Получить диплом не равно получить работу и далеко не всегда равно получить профессию. Многоступенчатая система высшего образования, курсы переквалификации, различные онлайн-курсы позволяют молодым людям выбирать и корректировать траекторию профессионального развития. Но первые шаги из теории в практику нередко даются начинающим специалистам нелегко. Как студенту найти своё место работы – разбираемся в этом материале.
На «Фарпосте» в разделе «Работа для студентов» размещено более 2000 вакансий. Среди самых популярных по количеству предложений – продавец, кассир, продавец-консультант, продавец-кассир, уборщик или горничная, грузчик, охранник, официант, бариста, мойщик и курьер. Самую большую зарплату – от 60 000 рублей – обещают курьерам, водителям-курьерам, комплектовщикам и хостес. Однако многие работодатели готовы принимать студентов, молодых специалистов и без опыта, и на скользящий график работы, и на более ответственные позиции, если тот инициативен и серьёзно настроен.
«Сейчас многое делается в области профориентационных мероприятий, инициаторами которых выступают и сами работодатели. Они имеют разные форматы: ярмарки вакансий, дни карьеры, встречи и экскурсии с представителями компаний, различные олимпиады и конкурсы профессионального мастерства, хакатоны, бизнес-чемпионаты, стратегические сессии», – рассказывает Ольга Савченко, директор центра карьеры и практической подготовки ДВФУ.
Работодатели активнее вливаются в учебные процессы. Они понимают, что можно и нужно уже на этом этапе формировать профессиональные компетенции. Гораздо проще получить сотрудника с уже сформированными требуемыми навыками ещё на этапе обучения, чем потом переучивать его на рабочем месте. Организации сами выходят с предложениями о практиках, проводят конкурсы на стажировки с перспективой полноценной работы в её штате, а часть из них предлагает студентам стипендии.
«Только опыт и навыки позволяют студентам быть конкурентоспособными на рынке труда и занимать достойные места. Зачастую это понимание приходит уже на первых курсах, поэтому учащиеся соглашаются трудиться, ориентируясь в первую очередь на опыт, а не оплату. Компания может поддерживать студентов стипендиями либо предоставлять возможность целевой подготовки и материально стимулировать, но далеко не всегда. Топовые компании заинтересованы в лучших кандидатах, и мне кажется, что современные молодые люди это прекрасно понимают», – делится Ольга Савченко.
Приморский центр занятости населения также помогает студентам в поиске работы. В 2023 году сюда обратились 86 выпускников высших и средних учебных заведений, в том числе из ВВГУ, ДВФУ, Регионального технического колледжа и Энергетического колледжа. Обычно студенты и выпускники надеются получить помощь в поиске работы, реже – места практики. Центр может предложить более 190 вакансий с неполным рабочим днём и свыше 200 – с гибким графиком. Есть предложения от крупных компаний, например, «Дальзавода», «Дальневосточной генерирующей компании», «Владхлеба», АО «Изумруд» и других.
Студенты и молодые специалисты приходят с разными запросами и амбициями, но, как правило, реально оценивают свои возможности. Многие готовы пройти стажировку или взять низкооплачиваемую должность, чтобы получить новый опыт. Если молодой человек хочет устроиться на работу по другой специальности, есть возможность бесплатно пройти переквалификацию. В 2023 году при содействии центра занятости каждый второй выпускник смог найти работу, 5 – открыли собственное дело, 16 – прошли профессиональное обучение.
«Дальневосточная энергетическая компания» регулярно принимает практикантов из высших и средних учебных заведений. Сейчас таких студентов в организации чуть больше 10. Здесь будущие специалисты могут пробовать силы во всех направлениях деятельности компании: юридическая работа, IT- и экономическое направления, в сфере рекламы и других. Только в исполнительном аппарате сейчас трудятся четыре человека, которые пришли в организацию ещё студентами. Во всём штате их больше. Если говорить о работе, то всегда вакантно место агента по сбыту: в его обязанности входит снятие показаний счётчиков, работа с населением, вручение уведомлений и т. д. Для студентов это, скорее, вариант подработки: перспективные ребята быстро проходят этот этап, их забирают к себе руководители других отделов. Здесь также готовы принимать людей без опыта.
«Возможность быстрого карьерного роста в компании есть у любого работника – всё зависит от индивидуальных качеств. Группа «РусГидро» очень ценит молодых специалистов, здесь есть сообщество молодых работников, всевозможные профессиональные конкурсы для молодёжи, дающие возможность не только проявить себя, но и научиться работать в команде», – прокомментировали в пресс-службе «ДЭК».
