Сервису сопровождения детей «Автоняни» исполнилось пять лет. Сегодня он охватывает весь Владивосток и пригород, каждый месяц выполняя около 2000 поездок. «Автоняни», созданные мамами для мам, стали спасением для родителей. Пока те работают, няни встречают, провожают, помогают и гуляют с маленькими клиентами. Это так называемый социальный бизнес, решающий социальные проблемы.
До свиданья, детский сад
Семилетнюю Киру Ольга Дроздовская каждый день забирает из детсада на Кузнецова.
«Она такая классная, – рассказывает Ольга, шагая к дверям. – Четыре года уже вожу. Это последний, потом школа. Вот едем, Кира спрашивает – знаете, почему тут копают? Здесь ведь кости мамонта нашли… Или – так, едем молча, я смотрю в окно. Я сегодня устала! – И мы едем молча».
В детсад Киру приводит мама, а вечером на вахту заступает Ольга. У всех автонянь – бейджики и документы, но её в садике хорошо знают. Она забирает ребёнка в 18 часов и везёт к маме на работу – у той график до 20 часов.
Кира – улыбчивая и вся в веснушках. Одевается сама, автоняня помогает по минимуму. Вначале было по-другому, а теперь девочка выросла.
Ольга ведёт ребёнка к машине, усаживает в автокресло, закрепляет, проверяет – всё ли в порядке.
Девочка называет её Олей и рассказывает, что в саду у них подготовка к выпускному, а школа будет рядом с домом. Наверное, с Олей придётся расставаться, если у ребёнка не появится каких-то разъездных активностей. Кира у родителей одна, но есть две кошки – Моиза и Марго. Это важно. И Марго она любит больше, потому что та милая.
Чувствуется, Ольга для девочки свой человек. Умение наладить контакт с ребёнком – одно из основных требований к автоняне. В штате сервиса работают в основном мамы, в том числе и многодетные. Но даже если своих детей нет, автоняня прекрасно ладит с маленькими клиентами. По-другому и быть не может.
Машина трогается с места. Когда поездка закончится, Ольга обязательно отпишется администратору – ребёнок у мамы.
Кто за рулём
Ольга Дроздовская 18 лет проработала руководителем филиала большой московской компании. Когда её «ушли» по возрасту, думала, что жизнь закончилась. А потом, в 2020-м, увидела в соцсетях объявление и заполненную автоняней анкету. Удивилась – женщина была постарше её:
«Думала, автоняни – молоденькие девочки… Заполнила всё, мы с Катей (руководитель компании Екатерина Белявская) встретились, поговорили, и я пошла попробовать. Получилось, понравилось, осталась. У меня дети спрашивают – а вы бабушка? Да, отвечаю. И им это так нравится! Дети и мой возраст – это прямо отлично. Мы сочетаемся очень».
Самой молодой автоняне – 25, самой старшей 60+. Ольга Дроздовская 18 лет за рулём. Объясняет, её работа точно не такси, тут не сядет пьяный дяденька – только дети:
«И дети ведь разные. С маленькими нужно разговаривать – песни петь, рассказывать что-то. С теми, кто постарше, говоришь меньше – ты пристегнулся? Всё, поехали».
Автоняни берут детей с четырёх лет и до совершеннолетия. У них есть 18-летний клиент, который учится в колледже. Свой рабочий график выстраивают сами, сами выбирают удобные заявки, удобный район и удобное время. У Ольги пять рабочих дней, суббота и воскресенье выходные:
«Всё лето я отдыхаю. Заканчивается май – наступает сезон дачи. А с сентября снова работаю. Летом заявок меньше, создаём группу из тех, кто готов взять это время».
Ольга живёт на Баляева. Поначалу бралась за всё – чтобы понять, что нужно и удобно. Теперь знает, что Вторая Речка – точно не для неё:
«Дело даже не в расстоянии. Ну вот не везёт с ней, обязательно встану в пробку. Но мы всегда друг друга выручаем. Что-то не срастается – пишешь в группу, обязательно подменят. Это позволяет никуда не опаздывать. А вот на Эгершельд еду с любовью, крайне редко там застреваю».
