Суд во Владивостоке оставил без движения иск прокуратуры о закрытии торгового центра «Гранд» на Второй Речке. Как оказалось, в заявлении не хватает документов, но прокуратура обещает устранить недочёты на этой неделе. А значит, что сотни арендаторов и их сотрудников всё ещё могут оказаться на улице из-за того, что после реконструкции в 2004 году всё здание якобы не ввели в эксплуатацию. Новости VL.ru смогли ознакомиться с иском: оказалось, что речь идёт всего лишь об одной «недостроенной» башне в углу здания, о которой большинство собственников якобы даже не знали, разрешения на её постройку не давали, но «бандиты у нас и не спрашивали». Как убийство лидера Трифоновской ОПГ аукнулось торговцам через 20 лет и почему под ТЦ «Гранд» горожане принимают совершенно разные торговые центры – разбирался корреспондент редакции.
Начнём издалека
В 1974 году на Второй Речке, на углу Русской и проспекта 100-летия Владивостока был построен Дом быта. В советское время распространённое явление, где по принципу «всё в одном месте» горожане могли причесаться, починить одежду или обувь, сделать фото и так далее. К развалу Союза здесь работало несколько предприятий, чьи работники в 1990-е получили право приватизировать помещения. В итоге за несколько лет образовался ряд собственников, деливших между собой здание. Причём часть площадей, по их словам, остались у мэрии, в том числе и по сей день.
В 1998 году предприниматели Бернадзиковский и Власенко решили достроить помещения и затеяли первую реконструкцию Дома быта. Над длинной галереей, ближней к скверу, надстроили второй этаж. Спроектировал его Валерий Моор, известный приморский архитектор, который после поработает над воссозданием Триумфальной арки на Петра Великого, реконструкцией мемориального комплекса ДВГТУ на Пушкинской, возведёт часовни на Корабельной набережной и Пограничной. К угловатому Дому быта – образцу советского конструктивизма – он достроил помещения непривычной формы, которые, по замыслу автора, должны были напоминать пагоды, подчёркивать близость Китая и служить архитектурным мостиком между востоком и западом.
Для той самой реконструкции собрали объёмный пакет документов, включая письменные разрешения от каждого собственника помещений в Доме быта. По окончании работ реконструированное, а точнее, достроенное здание официально ввели в эксплуатацию. В итоге площадь увеличилась, и назвали его официально ТЦ «Универбыт». В нём появилась первая в городе торговая галерея, в которой сейчас находится часть магазина DNS.
Опыт показался удачным, и реконструкция продолжилась. Один из собственников, Сергей Губич, сделал пристройку с другой стороны: сначала кафе на первом этаже, а на втором этапе достроил сверху ещё этаж. Пристроенные помещения назвали торговым центром «Планета». Оба этапа официально ввели в эксплуатацию, акт ввода второго этажа датирован 20 августа 2004 года. «Планета» существует как отдельный ТЦ прямо сейчас – от остальных помещений его отделяют прозрачные двери, на картах у него отдельный адрес.
А следом компания «Влад Прим», которая арендовала в «Универбыте» помещения у строительной фирмы «Спеко и Ко», предлагает другим собственникам затеять ещё одну реконструкцию, самую грандиозную. Между двумя галереями, где находился так называемый дворик Дома быта, строят с ноля три этажа, причём третий продлевают над уже существующими помещениями, значительно увеличивая торговые площади. Архитектором снова приглашают Моора, а стройку ведёт та самая «Спеко и Ко», которая построила жилые дома на Давыдова. На эту реконструкцию тоже собирают все необходимые документы и разрешения собственников, с обратной стороны здания пристраивают пожарную лестницу до третьего этажа, всё официально вводят в эксплуатацию. Отныне эти (и якобы только эти) пристроенные помещения официально называются ТЦ «Гранд».
Правда, позже начинается реконструкция уже «Гранда» (второй и третий этап): над двумя разными блоками старого Дома быта надстраивают ещё по два этажа. Получились две своеобразные башенки, не связанные друг с другом. Одну из них позже купит владелец «Планеты» Губич и, по некоторым данным, сможет ввести в эксплуатацию, соединив с другим торговым центром – построенной рядом «Панорамой». У этой башенки даже нет прохода в Дом быта, хотя она находится прямо над ним. А вот вторая башня с 2004 года так и останется объектом незавершённого строительства готовностью 80%, что не помешает ей все эти 20 лет сдаваться в аренду.
