Кёрлинг-центр во Владивостоке ещё не сдан, а вот монументальный мурал внутри здания уже готов. На бетонной стене на несколько лестничных пролётов – стилизованные моменты этой не всем знакомой игры, но в узнаваемом многими стиле соцреализма. Автор эскизов – не так давно уехавшая в Москву Саша Эпштейн, а расписал поверхность Дмитрий Лучинин, за работой которого понаблюдал корреспондент Новостей VL.ru.
На улице в этот день было пасмурно, шёл дождь, и Дмитрий Лучинин работал при свете телефонного фонарика. Здесь же, в телефоне, Сашины эскизы – можно лишний раз свериться по цвету. Готовые наброски пришли из Москвы по электронной почте – осенью прошлого года Саша Эпштейн уехала в столицу, и знамя подхватил Дмитрий. Хотя, говорит, начинали разрабатывать концепцию вместе, ещё во Владивостоке:
«Изначально что-то ей подсказывал, она тоже предлагала. И всё параллельно обсуждалось с ребятами из «Конкрит джангл», те были в качестве кураторов. Нам дали максимальную творческую свободу, поэтому Сашины идеи удалось воплотить. Когда она уезжала, всё было готово – композиционная расстановка фигур, положение тел, оставалось финализировать детали. Теперь всё это сделано, так что работаем».
Монументальная роспись кёрлинг-центра – тот же мурал, только внутренний, интерьерный. Он проживёт гораздо дольше тех, что созданы на улице. Но в обоих случаях это общественное пространство. Кёрлинг-центр стал продолжением Нагорного парка, который проектировала компания «Конкрит джангл».
Дмитрий перенёс эскизы на стены, соблюдая определённый масштаб и соотнеся его с размером поверхностей. Художник говорит, у них изначально был чёткий план лестничных площадок. По всей высоте на протяжении нескольких лестничных пролётов – изображения мужчин, играющих в кёрлинг. Ни Дмитрий, ни Саша этим спортом не занимаются.
«Это взгляд автора – такими она видит этих спортсменов. Настоящие кёрлингисты, скорей всего, всё бы раскритиковали. Но в художественном образе не нужно искать правдоподобность», – говорит Дмитрий.
Краски – акриловые, на водной основе. Хотя в помещении условия получше уличных, стену всё равно нужно тщательно подготовить – чтобы работу не съели сырость и грибок. Цветовой спектр лаконичен – это далеко не радуга. Много оттенков коричневого, есть фиолетовые и голубые. Дмитрий говорит, хотелось как раз избежать цветового перегруза. Всё сочетается с брутальной бетонной стеной. Бетон стал частью мурала – внутри работы остались незакрашенные круги, чтобы подчеркнуть игру фактур. На выбор палитры и стилистики повлияло и само здание – в нём невозможно представить затейливые яркие завитушки.
При взгляде на мурал у знакомых с советской живописью возникает ощущение дежавю. Работа стилизована под соцреализм и навеяна картинами Александра Дейнеки – крепкие загорелые тела, гимн жизни и движению. Дмитрий рассказывает, когда решали, что изобразить – а здесь сложная геометрия стен, искажённый, как у Дейнеки, ракурс, стилизация людей и поз – всё сложилось в этом направлении. Но это не прямое копирование – это авторский стиль, ломаное пространство, когда одна поверхность переходит в другую под новым углом.
– Да, мне нравится этот художник, – говорит Саша Эпштейн. – В институте искусств я, как и все, выбирала художников, на которых ориентировалась во время обучения. Работы Дейнеки – хороший пример для студенческих практик написания картин, создания композиций, анатомических стилизаций. До сих пор во мне эта симпатия сохранилась. Здесь, в Москве, в новой Третьяковке, была выставка к 100-летию московского спорта. Там было такое большое собрание его картин, это впечатляет. Да я ещё студенткой ездила в Москву, смотрела его работы. И как раз наш спортивный проект во Владивостоке хорошо сочетается с советской темой. Дейнека очень любил темы спорта, и у меня основные сюжеты тоже об этом. Наверное, ещё и поэтому моими работами заинтересовались, когда задумались над росписью стен. Говорят, у меня получается хорошо передать ощущение движения в многофигурных композициях.
Саша рассказывает, что долго размышляла, в каком ключе решить мурал на Тюменской сопке. Даже думала о некоем фантазийном русле с элементами мистики. Но в итоге ушла в сторону советской стилистики. У неё роспись, а раньше делали такие мозаики.
Напомним, срок сдачи кёрлинг-центра в эксплуатацию ранее несколько раз сдвигался. Сейчас обещают провести первые соревнования уже в мае, а официально открыть центр в сентябре. В марте там состоялась первая заливка льда. Но в целом работы ещё очень много.