Дети у Ольги выросли, а из троих внуков двое живут в Уссурийске. Но там, говорит, родителям полегче – расстояния не те. А вот не выпасть из ритма большого города очень сложно:
«Тренировки, бассейны, кружки, детсад, школа, музыкалка, художественная школа. Бедные родители. У нас работа будет всегда, это я точно знаю».
Ольга как старшая автоняня ведёт школу автонянь – это тренинги для новичков.
«Приходят, переживают страшно. Я помню, тоже поначалу была в панике – казалось, ни адреса не найду, ни ребёнка. У всех так первое время. Говорю – девочки, буду вас вести, сколько понадобится. Я провожу экзамен, и как только они сдадут теорию – могут уже получать премию».
Но одно дело ездить самому и другое – отвечать за чужого ребёнка. Бывает, новички поработают и отказываются. Те, кто остаётся, знают, самое важное – уметь общаться с ребёнком и грамотно водить машину, не отвлекаясь на посторонние факторы. Сезон начинается с сентября, и там уже – только успевай. Больше всего заявок на утро и вечер, в самые пробки.
Начало
Когда сын Екатерины Белявской Ярослав пошёл в школу, мама поняла, что ничего не успевает. И решила организовать и свою жизнь, и жизнь других мамочек. Получается, все тонкости она оттачивала на себе и своём ребёнке – его возили автоняни, и сейчас часто возят.
Екатерина говорит, что пять лет назад она просто работала – то есть по найму. Но всегда хотела работать только на себя:
«Это моя мечта, к которой я шла много лет. И это не первая моя компания. Были те, что потом продавались в минус, с долгами и так далее. Есть направления, про которые я понимаю – точно не моё. Тот же общепит или магазин тканей – всё, попробовала, извините. Там нужны качества, которых у меня нет. А здесь – решение житейских проблем, мне нравится таким заниматься. В середине дня кто ребёнка заберёт? Маме нужно срываться».
Екатерина разыскала что-то похожее в Москве. Но, говорит, взяла только идею, остальное делала с нуля. На первую встречу пришли семь-восемь человек, откликнувшихся на вакансию. Из них осталась одна, и она работает до сих пор. Самая старшая – как раз её анкету четыре года назад увидела Ольга.
«Ну и началось, – говорит Екатерина. – Мы боролись за каждую поездку. Поначалу автонянь не хватало, я возила детей сама. Чтобы заработать статус и чтобы о нас узнали».
Сегодня в сервисе больше полусотни автонянь. Степень нагрузки у каждой своя – как кому удобно. Но, как и вначале, основной проблемой остаётся кадровый голод.
С клиентами работает менеджер – даёт всю информацию, считает поездку. В большинстве случаев сервис на постоянном графике, когда ребёнка возят регулярно. От менеджера заявка поступает к администратору, который стыкует клиентов и автонянь и контролирует поездку от начала до конца.
«Люди ассоциируют нас с такси, но мы другие, – говорит Екатерина. – Нужно найти место для парковки – мы не можем, как такси, остановиться на аварийках у дороги и быстренько увезти человека. Автоняня должна выйти, забрать ребёнка, помочь одеться, посадить в машину, пристегнуть, удостовериться, что всё в порядке. Да и за таких малышей, как у нас бывают, таксист ответственность не возьмёт. В услугу включены страхование и договор. И поездки у нас дороже, чем на такси».
Отвезти в школу, например, к 8 утра стоит 2750 рублей в неделю, забрать из школы – 2000 рублей в неделю. А вообще автоняни возят и взрослых, если человеку нужна какая-то помощь. Но это скорее исключение.
«Автоняни» стали первой компанией во Владивостоке с такого рода услугами. Сейчас на «Фарпосте» достаточно объявлений от автонянь-одиночек. И в них нет упоминаний о страховке.
В компании в подавляющем большинстве – женщины, хотя есть несколько мужчин. Их предлагают, когда выполнить заказ некому – все заняты. У мужчин тоже есть постоянные маленькие клиенты. Но всё-таки родители предпочитают иметь дело с женщинами.
«Когда создаёшь компанию, это как ребёнок – ты будешь вести его до последнего. В первые годы я вообще работала и параллельно вела бизнес. Всё шло более-менее гармонично, мы развивались. Сложность появилась с рождением второго ребёнка. Было тяжело разрываться между ним и управлением компанией. Но и это позади. Я тогда, сидя дома, начала учиться, буквально с Мией на руках».
