Во Владивостоке проходит двухмесячник чистоты, и пока кто-то ждёт инициативы от муниципальных служб и других горожан, кто-то – присоединяется к субботникам, а кто-то – устраивает их сам. Как собрать друзей или соседей, организовать инвентарь и вывоз мусора, что если уборка планируется не во дворе, а на городской территории, и как быть, если никто не пришёл наводить порядок, Новостям VL.ru рассказали активные председатели территориального общественного самоуправления и совета дома.
Председатель совета дома Адмирала Горшкова, 53, главный инженер УК «Восточный луч» Александр Тетерятников:
— Я как председатель совета дома ежегодно инициирую субботники. Начинаю эту работу за месяц до дня проведения и, чтобы максимальное количество желающих могли принять в них участие, провожу их в течение месяца – три-четыре субботы. Обычно работа у нас длится три-четыре часа.
Объёмы и план работ на год определяем вместе с советом дома – и распределяем это всё равномерно на все субботники. Появляется понимание, какие инструменты, материалы и расходники нам необходимы, сколько требуется рабочих рук. После этого делаем заявку в нашу управляющую компанию. Мусор с субботника в прошлые годы нам помогала вывозить городская администрация.
На субботниках мы не только наводим порядок на своей придомовой территории, но и чистим прилегающий лес и часть русла протекающей мимо нас Второй речки. Чистим клумбы от прошлогодней растительности, подстригаем кустарник, пока не начался процесс сокодвижения. Занимаемся посадками, пересадками. В прошлом году сами плели ограждение клумб из полимерной лозы. В этом будем доделывать оставшиеся две клумбы.
Те, кто хочет внести свой вклад в общее дело, но физически не может принять участие в субботнике, может помочь финансово – на собранные средства мы приглашаем работников со стороны, закупаем при необходимости саженцы, рассаду, удобрения для подкормки наших насаждений. Чтобы жители дома не отсиживались в стороне, я регулярно публикую таблицу с данными, кто выразил желание принять участие в субботнике тем или иным образом.
Каждую субботу у нас выходит на работы 12-15 человек. И дети с удовольствием принимают участие в такой тусовке. Ни разу не было такого, чтобы люди не вышли. Личный пример – хороший двигатель.
Председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк:
— Субботник может организовать кто угодно. Конечно, правильнее, если в доме есть активно действующий совет. Если это ТСЖ, тогда логично, чтобы инициатором субботника был председатель. И, как правило, тот, кому делегированы полномочия, планирует субботник исходя из обобщения всех потребностей. Если есть какие-то спорные моменты, в чате дома можно провести опрос, где что садить или в какой день субботник проводить. Средняя температура по больнице позволит понять, допустим, сколько будет участников в тот или иной день. Если обратной связи мало, придётся устанавливать дату и план работ самостоятельно. Это нужно делать по традиции в субботу, лучше в первой половине дня, мы обычно ориентируемся на 11 часов. По времени это занимает два-три часа, но можно не ограничивать.
Субботники, на мой взгляд, состоят из двух основных направлений – это уборка мусора и озеленение. Уборка актуальна для тех территорий, которые не входят в границы дома, потому что в границах дома осуществлять уборку обязана управляющая организация либо ТСЖ. Если они это делают плохо, жителям нужно сконцентрироваться на том, чтобы это всё делалось в регулярном порядке силами управляющей организации. Не нужно подменять собою то, за что вы платите по квитанции. Хотя очень часто к дому примыкают какие-то муниципальные земли, до которых, разумеется, у города никогда не доходят руки.
Если жители хотят провести субботник не на дворовой территории, то управляющая организация в праве им отказать в предоставлении инвентаря. Но с другой стороны – они могут просто дать людям перчатки, пакеты и грабли, а то, что жители с этим всем пошли махать граблями на какую-то другую территорию, это их проблемы. А лучше скоординироваться заранее с административно-территориальным управлением – они всегда открыты для этого, и, по крайней мере, наше, Первомайское, всегда нам помогает, в том числе с инвентарём. По поводу выхода на территорию лучше посоветоваться с АТУ или с правообладателем участка связаться, если таковой имеется.
Но если брать пример Патрокла, где до недавнего времени всё было в запустении, было очень много разных собственников, часть из которых – спящие ячейки в лице Росимущества и ДОМ.РФ, которые ничего не делают, – жители просто взяли всё в свои руки и вообще ничего не согласовывали. Просто выходили, собирали мусор, потом сообщали в администрацию, что мусор складирован там-то. Но лучше, конечно, заранее это проговорить, чтобы это не было для них сюрпризом. Специалистам АТУ надо обозначить место складирования мусора, чтобы потом приехала машина и забрала отходы.
Отходы, кстати, должны группироваться на три категории: просто мусор, шины и ветки. Просто мусор может вывезти и экологический оператор. А вот с шинами и ветками проблема – их региональный оператор не вывозит. Главное – складировать мусор таким образом, чтобы к нему можно было подъехать грузовой машине, иначе его не вывезут. Опять же, почему важно согласовывать всё – если муниципальные силы не включат это место в график, пакеты могут стоять там неделю, две, их будут собаки, вороны растаскивать, и толку от вашего субботника не будет никакого.
