Администрация Владивостока утвердила «дорожную карту» долгосрочного развития города до 2030 года. В ней есть запланированные и уже реализуемые мероприятия по строительству и ремонтам, в том числе крупных массовых объектов, школ. Также необходимо запланировать переселение до 2030 года граждан из жилья, признанного аварийным после 2017-го, провести массовый ремонт теплосетей в 2024-м, разработать концепцию по благоустройству набережной и семейного парка в городе-спутнике, хотя официально о присоединении Надеждинского района к Владивостоку до сих пор не сообщали.
Константин Шестаков подписал постановление, которым утверждается «дорожная карта» по долгосрочному плану комплексного социально-экономического развития Владивостокской городской агломерации на период до 2030 года. Для контроля за исполнением создали рабочую группу, которая состоит из мэра и его замов. Они будут собираться и отчитываться о своих сферах каждый месяц.
Сам план состоит из двух блоков – организационные мероприятия и мероприятия по развитию инфраструктуры Владивостокской городской агломерации. В агломерацию, судя по тексту документа, войдёт только один объект – несуществующий пока город-спутник, точнее его набережная, но об этом далее.
Планы и графики
В первом блоке всего восемь пунктов, которые требуется исполнить в этом году. В основном это разработки планов-графиков, но и тут есть кое-что привлекающее внимание. Например, нужно разработать «дорожную карту» по переселению не позднее 1 января 2030 года всех граждан из аварийного жилья, признанного таковым по состоянию на 1 сентября 2023 года. Это те люди, дома которых были признаны аварийными с 2017 года, когда закончила свой срок действия предыдущая программа расселения.
Требуется распланировать мероприятия по созданию особо охраняемых природных территорий в северо-восточной части полуострова Муравьёва-Амурского и на острове Русский и рассмотреть возможность включения в их состав территории Ботанического сада ДВО РАН. Эта идея похожа на ту, которую два года назад уже озвучивали. Правда, в планах Ботсада тогда было охватить территорией ООПТ примерно половину полуострова Муравьёва-Амурского, но не Русский остров.
Также нужно (опять) запланировать мероприятия по выносу нефтебазы за пределы города, создание «лёгкого метро», подумать над внедрением системы «Умный город» вместе с оператором платных парковок «Цифровым Приморьем».
И, наконец, требуется разработать концепцию по реализации мероприятий по благоустройству набережной и семейного парка в городе-спутнике в 2025-2030 годах. Это интересный момент, поскольку официальных документов о присоединении части Надеждинского района к Владивостоку опубликовано не было. Но, кажется, в краевой столице уже считают район своей частью – например, недавно в Тавричанке спасали оторвавшихся на льдине рыбаков под руководством именно вице-мэра Владивостока.
Второй блок намного больше, и уже с примерными расчётами. Здесь есть мероприятия на год-два и на весь срок действия программы, то есть до 2030 года.
Например, на Русском острове нужно построить к 2030 году конгрессно-выставочный центр «Русский» в архитектурной концепции «Приморский форум». Он фигурировал и в федеральной программе развития Владивостока. На семь лет (а якобы «начали строить» его в 2023-м) на эти цели выделяется более 11,8 млрд рублей. Где будет расположен центр, пока непонятно. На ВЭФ-2023 заявляли, что это инвестиционный проект, в который, помимо конгрессно-выставочного центра «Русский», входят торгово-развлекательный комплекс «Океанский бриз», гостиничный комплекс «Морская соль» и парковая зона. Его реализует компания «КВЦ» в статусе резидента территории опережающего развития (ТОР) «Приморье». В общей сложности для размещения современного общественно-делового пространства «Приморский форум» на острове Русский планируют выделить территорию площадью 21 га.
Образование
В программе заложено строительство трёх больших школ, но применение механизма концессии указано только в одной – школе на 1125 мест в районе ЖК «Изумрудный». Она стоит 2,34 млрд рублей и будет построена к 2030 году. В Снеговой Пади школу оценивают в 897,4 млн рублей и предполагают построить её в этом году – непонятно как, поскольку пока концессионное соглашение на строительство объекта не расторгнуто, нового исполнителя найти нельзя, а работы тем временем заморожены. Кстати, по концессионному соглашению строительство школы обходилось в три раза дороже – 2,5 млрд рублей. Ещё одна школа – в микрорайоне Зелёный Угол, на 1100 детей, должна быть построена к 2028 году за 2,6 млрд рублей.
В следующем году мэрия рассчитывает достроить многострадальный садик на Кипарисовой, 4. Его начали строить ещё в 2019 году. На это учреждение уже выделялось сперва 150 млн, потом ещё 263 млн, а теперь нужно ещё 314,8 млн рублей.
Также в списке образовательных организаций есть ремонт детского сада на Постышева, 7, Лицея № 3, школы № 21, образовательного центра «Ступени», школы № 79 и школы № 80. Все объекты, кроме одного, собираются отремонтировать в этом году, а 79-ю школу – в следующем. В сумме на это нужно затратить 851,6 млн рублей.
