Приморские архитекторы и общественники просят отменить разрешение на строительство рыбного рынка на Корабельной набережной Владивостока, поскольку тот может перекрыть вид на море для туристических маршрутов. Особенно пострадают, по их словам, вид от мемориала погибших моряков и от памятника Невельскому, открывшему «восточных ворот страны». 15 человек, подписавших обращение, считают возведение рынка губительной для исторической среды городского центра градостроительной ошибкой и предлагают организовать архитектурный конкурс на проект общественного пространства.
О рыбном рынке на Корабельной набережной у Золотого моста говорят несколько лет – начать стройку хотели ещё в феврале 2022 года, а сдать объект – к концу 2024-го. Ни того, ни другого не произошло. В 2022 году возведение пятиэтажного здания согласовало и Росрыболовство. Ещё на стадии обсуждений и выбранное место, и заявленный размах вызывали вопросы. В 2021 году предприниматели предлагали главе города Константину Шестакову построить рынок покомпактнее где-нибудь на пирсе. И мэр отвечал, что такое место найдено – это площадка в районе первого пирса на набережной Спортивной гавани. Тогда оставалось лишь закончить тянувшиеся с 2017 года судебные споры.
В итоге пока основным считается проект, привязанный к Корабельной набережной. На сайте компании «Архитектон» сообщается, что рынок планируется в четыре этажа. На подземном – технические, вспомогательные и помещения для передержки и хранения живых морепродуктов. На первом – прилавки. На верхних – фуд-корт, кафе, рестораны и плюс видовая площадка на крыше. Проект готов и проходит экспертизу.
Картинки проекта хоть и красочные, но понравились не всем. На обсуждении, которое проходило в краевой библиотеке имени Горького, член-корреспондент Академии архитектурного наследия, эксперт в области историко-культурной экспертизы Анна Мялк показала свои проекции на рынок с исторических площадок города. Судя по ним, объект явно затмевает панораму. А она, с точки зрения градостроительного искусства, часть композиции памятников морякам торгового флота и Невельскому на Светланской. То есть авторы проектировали и строили памятники только потому, что те находятся на фоне панорамы бухты. Когда их лишают этого фона, то уничтожают и памятник, и идею, и авторский замысел.
«При принятии решения о размещении такого крупного объекта не анализировалось его влияние на историческую среду памятников архитектуры и истории, панорам бухты Золотой Рог, – говорится в обращении архитекторов. – Корабельная набережная с прилегающей территорией – мемориальная зона, целенаправленно создававшаяся на протяжении 125 лет. Строительство центра в качестве фона для двух главных монументов города уничтожит непрерывную панораму бухты Золотой Рог, открывающуюся с территорий и видовых площадок памятников, закроет перспективу бухты с уровня Корабельной набережной и набережной Цесаревича. Восприятие этой панорамы вместе с монументами, заложенное авторами проекта, выявляет и подчёркивает их исключительное значение. Увеселительный и рыночный характер планируемого объекта не соответствует историческому и мемориальному значению этого места. Его строительство будет вечным материализованным надругательством над драматичной и славной историей нашего народа».
Архитекторы считают корнем градостроительных ошибок традиции командных методов, произвольные решения вопреки объективным условиям и обстоятельствам. Самые показательные истории начались в перестройку. Одна из них – гостиница Hyundai (теперь Лотте отель) на Семёновской. Общественность реагировала на строительство бурно и активно, но чем дело кончилось, сегодня видят все. «Бастион капитализма», как называли гостиницу в газетах, построили в центре Владивостока в 1997 году.
«Но обстановка была всё-таки более демократичной, – считает Анна Мялк. – Профессионалы, архитекторы обсуждали проекты, особенно те, что собирались воплощать в историческом центре. Корейцы хотели выполнить типовой проект, компания реализует такие по всему миру. Архитекторы тогда сделали несколько предложений – в какой форме может быть объект, чтобы вписаться в исторический контекст. В результате вы видите что видите, всё проигнорировали».
Ещё одним доказательством вредоносности непродуманного строительства в городе со сложным ландшафтом архитекторы считают гостиницу «Хаятт» (теперь пятизвёздочный отель VLADIVOSTOK Grand Hotel & SPA). Её поставили на кромке набережной Золотого Рога, да и по облику и пропорциям та категорически не соответствует исторической застройке. Архитекторы опять писали письма, делали фотомонтаж, показывая, как этот объём влияет на историческую среду, как он закроет все виды на Светланской, как он встанет в перспективе Корабельной набережной. Теперь, стоя у памятника Муравьёву-Амурскому на Суханова, люди видят – граф смотрит не на бухту, а на гостиницу.
Сейчас история повторяется. Согласно кадастру, высота рыбного рынка 26 метров, уровень площадки – 2 метра от моря, итого – 28. А памятник погибшим в Великую Отечественную морякам стоит на площадке высотой 19 метров от уровня моря. Таким образом, рядом с ним или у памятника Невельскому люди будут видеть не панораму бухты, а новый объект. Кроме того, внизу, у моря, есть ещё один памятник – основателю российской школы дзюдо Василию Ощепкову.
«И все вложили огромный вклад в нашу историю! – говорит Анна Мялк. – Пётр Первый открыл ворота на запад, а Невельской открыл ворота на восток. Почему бы не предложить построить торговый центр на берегу Невы перед памятником Петру Первому? Это то же самое будет».
Подписанты письма, среди которых председатель краевого отделения «Союза архитекторов России» Владислав Думнов и ещё 14 человек, считают, что такие решения противоречат заявленным целям – увеличить население, привлечь на Дальний Восток людей, туристические потоки:
«Что мы покажем туристам? Вот мы выходим на видовую площадку и говорим: знаете, у нас панорама была, но теперь вот торговый центр. А люди на эксплуатируемой крыше будут любоваться на погибающих моряков. Мало того, что этот памятник варварски изуродован во время переноса, изменена его композиция, архитектурное решение. Если мы лишим его панорамы – это просто вандализм в градостроительстве. Архитектурную общественность ни к чему не привлекают. Тот же музейно-театральный комплекс на Орлиной Сопке – кто анализировал его в привязке к историческому центру? Кто обсуждал, как он смотрится со стороны Светланской? Приморских архитекторов к этому обсуждению не допустили».
На встрече люди так и говорили – есть архитектурное сообщество со своим видением. Но это видение заметается под лавку. Одно из прозвучавших предложений – придание городу федерального статуса. Тогда станет значительно сложнее вольно обращаться с городской застройкой, с историческим центром. В стране таких городов три, а на Дальнем Востоке нет ни одного. Но такая инициатива – компетенция краевой власти, и предложение должно исходить от неё. Правда, одно «но» может перевесить все плюсы – если Владивосток станет самостоятельным, край может лишиться поступлений в бюджет от города. А это серьёзная брешь. И ещё – миссия такого города как тихоокеанских ворот России – решение федеральных и международных задач. Но эту миссию нужно сформировать.
Было ещё предложение – создать институт градостроительства Дальнего Востока на базе Тихоокеанского института географии ДВО РАН. Здесь собраны все дальневосточные данные по экономике, по демографии. Это как раз основа для грамотного планирования городов.
Напомним, строить рыбный рынок на Корабельной набережной планировал резидент свободного порта ООО «Фар Лайн ДВ», принадлежащий депутату Сергею Слепченко, руководителю фракции «Единой России» в Законодательном собрании Приморского края. Инвестор обещал вложить в проект 2,7 млрд рублей.