«Эпизоды морского фасада» – таково было название открытой лекции-дискуссии, которую провели для горожан в библиотеке № 10. Участники, хоть их было и немного, узнали об основных этапах застройки Владивостока, познакомились с различными архитектурными стилями, порассуждали об урбанистическом будущем столицы Приморья.
Спикером выступил Дмитрий Кобзарь, студент магистерской программы ДВФУ «Цифровое искусство». Сейчас он работает над своей диссертацией, в рамках которой создаёт мобильное приложение, позволяющее с помощью дополненной реальности увидеть, как мог бы выглядеть Владивосток. Перекрасить фасады гостинок или посмотреть на завершённый вид недостроев города можно будет, наведя камеру мобильного устройства на нужный объект. А чтобы понимать, какие архитектурные стили применимы к интеграции в готовящееся приложение, Дмитрий провёл исследовательскую работу, результатами которой и поделился с собравшимися.
Основание города и образцы деревянного зодчества
Не секрет, что основанный в 1860 году Владивосток первоначально представлял собой военный форпост у берегов Японского моря. Первые постройки – одноэтажные деревянные здания, сделанные на скорую руку.
На новой территории все дома сначала возводились руками военных. Значительный приток гражданского населения начался спустя пять лет – в основном это были переселенцы из разных областей Российской империи. К данному периоду можно отнести формирование первого архитектурного стиля в застройке Владивостока – русское деревянное зодчество.
Здесь это направление образует синтез южнорусского зодчества, привезённого казаками (пример – современная Фонтанная, 21), и северного стиля с европейскими элементами, который пришёл вместе с переселенцами из Сибири и Урала (пример – Прапорщика Комарова, 9). Основное различие – декоративные элементы. В южнорусском стиле фасад украшали различными резными узорами в виде растений и цветов, северный же был более сдержанным и отличался заострёнными чертами всех внешних элементов.
Эклектика порто-франко
В 1862 году Владивосток становится территорией порто-франко – свободного от таможенных пошлин города. В 1900 году режим порто-франко отменили, а после начала Русско-японской войны восстановили, но ненадолго – до 1909-го. По словам Дмитрия Кобзаря, именно на границе XIX-XX веков можно отчётливо проследить следующий значимый этап развития архитектурного облика города. Если раньше здесь трудно было встретить каменные строения, то к началу столетия стекающиеся в «свободный порт» иностранные предприниматели уже активно возводили капитальные здания в различных архитектурных стилях.
Так, необарокко стал визитной карточкой торговых домов и коммерческих построек многих иностранных предприятий. Самый яркий пример – здание торгового дома «Кунст и Альберс» (современная Светланская, 35, или владивостокский ГУМ). Такие постройки находились на главной улице города, в то время носившей название Американская, и расположены были на перекрёстках с другими улочками. Делалось это для того, чтобы торговый дом становился точкой притяжения для людей из разных районов города. При этом в целях экономии парадный фасад здания обычно украшался богато, а боковая сторона фактически не оформлялась декоративными элементами. В отличие от других городов, где крупный торговый дом зачастую становился отправной точкой для начала ряда улиц (отходящих от прилегающей к зданию площади, словно лучи), во Владивостоке была развита линейная застройка, что обусловлено наличием военных гарнизонов и делением города на секторы.
Неоготический стиль, пришедший к нам также вместе с иностранцами, чаще встречался в частной застройке. Это были состоятельные доходные дома или личные особняки. В отличие от необарокко данный стиль более собранный и холодный, основной декоративный элемент – башенная надстройка (пример – бывший доходный дом В. К. Гольденштедта на Светланской, 11). Дмитрий полагает, что такая любовь к неоготике при строительстве именно жилых домов обусловлена в том числе местным рельефом. Построенные в этом стиле особняки, которые располагались на сопках, напоминали владельцам и горожанам настоящие средневековые замки.
А вот появившиеся в то время здания в неорусском стиле неразрывно связаны с административными учреждениями. Декоративные элементы, довольно вычурные и крупные, должны были всячески подчеркнуть «государственность» этих построек (например, бывший Главпочтамт на Светланской, 41).
Отличительная черта Владивостока тех дней, которую не встретить в европейской части страны, – заимствование восточных элементов в архитектуре. Некоторые специалисты выделяют такие постройки в «неокитайский» стиль, однако во Владивостоке нет прямого «цитирования» традиционной восточной архитектуры, говорит Дмитрий Кобзарь, её элементы здесь были определённым образом трансформированы в угоду меньших затрат.
Советское наследие…
Удалённость города от столицы сыграла свою роль в развитии архитектуры и в советское время. Владивосток фактически миновали смелые проекты конструктивистов, едва ли с десяток домов можно отнести к сталинскому ампиру.
Самые яркие постройки того времени остались от нереализованного до конца генплана «Большой Владивосток». Это здание Совнархоза на улице Суханова, серия «Домов специалистов» (например, Суханова 6а и 6-б) и два дома на улице Алеутской, под номерами 17 и 19 – знаменитая «Серая лошадь». Большой архитектурный проект разрабатывался в 1930-е годы, его завершению помешала начавшаяся Великая Отечественная война.
Послевоенная же архитектура, как и в других регионах государства, не отличалась изысками и разнообразием. Спальные районы застраивали сериями, а самым заметным во всех отношениях архитектурным наследием позднего СССР во Владивостоке остался «зуб мудрости» – ныне это здание занимает правительство Приморского края.
…и будущее Владивостока
Финальная часть встречи, которая прошла в формате живого диалога, была посвящена насущным проблемам архитектурного облика столицы Приморья. Горожане делились своими представлениями о том, как можно улучшить городское пространство, фантазировали насчёт того, как может выглядеть Владивосток в будущем.
Отметим, что участников было немного – лекцию посетило лишь нескольких молодых людей. В основном они высказывали недовольство точечной застройкой города, которую ведут, не уделяя внимания прилегающей территории. В ходе дискуссии обсуждали необходимость создания зелёных пространств, пешеходных зон.
Очевидные вещи или смелые мечты – Дмитрий Кобзарь надеется, что и то, и другое, наглядно сможет продемонстрировать владивостокцам его будущее приложение. По замыслу автора, оно не только покажет «новый Владивосток», но и даст возможность оценить запрос жителей на улучшение городской инфраструктуры – узнать, что именно необходимо городу в первую очередь.