Физкультура и спорт
В программе указано завершение строительства физкультурно-оздоровительного центра – без адреса. Скорее всего речь идёт о ФОК в Снеговой Пади. Предполагается, что он будет достроен к 2026 году за 2,22 млрд рублей. Это, кстати, тоже федеральный проект за федеральные же деньги.
Также указан капитальный ремонт спортивного зала гимнастики. Здесь речь идёт скорее всего о спортивной школе «Гармония». Его предполагается сделать в этом году за 120 млн рублей.
Культура
В рамках развития культуры предполагается капитально отремонтировать три библиотеки в этом году за 23,1 млн рублей: на Талалихина, 5, Полярной, 7 и Славянской, 17.
В этом же блоке ремонт крыши «Доходного дома Демби А. Г.» за 35,3 млн рублей. Крышу уже ремонтируют, правда, редакция не смогла найти закупку и, соответственно, исполнителя этих работ.
Сюда же входит и грядущая реконструкция «Матросского клуба» на Светланской, 68. Правда, выделяют на эти цели на ближайшие два года 975,7 млн рублей, а закупку проводят на 818 млн рублей.
Есть ещё два «безадресных» объекта – реконструкция и благоустройство исторического центра Владивостока за 1,4 млрд рублей до 2027 года, а также строительство административно-гостиничного и торгово-развлекательного комплекса за 10 млрд рублей. Не исключено, что речь идёт об объекте возле Некрасовского путепровода, где будут строить и торговые, и развлекательные площади, а возможно, даже аквапарк. Но это частные инвестиции, сумму которых ранее не озвучивали.
Жильё и комфортная городская среда
Единственный объект, который есть в блоке «Жильё», – это некий жилой комплекс на Русском острове, и вряд ли речь идёт о ЖСК-долгострое. Возведение объекта оценивается в 1,9 млрд рублей с 2023 по 2030 год. Возможно, речь идёт о 8,32 гектара, которые продавал с торгов «за долю» ДОМ.РФ в 2022 году. Победителем было признано ООО «Специализированный застройщик «Флай Плэнинг» из Челябинска, предложившее наибольший размер доли площади жилых и нежилых помещений, подлежащих передаче АО «ДОМ.РФ» по результатам строительства, – в размере 11,20%.
В «Комфортной городской среде» указано благоустройство 14 рекреационных зон на сумму 7,34 млрд рублей без указания территорий. Также есть пункт о благоустройстве озера и набережной Патрокла к 2025 году, которое вообще-то осуществляет АНО по Развитию общественных пространств «Открывая море Владивостоку» под руководством Дмитрия Алексеева. Но в списке данный проект есть, указано, что стоит он 600 млн рублей.
Также запланирован велосипедный маршрут по острову Русский за 1,27 млрд рублей к 2026 году и реконструкция набережной Амурского залива за 4 млрд рублей к 2029 году.
Коммуникации
В этом разделе собраны «раскопки», которые жителям Владивостока предстоит терпеть до 2030 года ради прокладки новых труб, бесперебойной подачи воды и тепла. Так, за 1,38 млрд рублей предполагается отремонтировать тепловые сети на Русской, Багратиона и Бородинской, на Красного Знамени и Башидзе, на Бурачка, Народном проспекте, Тобольской, Шилкинской, Громова, Нерчинской, 100-летии Владивостока, Днепровской и Камской. Все эти ремонты указаны на 2024 год.
Ещё 1 млрд рублей выделят на ремонт объектов электроснабжения на Сафонова, Находкинской, ЛЭП Восточного и Северного электросетевых районов ВПЭС. Они тоже должны случиться в этом году.
Отдельным пунктом указана реконструкция и модернизация Владивостокской ТЭЦ-2 с 2023 по 2028 год. Общая сумма инвестиций колоссальная – 69 млрд рублей.
Дороги
Планы амбициозные – до 2030 года хотят привести в нормативное состояние не менее 85% автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений за 1,66 млрд рублей. Это реконструкция дороги к кёрлинг-центру, ремонт пути к ЖК «Изумрудный», ремонт пересечения Русской и 100-летия Владивостока, первый пусковой комплекс дорог на Патрокле, строительство развязки на Нейбута – о них мы уже подробно писали.
Также сюда входит приобретение новых автобусов (20 штук) и троллейбусов (16 штук) почти на 900 млн рублей в сумме. Примечательно, что транспортные средства хотят приобретать в рамках брутто-контрактов в 2024 году, хотя эту систему не введут раньше конца 2025 года.
Промышленность
В 2024 году во Владивостоке планируется строительство нескольких крупных объектов промышленности в логистическом секторе. Это специализированный контейнерный терминал в морском порту (не указано, в каком) за 2,5 млрд рублей. Создание восточного транспортно-логистического узла Северного морского пути на платформе Владивостокского морского порта за 18 млрд рублей. В этом году должно начаться проектирование первых объектов.
Также в этом году планируется строительство агрологистического комплекса и рыбной биржи за 3,6 млрд рублей. Этот проект собирались реализовать с 2021 года. И, наконец, указан проект зернового терминала, который есть в правительственной стратегии Дальнего Востока ещё как минимум с 2020 года. Стоимость его оценивается в 3,5 млрд рублей.