В рамках фестиваля минтая «О! Мега Вкус» с 24 по 26 мая на Батарейной набережной пройдёт городской праздник. Десятки заведений, в том числе и те, которые обычно не работают на улице, представят горожанам и гостям блюда из российского минтая. Для гостей праздника будут проходить кулинарные мастер-классы, лекции и развлекательная программа.
«Мы говорим слово «вкусно» и подразумеваем минтай, – утверждает заместитель директора Туристско-информационного центра Приморского края Виталий Станиславчук. – Все знают, что минтай воспринимался как «рыба для кошек», но мы меняем концепцию, подход. Отлично понимаем, что это не только вкусно, но и полезно. Правда, предлагали в процессе даже перестать употреблять «минтай» и заменить его словом «поллок» (от pollock — анг. минтай). Этого мы, конечно, делать не стали – мы же патриоты своей страны и своего языка. Фестиваль у нас уже второй, и ресторанный, и уличный. Родилась концепция совершенно случайно, совместно с российским рыбодобытчиком РРПК («Русская рыбопромышленная компания»). Поначалу было трудно, но неожиданно получилось хорошо, и эта история растёт, к нам присоединяются всё новые партнёры. Бренд «О! Мега Вкус» уже известен по всей стране. Мы уже не едим севиче или паэлью, мы теперь едим своё – и гордимся этим. Мы продвигаем дальневосточную кухню и российские продукты».
У фестиваля «О! Мега Вкус» двойной формат, он проводится и в ресторанах, и на улице. Количество ресторанных участников уже почти достигло трёх десятков. Ресторанная часть проводится две недели, с 18 мая до 2 июня. В эти дни у партнёров можно попробовать специальное фестивальное меню или посетить гала-ужин.
Уличная же часть позволит охватить гораздо больше людей и познакомить их с новыми и необычными рецептами приготовления давно знакомой рыбы. В этом году она пройдёт у старого океанариума, открытие будет 24 мая в 15:00, а затем площадка проработает все выходные. На уличном фестивале будет 24 гастрономические точки, где можно купить блюда из минтая и других продуктов. В прошлом году, например, гости фестиваля съели 32 тысячи порций различных блюд.
Участники – совершенно разные, в том числе и те рестораны, которые вне фестиваля не работают на улицах. Меню, соответственно, абсолютно разное, от простых блюд до невероятно сложных подач с авторскими клярами и соусами.
«У нас ребята разработали кучу авторских кляров, понимаете? Даже с кедровыми орехами есть! – радуется Екатерина Шаповалова, автор проекта «Гастрономическая карта России», куратор Дома российской кухни на ВДНХ. – Мы не везём на этот фестиваль каких-то московских или питерских звёзд. У нас здесь есть свои кулинарные звёзды, классные парни и девушки, имена которых уже знает вся страна! Они прославляют Приморский край».
Кроме еды, конечно, будет и развлекательная программа – с авторскими мастер-классами для взрослых, где шефы ресторанов научат варить сливочную уху или делать хинкали с минтаем. Для детей будет отдельная программа, развлекательная: они научатся рисовать удэгейские узоры, расписывать тульские пряники и ракушки.
«Наш фестиваль с точки зрения объединения организаторов – совершенно уникальная история, – считает Алексей Меркулов, директор по коммуникациям РРПК. – Здесь есть вся цепочка, от рыбодобытчиков и переработчиков до ритейла и ресторанов. Нас поддерживает вся отрасль в лице Ассоциации добытчиков минтая, фестиваль объединил рыбодобывающие компании. Да он всю страну объединил. Мы сами работаем над тем, чтобы повышать статус минтая и качество добычи и переработки рыбы посредством обновления флота. Очень рады, что к фестивалю присоединяются новые партнёры, в том числе супермаркеты, где по ходу фестиваля проводятся специальные промоакции».
Организаторы фестиваля уверены, что создали прецедент – из небольшого локального фестиваля появился бренд, который завоёвывает публику и становится известен далеко за пределами Дальнего Востока. Такой продукт уже можно презентовать туристам – и люди будут приезжать не только посмотреть на море, но и попробовать его дары на специальных площадках.
«Туризм – это фантик, в который нужно упаковывать продукт, – говорит Екатерина Шаповалова. – В какой-то момент лично мне стало понятно, что у нас нечего упаковывать, фантик пустой. А сфера питания – это огромная и важнейшая составляющая нашей жизни, где можно сформировать вот этот продукт для фантика. Фестиваль развивает индустрию, внедряет новые решения для меню. Я уверена, что после него в меню ресторанов останутся те блюда, которые они сейчас придумывают для своих площадок. И мне бы очень хотелось, чтобы люди рождали этот спрос, приходя в рестораны и требуя те блюда, которые они пробовали здесь. У нас 85 тысяч объектов питания, из которых российскую кухню представляют менее 1%. Но сейчас эта ситуация начинает меняться, и мы уже готовы видеть минтай, нашу русскую рыбу, в любом меню – от школьной столовой до свадебного ужина».
Организаторы говорят, что кухню представляют не русскую, а российскую — у нас многонациональная страна, где каждая народность имеет свои собственные блюда и уникальные рецепты, которые можно готовить с рыбой. Например, карельский лохикейтто – сливочный рыбный суп. Дагестанский чуду, в котором местные повара тоже добавляют рыбу. Осетинский уалибах, бурятские буузы, старорусские курник и тельное – все эти блюда можно готовить с рыбой, в том числе и с белой. А ведь многие даже не слышали таких названий.
«Это наша задача, как организаторов фестиваля, – думать, создавать и продвигать, – говорит Виталий Станиславчук. – Всем известен феномен итальянской кухни или японской. Их знают во всём мире, везде едят. Но у нас есть своя дальневосточная кухня. И когда мы научимся сами любить своё, тогда все вокруг полюбят наше. И рестораны дальневосточной кухни будут открываться в России, в Китае, в Европе, где угодно».