В Priority Center приходят ребята с направлений лингвистики, филологии, перевода, международных отношений. Компания также реализует программу стажировок для практикантов с дальнейшим трудоустройством. Стажировка занимает два дня и включает в себя посещение занятий, обучение и проведение урока совместно с преподавателем. К уроку стажёру помогает готовиться наставник. Основные критерии для приёма на работу – высокий уровень английского от С1 и выше, интерес к сфере образования и любовь к людям.
«Когда к нам заходят кандидаты, мы обращаем внимание не только на их языковые навыки, но и на готовность получать новую информацию, учиться, их открытость и гибкость, так называемые мягкие навыки. Мы работаем со студентами, но в силу их загруженности в университете чаще всего приглашаем на работу четвёртый курс бакалавриата или магистрантов. Они уже нацелены на построение своей карьеры и долгосрочное сотрудничество с компанией», – рассказывает Ольга Иванова, руководитель Центра английского языка Priority Center.
Анастасия Королик, студентка 4-го курса направления «Строительство» ДВФУ, больше полугода сотрудничает с проектно-строительной компанией. Пришла она туда практиканткой, а теперь занимает должность техника-инженера водоснабжения и канализации. Конкурентов на это место не было: во-первых, компании нужны несколько специалистов этой профессии, а во-вторых, не все захотели оставаться на работу после практики. Сначала девушка выполняла проекты дистанционно, а затем перебралась в офис.
«С начальством всё складывалось легко, так как директор открытый и прогрессивный, всегда за диалог. Требования на практике были минимальными: уметь чертить в программе и владеть академической базой, открытость к новым знаниям. На работе же пришлось учиться грамотно распределять своё время, прокачивать профессиональные навыки и включаться в командную работу» – рассказывает Анастасия. Сейчас она работает над проектами без наставника, и работа даётся ей непросто.
Виктория Сланкина, студентка 4-го курса направления «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» ВВГУ, проходит преддипломную практику в компании «Владхлеб». Выбор пал на это место, так как университет и предприятие уже заключили ранее договор. Основное требование, предъявленное компанией, – проводить четыре часа на рабочем месте. Здесь можно работать и без оконченного образования, но Виктория пришла именно на практическую подготовку, которая не предполагает зарплаты. Проблем при встраивании в рабочий процесс у девушки не возникло, коллеги отнеслись к ней хорошо. Нагрузка для неё приемлема, работа идёт в размеренном темпе. После окончания университета Виктория планирует остаться здесь на постоянную работу.
Алёна Антоненко – выпускница 2023 года ДВФУ по направлению «Социология» и программы «Стартап как диплом». В качестве итоговой работы она представила проект онлайн-школы программирования. Задумка к Алёне пришла очень давно – уже в 5 лет она поняла, что будет учителем, хотя родители мечтали вырастить из дочери программиста. Имея внушительный опыт педагогической работы и достаточный багаж знаний в области программирования, девушка самостоятельно разработала методическую программу для будущих курсов. В 2020 году проект заработал. Первый год Алёна отвела все занятия в одиночку. Теперь в её команде есть преподаватели и менеджер по продажам – школа продолжает свою работу и по сей день.
«Мне очень помогло обучение в университете: на нашем направлении много предметов, связанных с ведением проектов и бизнеса. В какой-то момент вся моя учебная деятельность превратилась в проектную: на каждой паре я занималась проработкой своей концепции, все учебные задания я старалась привязать к проекту. Для меня в первую очередь это идейный проект и во вторую – бизнес. Поэтому я стараюсь развивать его так, чтобы он мог не только приносить доход, но и имел какую-то социальную значимость» – рассказывает Алёна Антоненко.
В прошлом году занятия перешли в очный и групповой формат. Школа планирует и дальше развиваться: Алёна участвует в нескольких грантовых конкурсах, а также обсуждает с администрацией города возможность бесплатного обучения для школьников.
Ситуация выглядит в целом оптимистично. Вариантов старта карьеры для молодёжи современные реалии предоставляют достаточно. Работодатели делают ставку на энергию и прогрессивность молодых специалистов и готовы помогать им внедряться на рынок труда. Всё зависит от самого человека: без энтузиазма и интереса карьера не заладится даже в самой топовой компании.