Остров Попова – это часть Владивостокского городского округа, до которой редко добираются сами горожане. А тем не менее побывать там стоит: полюбоваться красотами природы и морскими пейзажами можно на экологической тропе, первые два километра которой благоустроили в 2020 году. По приглашению Дирекции общественных пространств Владивостока этот маршрут посетили корреспонденты Новостей VL.ru. Если быть готовым к некоторым сложностям при путешествии на пароме и временному отсутствию общественных уборных на острове, то такой маршрут выходного дня можно порекомендовать ищущим новые впечатления людям.
Как и на чём добраться
Если у вас есть личное авто, то добраться до места достаточно просто: сначала отправиться на Русский остров в бухту Боярин, а оттуда – уже на пароме. До 31 мая судно курсирует восемь раз в день – большая часть из рейсов выполняются на коммерческой основе: отправление на остров в 8:15 (к. – коммерческий), 9:15 (м. – муниципальный), 11:15 (к.), 12:15 (м.), 15:15 (к.), 16:15 (м.), 18:15 (к.), 19:15 (к.). С приходом лета количество рейсов обещают увеличить.
На муниципальные рейсы пускают всех желающих, но жители Попова отправляются в первоочередном порядке. Как указано в объявлении на причале, стоимость переправы с авто оговаривается отдельно с капитаном, в зависимости от тоннажа машины. Другая бумага расписывает прейскурант: стоимость за 1 тонну на 1 морскую милю при совершении муниципального рейса – 550 рублей (согласно свидетельству о регистрации ТС при максимальной массе). На коммерческом рейсе – уже 1500 рублей. Стоимость проезда на пароме для одного человека без авто составляет 100 рублей.
Отметим, что на остров, конечно же, можно перебраться с автомобилем, и даже есть место, где его просто припарковать – фактически это поле на другом берегу. Однако для однодневной прогулки рекомендуем всё же оставить машину в бухте Боярин, чтобы не переплачивать. Есть и другое возможное неудобство для автомобилистов: во время визита корреспондента Новостей VL.ru очередь из машин начал довольно грубо выстраивать мужчина, представившийся руководителем ИП Кулаксизов, осуществляющим перевозки. Как говорят местные, к такой манере общения они уже привыкли – а приезжающим ненадолго лучше вовсе избежать возможной перепалки.
С 1 июля запустить паром до острова Попова обещают и от Морского вокзала, что сильно облегчит дорогу для желающих туда добраться. Но подробности о запланированных рейсах пока неизвестны.
Стоит подчеркнуть, что для пешеходов дорога собственно на берег Боярина займёт больше времени. Единственный общественный транспорт, который доезжает к переправе, – автобус № 29Б. Сейчас такие рейсы осуществляются только в выходные дни, а к лету их количество также планируют увеличить.
В бухте Боярин в ожидании парома можно осмотреть окрестности. Одна из наиболее примечательных деталей – функционирующий маяк «Тигр», построенный в 1930-е годы. К сооружению есть подходы, оно никак не огорожено. Здесь, с возвышенности, открываются живописные виды на пролив Старка, разделяющий острова.
Экотропа и удобства Попова
Перебравшись на другой берег, мы фактически сразу оказываемся у экотропы. Заметить стартовую площадку не трудно: чуть левее причала расположены небольшие деревянные павильоны и пространство для отдыха. По замыслу создателей, построенные домики должны занять кафе, медпункт и общественные туалеты. На момент приезда редакции помещения пустовали, но к началу сезона всё планируют ввести в эксплуатацию. Собственно, с этим связана ещё одна сложность островных поездок – других общественных уборных здесь пока что не имеется. Ещё один туалет расположен на пирсе, на местном «морском вокзале», однако последний временно закрыт.
Здесь же туристы увидят стенд с информацией о маршруте и правилами поведения на тропе. На протяжении пути подобные баннеры будут встречаться не раз: у тематических зон и памятных объектов. Все они оформлены в едином стиле, содержат интересные факты об острове, описанные кратко и структурированно.
Чуть выше от площадки начинается путь по лесной тропе. Первая остановка – полукапонир, один из объектов Владивостокской крепости. Военное укрепление, как и маяк «Тигр», появилось в начале 1930-х и служило для охраны морских рубежей. Сейчас полукапонир расчистили, сформировали подходы к объекту, чтобы все желающие могли подробно его осмотреть.
У этой точки заканчивается проторенная тропка и начинается деревянный настил для удобства передвижения. Стоит сказать, что этот прибрежный маршрут давно был излюблен жителями острова, поэтому идея его благоустройства зародилась не на пустом месте. В 2020 году на острове Попова побывал губернатор Олег Кожемяко, который дал старт инициативе.
Следующая точка, притягивающая внимание, – большой каменный курган. Это символичное место для небольшого ритуала: если вы хотите осуществить свою мечту, то, загадав желание, нужно добавить к насыпи новый камушек, взятый на берегу.
По ходу движения встречаются площадки и скамьи для отдыха. Так как все объекты сделаны из дерева, то разведение огня здесь категорически запрещено.
Акватория острова и его южная часть являются территорией Дальневосточного морского заповедника. Многие виды растений здесь имеют исключительную научную ценность. Краснокнижные обитатели животного мира также часто наведываются на Попова. В будущем благоустройство экологической тропы планируют протянуть вплоть до островного филиала заповедника.
На пути встречается ещё одна достопримечательность – столетняя липа, разместившаяся на склоне. Около дерева также можно загадать желание, для чего достаточно просто обнять могучий ствол и прошептать липе свою мечту.
Остров получил своё имя в честь адмирала Попова Андрея Александровича, командующего отрядом военных кораблей на Тихом океане в 1858-1861 годах. Считается, что на момент прихода флотилии в воды залива Петра Великого эта территория была населена китайскими разбойниками-«хунхузами». Легенды об оставленных ими на острове сокровищах до сих пор популярны среди местных жителей. Узнать больше интересных фактов об истории Попова помогут уже упомянутые информационные стенды.
Финальная точка благоустроенной части – видовая площадка. Она находится на расстоянии двух километров от начала экотропы. Отсюда открывается потрясающий вид на пролив Старка. Зелёные шапки островов, скалистые выступы и лазурная вода у берега – всё это не может не заворожить. Здесь у отдыхающего два варианта дальнейшего пути: вернуться обратно по тропе к причалу или продолжить свой маршрут дальше по острову, где можно выйти к жилой части и вернуться на причал уже оттуда.
Неторопливый путь по экотропе в обе стороны занял у нас около 3,5 часа. Рекомендуем маршрут тем, кому наскучили более привычные направления для прогулок, но время не позволяет выбраться в другие районы края. Советуем непременно одеться удобно и по погоде, взять с собой перекус и наличные – для удобства оплаты проезда на пароме.