«Тысяча людей останется на улице»
С нынешними собственниками-соответчиками по иску прокуратуры корреспондент Новостей VL.ru встретился в офисе компании DNS, чей магазин является одним из крупнейших арендаторов здания. Собеседники признаются: узнали, что им грозит закрытие, из новостей. Сказать, что они были в шоке – ничего не сказать. Некоторым приходило уведомление о скорой проверке прокуратуры, но сотрудников ведомства большинство из них тут не видели. Текст иска тоже. И только со слов директора «Влад Прим» Жанны Давыдченко, одного из собственников, узнали, что «всё дело в башне». В башне, в которой большинство никогда не были и дороги туда не знали. И фамилию владельца проблемного помещения – Сергей Матвеев – многие услышали впервые.
«Получается, люди купили в старом Доме быта помещение в 1990-х, сдают в аренду, знать не знают ни Матвеева, никого. И сейчас им говорят, что из-за этой башни ваши магазины опечатаем?» – спрашивает Вадим Хардин, один из собственников. Сам он в Доме быта с 1992 года, арендовал муниципальные помещения, а после приватизации выкупил часть здания у швейного объединения «Золотая тигрица» и у тех самых Бернадзиковского и Власенко, а теперь сдаёт в аренду DNS.
«А куда людей девать, которые у нас работают? Как им детей кормить? – говорит администратор первого этажа Елена Романова. – В старом здании мы всех знаем. Мы здесь сохранили социальное наследие, у нас остались и парикмахерские, и пошив обуви, и фотолаборатория. «Матерям России» помещение предоставляем бесплатно. Людей приглашают на Дальний Восток жить. А люди, которые тут родились, они что, беззащитные?»
«С учётом семей, тут 1000 человек может остаться на улице, – продолжает Хардин. – У нас самая дешёвая аренда. С нами некоторые арендаторы 20 лет. Девчонки просто плачут. У женщины ипотека, а ей 50 лет. Окажется на улице – и чем будет выплачивать? Она рыдала слезами. Куда пожилой человек устроится?»
«У нас была арендатор, – рассказывает Елена, – которая сначала съехала от нас на Спортивную, потому что там живёт. А когда там стали закрывать торговые центры и выгонять, снова попросилась к нам. Мы ради неё уплотнились, потому что это наш человек. И сейчас она видит эту ситуацию и говорит: всё, хочу лечь и умирать».
Визита судебных приставов боится и крупный бизнес. Магазин DNS находится тут больше 10 лет. Торговые залы расширялись в процессе. А два года назад компания открыла тут ещё и офис «DNS – дивизион Дальний Восток» – в той части, которая является историческим Домом быта. Как раз под одной из башен, но под законной.
«Съезжать не хочется. Сотрудников магазина-то мы распределим по другим магазинам. Сейчас есть дефицит кадров, они не пострадают, разве только из-за расположения – дольше на работу надо будет ездить. А с офисом что делать? Тут 100 человек работает, обеспечивается работа 130 магазинов всего Дальнего Востока – Сахалин, Камчатка, Хабаровск», – говорит директор компании Игорь Ярошенко.
«Если большим тяжело, то каково нам, маленьким, представьте. Как жить? Что кушать? Почему всегда маленькие страдают? Где поддержка малого бизнеса», – спрашивает ещё одна собственница.
Все предприниматели сходятся в главном: если выявили проблему, нужно дать шанс её решить. Ведь башня практически готовая, есть лишь небольшие недоделки. Либо же закрыть её одну. 700 кв. м от общей площади в 20 тысяч кв. м – это всего 3%. А закрытие всего здания может привести не только к массовым увольнениям, но и к банкротствам, ведь суды могут растянуться на годы, а собственники будут вынуждены платить ежегодно сотни тысяч рублей налога на имущество.
«Мы не понимаем, какую цель преследует прокуратура: навести порядок или лишить средств к существованию сотни людей? Если первое, то можно просто дать собственникам, к примеру, три месяца на исправление недочётов. Ведь прокуратура должна стоять за интересы людей, для этого она и была создана!» – напоминает Вадим Хардин.
«Гранд» – не то, чем кажется
Прокуратура считает незаконным именно ТЦ «Гранд» – это название встречается в тексте иска несколько раз. Но запретить работу, судя по составу ответчиков, хотят всем помещениям, прописанным по этому адресу. Предприниматели знают, что у всего комплекса один адрес. Но настаивают, что это не одно здание.
«У меня в свидетельстве о собственности написано: Русская, 46, ТЦ «Универбыт». Никакого «Гранда» не написано вообще», – говорит один из собственников.
«Мы прошлой осенью делали ремонт фасада, снимали буквы. До прошлой осени у нас было написано именно ТЦ «Универбыт», – подтверждает Елена Романова. – У «Планеты» написано ТЦ «Планета». «Гранд» – это только центральный вход и три этажа вверх».
