На острове Рейнеке из воды достали деревянную шхуну в рамках программы по очистке дальневосточных акваторий от затопленных судов. Сколько судно лежало под берегом, доподлинно не известно. Есть также и разные версии – то ли это была китайская шхуна, то ли финская «зверобойка» типа «Белёк», какие лежат в бухте Витязь. Предположительно, постройки 60-х годов, говорят, была привезена сюда для того, чтобы встать на регулярную линию между островами Рейнеке и Попова. Но какие бы планы ни строили на шхуну, её подняли из моря гнилую и по частям, чтобы вывезти с острова и утилизировать.
Бухта Китовая на острове Рейнеке – место швартовки баржи и катеров, можно сказать, главное живое место острова. Здесь у самого берега много лет лежало затонувшее судно «Мегры» – предположительно, зверобойная шхуна не то китайской, не то финской постройки. В 60-х годах использовалась как научное судно, затем оказалась в Хасанском районе, в Зарубино, где стояла уже притопленная. Для каких-то целей «Мегры» отбуксировали на Рейнеке. Местные жители говорят, хотели сделать регулярную переправу до острова Попова, да что-то не вышло. В 80-х судно окончательно залегло в грунт под берегом и много лет работало местной достопримечательностью, как другие подобные шхуны в бухте Витязь.
Несколько дней назад на остров зашёл подрядчик, который в рамках контракта по очистке акватории начал доставать шхуну на берег. Работы ведутся по федеральной программе «Генеральная уборка». По одному контракту подрядчик из Санкт-Петербурга, компания Tazmar Maritime, убирает шхуну на Рейнеке, а затем утилизирует суда из бухты Витязь. Работы ведутся силами субподрядчиков, в случае с Рейнеке – местной компании «Максимум ДВ».
Старое дерево и гнилой металл, конечно, поддавались плохо. Извлекали с помощью экскаваторов и огромных лебёдок. За несколько дней достали уже практически всё. Сейчас весьма пахучие останки шхуны лежат на берегу, щетинятся острыми гвоздями и обломками досок. На них уже мёртвыми висят колонии ракушек. Под грудой дерева лежит винт – удивительно свежо выглядящий по сравнению со всем остальным. А рядом, показывают рабочие, кусок генератора с шильдиком «Сделано в СССР» в 1971 году – достойный сувенир.
Как рассказали рабочие, уже завтра на Рейнеке прибудет бригада, которая займётся разделкой останков шхуны. Затем их вывезут с острова на материк, где утилизируют. К слову, это не единственное и, пожалуй, не самое известное затонувшее судно на Рейнеке.
Здесь же, недалеко, возле утёса Красная Скала лежит проржавевший насквозь немецкий ледокол «Пересвет». Вернее, назывался он Castor, пока не попал во время Второй мировой войны под бомбардировку и не был передан Союзу в качестве трофея. В 50-х годах обновлённый «Пересвет» попал на Дальний Восток, где служил до середины 70-х. Потом, как это часто случается у скалистых берегов, напоролся на камни и остался на них лежать. Долгое время служил мишенью для военно-морского флота. Но пока об утилизации этой «достопримечательности» информации нет.