Как всё запрограммировать
Екатерина говорит, что любит разные программы и всякие технические штуки. Одно из первых мест работы – компания «Майкрософт».
«И у нас в сервисе много чего автоматизировано. Я всегда ищу программу, которая поможет администраторам выполнять большее количество функций за то же количество времени. Начиная с автонянями, я понимала – нужно найти подходящую программу, а потом уже запускаться».
Недавно автоняни открыли ещё одно приложение – по разовым заявкам. Поняли, что спрос есть, но через администраторов это делать сложновато. А человеку нужно срочно. Потребовалось немало времени, чтобы найти программу, которая потянет нужные функции. В сентябре запустились, отработали сезон, появились постоянные клиенты.
Екатерина говорит, что всегда старается автоматизировать процесс. Как только это происходит и он становится для неё понятен, отдаёт его сотрудникам. Так же было и с разовым приложением – сейчас она только контролирует выполнение:
«Почему я это умею? Я много лет работала региональным представителем в крупных международных компаниях бытовой техники. Я была одна во Владивостоке. И я умею строить процессы онлайн. Когда другие компании в коронавирус страдали от того, что нужно сидеть дома – для нас была обычная онлайн-работа.
Я много раз пытались решить вопрос с офисом – у нас его нет. Мне вечно говорили – почему у вас нет офиса? Ну ладно, возьму офис. Потом подумала – что я там буду делать? Зачем за него платить – ведь аренду нужно закладывать в тариф? Ведь и так всё работает?»
Деньги на бизнес
Автоняни – это социально ответственный бизнес с определёнными преференциями. Екатерина выиграла краевой грант – это можно сделать только раз, и за него обязательно отчитываешься. Все 500 тысяч потратили на маркетинг, выстроив мощную интернет-рекламу. Ещё можно взять кредит – Екатерина тоже брала, на небольшую сумму. Плюс сниженная ставка налога. Кроме прочего, центр «Мой бизнес» организует учёбу.
Учиться Екатерине нравилось, она и презентацию свою защищала. Но вот школу в Находке окончила в своё время с тройками. На бюджет поступить не могла, а образование выбирала самое недорогое, какое могли себе позволить родители.
«Я стала педагогом-психологом. И не жалею. Университет учит мышлению, системности, организованности. Он даёт базу. Я дала себе обещание, если родители в меня вкладываются, я их не подведу – и окончила университет с красным дипломом. По специальности так и не работала, хотя эти знания совсем не лишние в моей жизни. Но я всё-таки больше люблю программы, организацию процесса, создание чего-то нового – вот это моё. У меня девочки знают – я всегда говорю, останавливаться нельзя, иначе зачахнем. И даю им новые и новые направления – мы развиваем вот это, мы сейчас думаем над этим, мы решаем вот такую проблему».
– И что, этот сервис будет кормить вас на пенсии? Сейчас ведь так говорят – это будет кормить в старости…
– Ой, давайте доживём сначала…
Будни и праздники
Екатерина хочет, чтобы компания была для сотрудников как семья. Как это сделать, если общение строится при работе онлайн?
Во-первых, человек должен чувствовать себя нужным – поэтому обучение, помощь, мотивация, доброжелательность. Во-вторых, несмотря на онлайн-повестку, люди встречаются и хорошо знают друг друга.
– Не только работаем – у нас команда, – говорит Ольга Дроздовская. – Отмечаем дни рождения, общаемся. Решаем, куда хотим пойти. В тот же театр или в теннис поиграть. Есть ещё выходной с автоняней – устраиваем развлечения и поездки для деток. На последний звонок организовывали шесть машин и повезли в пейнтбольный клуб класс второклассников. Там они какой-то квест прошли, жарили сосиски, общались. Сами развлекаемся и их развлекаем.
Получается, выходной не только у ребёнка, но и у родителей – те могут заниматься своими делами или не заниматься ничем.
Закрывая сезон, автоняни собираются вместе, устраивают праздник. А ещё второй год подряд автоняни устраивают праздник для города – шарики, аквагрим, мыльные пузыри, лотерея. Всех развлекает профессиональное агентство. В этом году он будет 2 июня в парке «Карусель» на набережной Спортивной гавани.