Представителю DNS позиция прокуратуры о том, что здание не введено в эксплуатацию, тоже не до конца понятна. По его словам, в договорах аренды есть свидетельства о собственности, а получить его невозможно, если помещение не стоит на кадастре.
Ещё больше вопросов у собственника Ивана Бочкарёва. Он своё помещение приобрёл на торгах у администрации города в 2006 году. Заплатил деньги в бюджет. В его помещении сейчас находится автошкола, идёт набор учеников. Перспектива закрыться ставит всех в ступор. Как вообще эти торги могли бы состояться, если с 2004 года, как говорит прокуратура, здание не введено в эксплуатацию, интересуется предприниматель.
«Во всём здании исторически много мелких собственников, и люди не понимают, какое отношение эта башня имеет к ним. Это никак не связанные друг с другом помещения. Башня обособленно находится, у неё своё водоснабжение, электричество и так далее. Даже своя крыша. Всё остальное здание – законно! Оно введено в эксплуатацию, на основании чего мы все получили свидетельства о собственности на свои помещения. 20 лет всё функционировало, проверки были раз в три года, и никаких претензий», – говорят собственники.
Но у прокуратуры противоположное мнение. Здание торгового центра на Русской, 46 она считает единым объектом:
«Созданные в результате реконструкции помещения имеют единые перекрытия, общий фундамент, а также общие инженерные сети и однородный материал стен с существующим до реконструкции зданием. Данные части здания не выделены в отдельные противопожарные отсеки. Таким образом, оценка соответствия требованиям пожарной безопасности может быть проведена только в ходе проверки объекта в полном объёме (включая общие строительные конструкции, общие участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование, применённые строительные материалы)».
В феврале сотрудники прокуратуры приходили в башню и обнаружили там стеклянное помещение с вывеской «Студия танца и красоты Grand Diamond». На момент проверки 27 февраля в студии проводились занятия по танцам. В выписке по помещению с кадастровым номером 25:28:050045:639 сказано, что это 3-я очередь реконструкции Дома быта площадью 769,1 кв. м, готовность составляет 80%. Ни в Росреестре, ни в УМС нет данных о вводе в эксплуатацию. Два месяца назад его опечатали, сейчас там нет арендаторов.
Но дело даже не в башне. В выписке по Дому быта (объект с кадастровым номером 25:28:050045:818) указано, что здание имеет 6 надземных этажей и площадь 12 000 кв. м. Прокуратура полагает, что в выписке не учтены части здания, созданные при реконструкции, в том числе и по разрешению на строительство № 67/03. А раз некоторые части не достроены, то МЧС не имеет права проверять этот торговый центр на предмет соблюдения требований пожарной безопасности. Оценить пожарное состояние отдельных помещений здания не представляется возможным. Более того, нормативными документами в области пожарной безопасности не установлены обязательные требования для зданий организации торговли высотой более 5 этажей.
В МЧС подтвердили, что пожарный надзор «строящегося объекта» по данному адресу они не осуществляют. Здание ТЦ имеет класс пожарной опасности Ф 3.1 – объект с массовым пребыванием людей, в т. ч. несовершеннолетних. Отсутствие контроля, по словам МЧС, влечёт угрозу вреда жизни и здоровью граждан.
Наследие Трифона
Почему собственник не ввёл башню в эксплуатацию, нынешние заложники ситуации могут только предполагать – может быть, забыл, или не хотел платить налог на имущество, или... В любом случае, вряд ли Сергей Матвеев прямо сейчас сможет быстро достроить башню. Осенью прошлого года его арестовали и обвинили в мошенничестве с землёй.
Сергей Матвеев – один из совладельцев ООО «Буше», которое многие годы владеет во Владивостоке крупнейшим рынком на Спортивной. Два других совладельца компании – Александр Ясин и Игорь Ковальчук – были арестованы ещё раньше Матвеева: по громкому делу о Трифоновской банде, которая с 1990-х годов крышевала рынки. Ковальчука уже даже осудили на 15 лет, он признался, что был в банде штатным киллером, на счету которого как минимум семь убийств. Дело Ясина ещё в суде, его обвиняют в организации двух убийств, а также в том, что после смерти авторитета Сергея Трифонова именно Ясин стал новым главой банды. Убили Трифона в 2004 году.
