдельном помещении. Есть зимняя форма, летняя, синяя «морская» – сшитая в далёкие времена, когда в отряде барабанили полсотни девушек:
– У нас до сих пор висят 50 комплектов классных синих длинных кителей с фуражками. Хранили очень аккуратно, материалы хорошие, мы эту форму до сих пор носим.
Размеры комплектов – 42-46. И студенток при ежегодном наборе принимают только с такими объёмами – иначе не влезут в одежду. А кастинга по внешности, говорит Вероника, нет:
– Нас интересуют музыкальные данные. Девочка может быть невероятно красивой, невероятно высокой, но, если не научится играть и ходить, зачем мучаться? Это церемониальный отряд, а не отряд моделей.
Ну а Константин Афанасьев выступает в курсантской форме. Говорит, только фуражка своя – белая, красивая.
Красятся девочки сами – никаких гримёров. Макияж не вечерний и не фантазийный – просто аккуратный, но губы обязательно яркие. Кто не умеет – срочно учится. Как и делать на голове высокие хвосты или крутить пучки – их называют шишки. Церемониальная форма предполагает, что волосы должны быть убраны под головной убор.
– Вот прямо каждую заставляю работать с волосами, – говорит Вероника. – Усаживаю и говорю – учимся делать друг другу шишки, чтобы могли потом помочь.
Трудности роста
Церемониальная программа длится четыре-пять минут – считается, что дольше зрители устают. Но это не значит, что барабанщицы столько работают на площадке. Вероника вспоминает, что самое длинное по игре выступление было на «Меридианах Тихого» – гостей встречали около двух часов. И ещё на открытии павильона Приморья во время ВЭФ. Со временем к такому привыкаешь – и час работаешь, и два.
– Выступления – это классно и здорово, – говорит Вероника. – Но когда вспоминаешь, как после болят ноги, руки и плечи – вот прямо до слёз. Опыт хороший, но нужно быть целеустремлённым и упрямым, чтобы после этого остаться.
Самые старшие в отряде вспоминают, что труднее всего было научиться ходить. Это очень сложно – срастить ноги с руками и заставить их двигаться в разном ритме. И при этом, держа спину и улыбаясь, нести трёхкилограммовый барабан, играть, смотреть только прямо и не упасть на каблуках. А если ещё и дождь – заливает лицо, течёт макияж, ты вымокла до нижнего белья, но продолжаешь выстраивать шаг, не выбиваться из ряда, держать ритм.
Не все выдерживают такое. Вероника говорит, у них раньше был первомайский отбор – после праздничного шествия часть новичков отсеивалась. А потом сразу День Победы – каблук ещё выше, и всё ещё дольше:
– Ремень надевается на пуговицу, если она есть на форме. Эта пуговица давит, давит ремень, жарко, макияж потёк, болят ноги, но ты идёшь вперёд. Здесь выживает сильнейший и тот, кто готов пахать. Они все большие молодцы. И большие умнички. Те, кто остался, – это бойцы.
Ирина Сычёва пришла в отряд семь лет назад. Говорит, самая старенькая здесь. Но до сих пор в составе и не хочет уходить. Работает в федерации профсоюзов Приморья и ездит на репетиции и выступления:
– Самое большое преимущество нынешних девочек – они не боятся делать ошибки. А нам страшно было ошибаться – за это ругали. Сейчас девчонки разбирают ошибки, помогают друг другу, у них всё хорошо. Я выступала много. Самая забавная история была на заводе «Соллерс». Переоделись в кабинете, оставили вещи, после выступления возвращаемся – оказывается, мы как в аквариуме. За стеклянными стенами кабинета начальника в большом пространстве сидят и работают люди, которые нас прекрасно видят. В итоге переодевались лёжа...
Что касается взаимовыручки, девочки вспоминают хорошую эмоциональную встряску – так все перенервничали. Был сильный дождь, страшные пробки, одна девочка так опаздывала на выступление, что вышла из такси и побежала пешком. Её ждали наготове все – первая с «шишкой» в руках, вторая с юбкой, третья с кителем, четвёртая с барабаном, пятая держит помаду. И одевали её одновременно вшестером. Одна из барабанщиц хорошо помнит, как натягивала на подружку колготки.
Валерия Чередниченко в отряде третий год, с первого курса. Рассказывает, её набор был большой, но из всего набора она осталась единственная:
– И я оказалась со взрослым составом – со мной были опытные девочки. Мы много выступали, а я была ну совсем «зелёная». И очень здорово, что Вероника нас учит – мы отряд, мы одно целое, и мы друг другу помогаем всегда.
– Зачем вы пошли в барабанщицы? Ну есть вот балет, например... И красиво, и негромко, и всегда хорошая погода.
– Ну это же круто – мы идём такие красивые, на каблуках, с высоко поднятой головой, на нас все смотрят. И мне нравятся барабаны, как они звучат.