Разрушающиеся беговые дорожки на озере Чан попали под пристальное внимание прокуратуры. Несколько опасных участков сегодня огородили – их нужно ремонтировать, уже в четвёртый раз за последние 10 лет. А провести капитальный ремонт никто не может, потому что долгое время они были федеральной собственностью. И вот уже несколько лет дорожки пытаются забрать то в край, то в город – по последней информации, их передали муниципальной спортивной школе.
Прокурорская проверка
Прокуратура Первореченского района организовала проверку по факту разрушения фрагментов беговой дорожки вдоль озера Чан во Владивостоке. Предварительно установлено, что беговая дорожка передана на праве бессрочного пользования спортивной школе «Лидер», учредителем которой является администрация Владивостока.
Провалы огородили сигнальной лентой. Заместителю начальника административно-территориального управления Первореченского района объявлено предостережение об ответственности в случае получения посетителями травм, связанных с ненадлежащим содержанием объектов.
Разрушающиеся дорожки на Чане – давно уже не новость. За последние десять лет их несколько раз ремонтировали, но лишь косметически. А до капитального ремонта дело не дошло. Ещё в прошлом году говорили, что спортивная инфраструктура на берегу озера – федеральная. Её уже несколько лет пытаются забрать то в край, то в город, чтобы найти финансирование и провести полноценный ремонт.
От болота до спортивного объекта
Озеро Чан во Владивостоке – место притяжения спортсменов-любителей и профессионалов. Оно не естественное, а, подобно озерцу с утками-мандаринками в Снеговой Пади, образовалось во время строительства Транссиба – петля железной дороги сделала своеобразную запруду, в которую стали собираться дождевые, грунтовые воды и вода из устья Первой речки. Сперва это было болото, а озером его стали называть уже в советское время. Его предполагалось использовать как резервный пожарный водоём для тушения возможных пожаров на старейшей во Владивостоке нефтебазе, первыми владельцами которой были братья Нобель.
Спортивным объектом Чан стал в 70-х годах. Здесь построили здание для школы гребли на байдарках и каноэ. Тогда же появились и беговые дорожки. Ими озеро окружили по диаметру, установив в воду сваи. Сверху уложили бетонные плиты. Под дорожками плещется вода, а не лежит твёрдый грунт. Тогда же сделали для озера и систему очистки – вода выходила по трубе в море, а по другой притекала свежая.
С 90-х годов озеро и спортивная инфраструктура постепенно приходили в негодность. В водоём стали спускать канализацию, а за дорожками особо никто не следил. Перед саммитом АТЭС на берегу Чана вырос спорткомплекс – училище Олимпийского резерва. Тогда немного облагородили и территорию, но вот дорожки так никому и не сдались. Уже к этому времени со стороны железной дороги проржавевшие сваи перестали держать вес бетона.
Попытки ремонта и поиск ответственного
Чиновники города и края подумывали привести их в порядок, но руки так и не дошли. Ремонт произошёл только в 2014 году благодаря очень настойчивой инициативной группе. Дорожки уже к этому времени состояли из дыр. За несколько дней под обращением к губернатору с требованием отремонтировать дорожки подписалось больше 2000 человек. Ожидалось, что в 2014 году сделают «маленький» ремонт, косметический. А через пару лет – «большой», капитальный. Он уже тогда оценивался примерно в 70 млн рублей.
После косметического ремонта на дорожках появилась покрытие из резиновой крошки, да и всё на этом. Капремонт так и не случился. В 2018 году руководство государственного училища олимпийского резерва по требованию прокуратуры запретило вход из-за аварийного состояния покрытия – снова на том же месте, со стороны железной дороги. Их снова отремонтировали – поставили новые леерные ограждения вдоль беговой дорожки и покрасили их в зелёный цвет, избавили разрушающиеся плиты от дыр, уложив новую арматуру и покрыв их свежим бетоном, выровняли все прогибы основания и установили на опорах новый деревянный настил.
Но и это был не капитальный ремонт, а спортсмены намеревались его всё-таки добиться. При этом в 2018 году спортивная инфраструктура была в федеральном ведении. Планировалось, что дорожки себе заберёт краевая администрация, а потом отремонтирует. Этого сделано не было.
Поскольку настил был деревянным и его затопило в 2019 году, дорожки стали снова приходить в негодность – у них не было даже пропитки. В 2020 году сгнивший настил и прохудившийся асфальт привели в порядок на деньги спонсоров и благодаря инициативе мастера спорта СССР по легкой атлетике Александр Нестеренко.
В 2022 году снова встал вопрос о передаче инфраструктуры из федерального в краевое ведение. Губернатор Олег Кожемяко ожидал решения этого вопроса в течение года. В итоге год прошёл, а ничего не изменилось. В 2023 году заговорили уже о передаче дорожек в собственность города. К этому времени деревянные доски сгнили и в нескольких местах раскрошились, в нескольких из них появились сквозные дыры и много мелких. А уложенное три года назад резиновое покрытие уже частично провалилось и продырявилось. Рядом с резиновой дорожкой асфальт тоже весь в небольших сквозных дырах.