По данным источника Новостей VL.ru, башней в ТЦ «Гранд» на Второй Речке Матвеев ранее владел не один, а совместно с Александром Ясиным. В выписке действительно два физлица. Но потом Ясин уступил Матвееву свою половину в обмен на долю в компании «Дальсельхозторг», которой теперь владеет его дочь. Смена учредителей в компании и собственников недвижимости произошла в один день, 12 октября 2018 года.
Но если Ясин и вышел из «Гранда» в пользу Матвеева, то Игорь Ковальчук – нет. Прямо сейчас штатному киллеру ОПГ (решение суда в силу ещё не вступило) принадлежит 50% компании «Влад Прим». Той самой, которая и строила ТЦ «Гранд», и владеет вторым и третьим этажом, как следует из иска прокуратуры. Вторые 50% – у Матвеева. Так что вряд ли прочие собственники могли не знать этих людей.
Но компания «Влад Прим» была создана в 2002 году, а Ковальчук и Матвеев стали владельцами только в 2005-м и, видимо, реконструкцию не застали. Данные о прежних владельцах скрыты, но источники редакции уверяют, что компания раньше контролировалась самим Сергеем Трифоновым, и это именно ему принадлежит идея построить над Домом быта ТЦ «Гранд», название которого спустя несколько лет его последователи позаимствуют и для торгового центра на Спортивной. Другие собственники Дома быта на первом этапе стали соинвесторами. Но на башни, по их словам, добровольного согласия у них никто не спрашивал.
«Это были бандиты. Не подпишешь – ...», – говорит один из собственников.
«Трифонов ни у кого ничего не спрашивал, – говорит другой. – Пошёл к мэру. Не знаю, как он получил разрешение на строительство. Но башни начали строить. В это время Трифонова убивают, начинается делёжка, а башню так и не ввели в эксплуатацию».
Что дальше
Предприниматели признаются, что, в силу определённых сложностей, во Владивостоке тяжело построить торговый центр на пустом месте. Это была определённая «законная» хитрость – подвести все под реконструкцию Дома быта. Но согласие на это давала мэрия Владивостока, ведь ей до сих пор принадлежит, по словам собственников, больше 1000 квадратов в комплексе, хотя в числе ответчиков по иску её почему-то нет.
Претензии прокуратуры предприниматели считают несправедливыми и готовы защищаться в суде. Собственники помещений не согласны с выводами прокуратуры о том, что ТЦ «Универбыт» и «Гранд» – это одно здание. А также с тем, что эти 3% от всего комплекса представляют какую-либо угрозу. Готовы принести в суд все возможные документы и все акты ввода в эксплуатацию, которые у них есть на руках. Просят только одного – не опечатывать здание на время разбирательств и не выгонять людей на улицу:
«Надо разобраться, а потом решать. А они хотят закрыть, а потом разбираться».
Пока в ТЦ продолжается торговля, никто не сворачивается, но некоторые арендаторы принимают меры. Например, представитель магазина тканей в «Планете», узнав из новостей про иск, потребовала от владельца помещений Сергея Губича скорректировать договор и приложить к нему акт ввода в эксплуатацию. И его немедленно предоставили. Сам Губич пока не изъявил желания общаться с прессой.
Все обитатели Дома быта надеются на лучшее: что если суд примет иск, то хотя бы откажет в обеспечительных мерах в виде запрета на работу всего здания. Тем более что спорные помещения уже два месяца как опечатаны. Недавно подобное случилось с бизнес-центром на Лазо, 8. Он оказался целиком не введённым в эксплуатацию, но суд не стал его закрывать на время разбирательств. Правда, чуть раньше здание на «Дальзаводе» за неузаконенную реконструкцию всё-таки закрыли, сразу несколько заведений остановили работу на неопределённый срок.
На вопрос, за что вас хотят закрыть, и владельцы помещений, и арендаторы отвечают одинаково – показывают в сторону соседнего участка, где на землях бывшего парка «Фантазия» и рынка «Самоцвет», принадлежавших родственникам губернатора, подмосковный застройщик начал возводить комплекс из семи 28-этажных зданий:
«Земля у нас золотая. Правда, она не оформленная ещё, но прошлой осенью мы запустили этот процесс. А может, кому-то не нравится наш внешний вид. Но проблемы начались вместе со стройкой».
Впрочем, тут же оговариваются, что это просто домыслы. Скорее всего, просто совпадение по времени. Более вероятно, что всё началось из-за уголовного дела по Трифоновской банде – пришли арестовывать имущество Матвеева и обнаружили недострой.
И действительно, связи с соседней стройкой не удалось проследить никакой. Правда, почему-то на Спортивном рынке ТЦ «Гранд» прямо сейчас сносит тот же подмосковный застройщик. И тоже намечается жилой комплекс.