Приморский театр молодёжи готовится к премьере спектакля «Два солнца», первые показы которого назначены на 13 и 14 апреля. Постановка необычная – в жанре теневого театра. К тому же готовила его команда не только междугородняя, но и международная. Постановка решена на основе легенд малочисленных народов Дальнего Востока.
На сцене – огромный шатёр. В нём «горит» огонь, чуть подсвечивающий происходящее. Актёры играют практически в темноте, и это придаёт таинственность действу. Свет есть ещё на белой «стене» жилища – там двигаются говорящие тени. На этом месте авторы спектакля играют со светом, реализуя множество сценариев. Но он точечный, локальный.
Спектакль «Два солнца» стал вызовом для труппы. Ей предложили новый язык, новые решения. Актёры не только появляются на сцене – они ещё играют своих кукол. Как сказал на пресс-конференции художественный руководитель Павел Макаров – одушевляют неодушевлённое. По его словам, ради этого артистам пришлось получить новую профессию:
– Мы тоже с интересом ждём премьеры. Драматический актёр использует свои главные инструменты – тело, эмоции, голос, а здесь он должен полностью подчиниться этой фигурке. Помочь ей дышать, чувствовать, передавать эмоции. Заставить театр теней существовать как артист на сцене – это сложно.
Спектакль соединил жанры драматического театра и теневого. Актёры признавались – было страшновато браться за эту историю.
– Как справиться с движущимися частями кукол без навыка работы? – спрашивает актриса Мария Стратулат. – Один светит фонарём, другой пытается попасть в световой луч. Но ты этого не умеешь, не можешь понять, где край по свету. А если ещё и одновременно работаешь с двумя куклами…
Но уже на репетиции все уверенно держали их в руках, как настоящие универсальные актёры, которые для конкретных спектакля и роли умеют применять разный инструментарий.
– Если в драматическом театре актёр держит один объект внимания – партнёра, то здесь нужно пять, а то и шесть объектов удерживать, – говорит режиссёр Дмитрий Ши. – Каждую секунду. И если не попадёшь, начинай сначала. Это совершенно другой уровень профессиональной концентрации.
Актёр Павел Пятыров рассказал, что они ходили в Музей истории Дальнего Востока – знакомиться с потенциальными героями. Кто-то знал, а кто-то впервые для себя выяснил – малые народности свято чтили то, что сейчас называют осознанным потреблением. Они брали у природы ровно сколько нужно и относились к ней трепетно и уважительно.
В спектакле, кроме людей, есть и животные. А герою предстоит пройти испытания дикой природы, найти верных спутников и не испугаться мистических обитателей Дальнего Востока.
Постановку готовила без преувеличения международная команда. Театры сейчас с удовольствием приглашают людей со стороны. Это та же учёба, когда видишь другой опыт, другой почерк, другой взгляд на театр. Режиссёр спектакля Дмитрий Ши из Кургана. Он номинант «Золотой маски», лауреат множества фестивалей и режиссёр театра кукол. Пьесу для спектакля написал драматург из Екатеринбурга Семён Вяткин. В основе – удэгейская сказка, но вообще, как сказал режиссёр, в ней много переплетено. А художник спектакля Никита Запаскин и художник по свету Семён Давыденко – из Республики Беларусь. Судя по результату, работать в таком интернационале было неплохо.
Спектакль, по словам авторов, грустный, но при этом здесь очень красивые песни и музыка. Слушаешь их и соглашаешься – да, так могут петь люди тайги. Их автор – Ренат Шавалиев из Санкт-Петербурга.