Туалеты деревенского типа до сих пор уродуют многократную столицу – Дальнего Востока, Приморья и молодёжи – открывая её самые неприглядные стороны. В «городе контрастов» переполненные выгребные ямы могут соседствовать с небоскрёбом. Мы попытались выяснить, собираются ли власти Владивостока убирать такие уборные (и чистить, и сносить тоже), но обнадёживающего ответа получить не удалось.
Портят воздух или вид?
Как сообщили в мэрии, площадь не подключённых к централизованной системе водоотведения жилых помещений в многоквартирных домах Владивостока составляет лишь 1,7% от жилплощади, обеспеченной канализацией. В расчёты включают и островные территории, и посёлок Трудовое. Правда, приводятся именно квадратные метры, а не число домов – при этом полгода назад начальник управления содержания жилищного фонда Григорий Пейхвассер говорил, что без централизованной канализации во Владивостоке 500 многоквартирных домов.
Интересует нас не сам стареющий жилой фонд, а зачастую сопровождающие его надворные уборные. Полного их адресного перечня у редакции нет, однако в разных частях города мы без труда нашли претендентов на звание самых неприятных. Так, во время ознакомительного визита корреспондента Новостей VL.ru была отчаянно переполнена общественная уборная в районе дома № 5в по улице Арсеньева – с противоположной стороны дороги на неё свысока смотрит 44-этажный «Аквамарин».
Улица Арсеньева:
Схожая ситуация обнаружилась по Гамарника, 18а, где «легендарный» туалет (расположен он рядом со строящимся ЖК Legenda) не смог удержать всё в себе. Хватает ветхих сортиров и в центральной части города. Не все из них деревянные, не все являются действующими – некоторые просто портят пейзаж. Кажется, например, что туалет в районе Посьетской (у дома с адресом: Трудовой переулок, 4) «наглухо» заклеен рекламными плакатами.
Улица Посьетская:
А на Семёновской удручающего вида помещение расположилось посреди приличного вида домов, по соседству с ухоженной контейнерной площадкой.
Ремонтировать или сносить?
Чиновники поясняют, что уборные на Арсеньева и Гамарника несколько лет назад даже капитально ремонтировали в рамках программы «Жилищный фонд Владивостокского городского округа» – они входят или входили в состав общего имущества неканализированных многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности. Вот только в действующей на сегодня муниципальной программе «Жильё и городская среда» такая статья расходов не предусмотрена. Текущий ремонт осуществляет МУПВ «Центральный» по заявкам жителей.
Улица Гамарника:
Когда эти и другие объекты будут демонтированы, ответа по сути нет. Есть пояснение: санитарно-техническое оборудование (септики, выгребные ямы, надворные туалеты) входит в состав общего имущества многоквартирного дома, содержание которого обеспечивается собственниками и нанимателями помещений. То есть в большинстве случаев привести отхожие места в порядок должны использующие их местные жители – при помощи УК, если она в доме есть. Оплата прокладки труб к дому и подключение к централизованной канализации тоже на плечах собственников. Если жильё муниципальное, то по идее заняться улучшением условий в нём должна городская администрация – что является основанием для таких действий, в мэрии не уточняют.
Даже там, где территорию планируют расчистить, возникают сложности. На Трудовом переулке, 4 уличный сортир не снесут, пока рядом стоит дом с этим адресом. В 2022 году его признали аварийным, вот только в действующую программу по расселению строение не попало (сейчас расселяют дома, названные аварийными до 2017 года) – в двух квартирах пока остались жильцы.
Нормы или предпочтения?
Правила размещения в городе надворных туалетов по сути регламентируют в СанПиН 2.1.3684-21, правда, в документе говорится, что накопление жидких бытовых отходов осуществляется в «подземных водонепроницаемых сооружениях» в тех населённых пунктах, где нет централизованной системы водоотведения. Видимо, для столицы Дальнего Востока эту формулировку применяют не слишком буквально.
Расстояние от выгребов и дворовых уборных с помойницами (местами для сбора жидких бытовых отходов и помоев) до жилых домов, игровых, прогулочных, спортивных площадок, школ, детсадов должно быть не менее 10 метров и не более 100. Не менее 50 метров должно оставаться до колодцев с питьевой водой.
«Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метра до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже раза в шесть месяцев», – указывают в СанПиН. А заниматься устранением жидких отходов должны хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность по их сбору и транспортированию, при помощи оборудованных для этого машин.
На бумаге всё довольно просто, а в жизни следуют этим предписаниям не всегда. Справедливости ради стоит отметить, что излишнюю привязанность к надворным отхожим местам проявляют и сами их пользователи. Хорошо, когда за уборной следят – такие наш корреспондент увидел, например, рядом с частными домами на Гайдамаке, – но странно, когда люди не хотят менять уличный туалет на современный санузел.
Как рассказал редакции источник, знакомый с процедурой расселения граждан из аварийных домов, нередко их жильцы настойчиво требуют, чтобы новая уборная стояла именно во дворе. Видимо, в эпоху перемен и неопределённости некоторые люди тянутся к самому простому и проверенному годами. А пока решения этой проблемы нет, и в «городе контрастов» у кого-то окна будут выходить на море, а у кого-то – на соседскую выгребную яму.