Утром в субботу, 11 мая, во Владивостоке водители 22 автобусов маршрутов № 31 и 64 отказались перевозить пассажиров. Транспорт простаивал между остановками «Галактика» и «Добровольского», а пассажиры отправляли гневные сообщения в соцсети. В течение четырёх часов ситуацию удалось нормализовать, и автобусы всё-таки начали движение.
Ни один из водителей, с кем удалось поговорить корреспонденту Новостей VL.ru, не назвал своего имени. Люди объясняют, что не хотят лишних неприятностей. Но ситуация, по их словам, накалилась так, что отказ от перевозок – последний аргумент.
«Нам вчера выдали по итогам недели по 5000 рублей. У нас смена стоит 3500. Это сколько получается за пять рабочих дней? Мы спрашиваем, разве мы по 5000 за неделю зарабатываем? Никто ничего не объясняет. Как так можно? Если платят, мы работаем, какие вопросы? А вот так нельзя. Сейчас приехало начальство, обещало всё решить. Разобрались. Собираемся на линию выходить», – рассказал водитель автобуса № 31.
В 11:10 на Тихой оставалось четыре автобуса 31-го маршрута и четыре – 64-го. Они стояли у остановки в ожидании распоряжений диспетчеров, чтобы встроиться в график. Водитель одного из них, 31-го, рассказал, что людям недоплачивают уже почти месяц.
«Вот поэтому мы взяли путёвки, вышли на линии, собрались на конечной и встали. У меня сегодня смена в 07:05 началась. А так в 05:10 начинаем, в 20-20:30 заканчиваем. Потом заправка, путёвки сдавать, домой едем в 22:00-23:00. И вот за такой график мы ещё и деньги потом со скандалом получаем», – объяснил мужчина.
О том, что протяжённость рабочего дня далека от нормальной, говорят все без исключения водители.
– Бывает, доходит до 20 часов. Не постоянно, но иногда так. Три дня назад я был в первом графике, в 05:10 начинал и в гараж попал в 23:20 примерно.
– Но это ведь опасно? Можете уснуть за рулём, не отреагировать вовремя. И утром опять на работу?
– Ну да. Конечно, мы много говорим об этом, но так и работаем. Смена стоит 3500, а нам по итогу недели дали по 5000. И ещё, если автобус ломается, ничего не платят, хотя это не наша вина. У нас вынужденный простой.
По словам водителей 64-го маршрута, они за смену получают меньше – 2000 рублей. Почему – не знают. Не раз поднимали вопрос, откуда такая разница. Пока всё остаётся по-прежнему. Работать тоже начинают в 5 утра и заканчивают смену в 20:30-21:00.
Водители 31-го и 64-го маршрутов – не единственные, кто жалуется на длинные смены. Недавно Новости VL.ru делали репортаж на эту тему. Выяснилось, что такая практика во Владивостоке не редкость.
Шофёры, собравшиеся на Тихой, говорят, им тоже не нравятся такие крайности. Они понимают, что подводят пассажиров, но и работать так невозможно.
Руслан Айдамиров, генеральный директор компаний «Каслар» и «Владавто», которые обслуживают два этих маршрута, подчеркнул, что «абсолютно не подтверждает слова подчинённых по поводу недоплаты».
«Как я могу заплатить 15 000 человеку, который в неделю отработал два дня? Кто отработал пять, тот получил сколько заработал. И не все автобусы стояли на конечной, кто-то продолжал движение. Это попытки согласовать для себя другие условия оплаты труда некоторых личностей, которые подбили своих коллег. Мы разбираемся с этой ситуацией. Компания проводит проверку, выясняет зачинщиков несанкционированного схода с линий. Они создают социальную напряжённость в городе. Будут наложены штрафы и дисциплинарные взыскания», – заявил Руслан Айдамиров.
По его словам, у всех водителей есть трудовые договоры. Как говорит директор ООО «Каслар» и ООО «Владавто», трёхлетние контракты с перевозчиками были заключены в 2022 году, но в связи с меняющейся экономической ситуацией в стране целесообразность ведения бизнеса сведена к нулю. Постоянный рост цен на запчасти, обновление подвижного состава, удорожание топлива. А после ужесточения миграционного контроля появилась ещё и острая нехватка рабочей силы.
«По этой причине водители, чувствуя свою значимость на предприятии, говорят – мне в другой компании предлагают зарплату выше, я туда пойду. И это постоянная беготня. Вчера получили зарплату. Сегодня вышли, сделали круг и встали на конечной остановке. Зачем было, спрашивается, выходить из парка? Это явная попытка шантажа. Водители такими действиями подводят граждан, жителей Владивостока. Мы планируем обратиться в уполномоченные органы для проверки законности их действий», – отметил Айдамиров.
Напомним, прокуратура сообщила, что организовала проверку соблюдения трудовых прав работников ООО «Каслар» и ООО «Владавто», по результатам которой даст принципиальную оценку соблюдению трудового законодательства как в части оплаты труда (размера и своевременности выплат), так и достаточности трудовых ресурсов для выполнения обязательств, принятых по контрактам. А администрация Владивостока заявила, что за сход автобусов с линии предприятия будут привлечены к административной ответственности в соответствии с условиями муниципальных контрактов.