Одна из задач, которая сегодня стоит перед сферой торговли в Приморском крае, это увеличение доли товаров местного производства. Крупным магазинам нужно развивать собственные марки, чтобы заместить ушедшие. Мелким и средним фермерам – сотрудничать с федеральными сетями, чтобы масштабировать бизнес. А властям – поддерживать ярмарки, чтобы производитель и покупатель могли находить друг друга без посредников.
Заместитель министра промышленности и торговли Приморского края Елена Шандова на Global Expo Vladivostok 2024 рассказала, что отрасль ретейла последние несколько лет стабильно растёт. По итогам 2023 года Приморье заняло первое место среди регионов Дальнего Востока, доля края в объёме розницы составляет 24%, а оборот – 651 млрд рублей. Однако власти наблюдают дисбаланс в форматах торговли. Около 93,7% продуктов и непродовольственных товаров реализуют организации и ИП, тогда как рынки и ярмарки занимают только 6,3%.
«Крупным игрокам необходимо в первую очередь фокусироваться на собственных торговых марках, чтобы постепенно замещать продукцию тех, кто присоединился к санкциям и покинул наш рынок. Стратегических целей у нас сейчас две. Первая – увеличение доли качественных товаров собственного местного производства в мелкой рознице и в сетях. Второе – развитие многоформатной торговли на территории Приморского края», – обозначила Елена Шандова.
По её словам, количество ярмарок, где производитель и покупатель могут без посредников найти друг друга, должно быть выше, край готов это поддерживать. Например, в Снеговой Пади планируется реализация федерального проекта «Русские ярмарки», землю инвестору передают без торгов.
«Мы считаем важным поддержать строительство торгово-развлекательных центров в моногородах – Большой Камень, Арсеньев, Уссурийск. Потому что население там увеличивается, на «Звезду», например, приезжают целыми семьями, а развлечений, фуд-кортов, качественных торговых объектов мало. Поэтому мы разработали примерный порядок, по которому можно получить компенсацию до 60% затрат на строительство ТРЦ после его сдачи. Земля не субсидируется, но если это оформлено как приоритетный инвестпроект, её можно будет получить без торгов. Во Владивостоке программа компенсаций работать не будет – здесь ТРЦ достаточно», – отметила Шандова.
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти X5 Group Екатерина Гаврилова говорит, что сегодня в Приморском крае работает 42 магазина «Пятёрочка». При этом на Дальний Восток сеть пришла с пониманием, что строительство и открытие типового магазина на 350-500 кв. м будет минимум на 5 млн рублей дороже, чем в других регионах, а период окупаемости возрастёт. Решиться зайти в ДФО помогли своя система логистики и перевозчик, входящий в холдинг. Это позволяет не зависеть от дорогих авиа- и сложных в нынешних реалиях ж/д перевозок.
«Продукцию на Дальний Восток мы везём из опорного распределительного центра в Красноярске. В четвёртом квартале 2025 года откроем первый такой в ДФО в Хабаровске, на 50 тысяч кв. м. Здесь, в Приморье, мы сейчас осматриваем предложенные нам участки, строить будем в 2026-2027 годах. Планируется, что здесь распределительный центр будет поменьше, на 30-35 тысяч кв. м, но это всё равно существенный размер. Наша цель – 30% местного производства. Но пока таких объёмов не получается, дефицит практически в каждой категории. В Приморье разве что немного лучше, чем в Хабаровском крае, ситуация с молоком, мясом, бакалеей», – считает Екатерина Гаврилова.
Чтобы стимулировать местных мелких и средних производителей начать работать с федеральной сетью, компания планирует выходить на систему стратегического партнёрства. Это совместное строительство и развитие теплиц, овощехранилищ, цехов обвалки мяса, поточных линий переработки, фабрик-кухонь для готовой еды.
«Мы понимаем, что без нашего ресурса местному бизнесу не сдвинуться. Мы при этом готовы давать возможность местным производителям выходить на другие регионы через нашу сеть, если будут достаточные объёмы», – отмечает Гаврилова.
Коммерческий директор агрокомплекса «Дальневосточные теплицы» Олег Огай рассказывает, для его предприятия сети – основной клиент, они забирают большую часть продукции. Из-за возросшего спроса масштабируется и производство. А открытие большего числа магазинов сети в перспективе может дать более низкую цену потребителю.
«У нас самый большой агрокомплекс в Приморье. Посевная площадь 10 га, всего комбината – 12 га. Мы производим круглый год овощи – томаты, огурец и салат. За 2023 год произвели 6500 тонн продукции, план в 2024 году – 7500 тонн. К ноябрю 2025 года мы хотим расширить посевную площадь до 22 га», – делится Олег Огай.
А в помощь мелким фермерам в Приморском крае, считает Елена Шандова, нужен агроагрегатор – платформа, которая бы смогла собрать вместе поставщиков и обеспечивала бы им связь и доступ к сетям, мелкой рознице, госзаказам, в том числе поставкам в госучреждения.