На мой взгляд, главное на субботнике – это озеленение. С саженцами для двора тот же алгоритм, что и с инвентарём, – они должны закупаться за счёт управляющей организации: что-то за счёт статьи содержания, что-то за счёт текущего ремонта, то есть за счёт накоплений дома. Тут всё зависит от того, насколько масштабные вы планируете озеленительные работы. В прошлом году у нас в доме не проводился централизованный субботник – решили сделать паузу, потому что у нас не было лишних денег для масштабного какого-то озеленения, а по уборке мы ничего сверх своей территории не считали нужным убирать.
Главное, что может пойти не так на субботнике, – это придёт меньше людей, чем вы ожидаете. Независимо от того, сколько людей скажут в чате, что они придут, понятно, что придут не все. Инициатору субботника не стоит требовать и ждать от людей какого-то подвига. Субботник – это добровольчество, это когда человек хочет как в старые добрые, давно забытые времена приобщиться к какому-то совместному труду и сделать то, на что в силу ряда причин не хватает времени или полномочий у управляющей компании. Поэтому если на субботник выйдет даже два или три человека, главное, чтобы вам самим этого хотелось и было приятно. Не нужно вздыхать о том, что мало пришло людей. Придёт ровно столько, скольким это нужно. И не нужно по этому поводу расстраиваться.
Председатель ТОС «Спутник Владивостока» Елена Холявко:
— Мы проводим субботники в районе Спутника, наверное, уже лет 12. Мы, кажется, одними из первых в городе стали их проводить в таком масштабе, и водоём, и береговую линию, и прилегающий лесной массив никто до нас не убирал. Вначале мы их проводили вдвоём с мужем, весной расклеивали объявления на деревьях. Присоединились две-три бабушки, и всё. Осенью люди уже начали присматриваться к нам: кто такие, что они тут делают. Вывозили мусор сами на полигон (у мужа грузовик), проходящих мимо людей просили помочь загрузить самые тяжёлые мешки. И вот так, заражая своим примером, мы всё-таки добились того, что субботники на территории Спутника стали более организованными.
Через некоторое время образовался костяк жителей, регулярно участвующих в субботниках, – и именно с ними потом мы уже создали наше территориально-общественное самоуправление «Спутник Владивостока». Мы стали согласовывать свои действия с администрацией города, писали официальные заявки через интернет-приёмную, что будем проводить субботник на определённой территории, просили обеспечить нас мешками, перчатками и обеспечить вывоз мусора, шин с определённых мест складирования. Постепенно и люди из других районов, и предприниматели стали о нас узнавать. Несколько лет с нами проводила масштабные субботники турфирма, потом присоединились студенты ТГМУ, ещё года два как у нас появились в качестве помощников сотрудники «Саммит Моторс», у них есть большая резиновая лодка, мы на ней убирали шины из протоки Солёной, где обитают утки-мандаринки.
Самое главное в субботнике – это вывоз мусора, и с этим всё-таки есть проблемы. Потому что, когда объявляется общегородской субботник, все начинают заниматься весенней уборкой, мусора много, и, естественно, машин не хватает. Порой мешки лежат и ожидают вывоза очень долго. Несколько раз мы не могли договориться, и приходилось вывозить мусор на своём грузовике. В таких случаях в районных администрациях могут выдать талоны. Сам приём этого мусора на полигоне бесплатный, но водителю нужно оплатить топливо и грузчиков. Талоны есть в районных администрациях – с 20 по 27 апреля вывоз мусора по этим талонам бесплатный. А чтобы избежать ажиотажа, коллапса и очередей, в этом году мы начали субботники проводить уже с конца марта.
Сейчас чистим ещё два участка, и вот буквально в воскресенье из управления городской среды нам привезли ёлочки и посадили в местах, где мы им указали. Ещё надо будет починить деревянный пирс и срубить гнилое дерево, с которого упала очень большая ветка, – я в администрацию города отправлю заявку, чтобы его убрать. Жаль только, что под мероприятия по озеленению не выделяют грунт. Для работы на придомовых территориях управляющие компании или ТСЖ землёй обеспечивают. Думаю, что администрация Владивостока сможет решить как-то этот пробел.
Чек-лист для вашего субботника:
1. Определить место субботника.
2. Выбрать дату и время.
3. Определиться с видом и объёмом работ.
4. Составить список необходимого инвентаря, расходников, саженцев.
5. Сделать заявку в УК или ТСЖ (для придомовой территории) или в управление городской среды (для муниципальной территории) со списком необходимого инвентаря, датой, временем и местом, когда и куда его нужно предоставить.
6. Определиться с местами для складирования мусора, веток и покрышек.
7. Сообщить о необходимости организации вывоза мусора в УК или ТСЖ (с указанием мест и видов отходов) или самостоятельно взять талон на вывоз в АТУ.
8. Проинструктировать участников перед началом субботника – где взять инвентарь, куда и что высаживать, куда и какой мусор складировать.
9. После окончания субботника собрать и сдать инвентарь.
10. Проконтролировать вывоз мусора. Если это не делается, обратиться в АТУ района.