Цены на иномарки в Приморье, похоже, достигли своего пика и перестали расти. Эксперты «Дрома» говорят, что не наблюдают роста цен с начала года, напротив, по некоторым автомобилям даже есть незначительное снижение. А по итогам февраля даже Росстат зафиксировал снижение, впервые за долгое время. Аналитики надеются, что тренд сохранится: ещё одного такого подъёма цен, как в прошлом году, рынок может не пережить. Однако есть факторы, которые могут спровоцировать новое повышение, например, новые пошлины на китайский автопром.
Ранее Центробанк сообщил, что годовой рост цен в сегменте непродовольственных товаров в Приморье замедлился до 10,3% в феврале после 10,6% в январе. А одной из основных причин стало снижение темпов роста цен на легковые автомобили иностранного производства. Некоторые СМИ неверно поняли эти цифры, поэтому Новости VL.ru решили разобраться подробнее.
Во-первых, уточним цифры: годовой прирост цен на подержанные легковые импортные автомобили замедлился с 36,2% в январе до 32,7% в феврале, а на новые машины – с 3,5% до 2,7%. Но это сравнение именно с январём-февралём прошлого года. По этим цифрам невозможно сказать, что происходит с ценами сейчас. Видно только, что подержанные авто за год подорожали на треть, а за два года, с февраля 2022-го, – в полтора раза. Что совпадает с уровнем в целом по России. А новые за год хоть и выросли всего на 3%, но за два года рост составил 37,3%, что означает, что пик подорожаний новых авто пришёлся на 2022-й.
В Центробанке объясняют замедление автомобильной инфляции тем, что рынок подержанных иномарок постепенно восстанавливается после введения Японией в прошлом году запрета на экспорт некоторых категорий автомобилей в нашу страну. Приморские компании сумели наладить поставки через третьи страны. Также они увеличили ввоз новых автомобилей из Китая. Кроме того, в феврале этого года некоторые автодилеры проводили распродажи иностранных автомобилей 2023 года выпуска.
Что же произошло с ценами в этом году. Если первый месяц 2024-го показал небольшой рост, то в феврале подержанные автомобили подешевели в среднем сразу на 2,05% к январю. Новые авто – на 0,7% к январю.
По словам аналитика портала «Дром» Сергея Лагурёва, цифры, которые публикует Росстат, близки к тому, что наблюдают специалисты в среднем по рынку.
«В этом году с января роста цен нет, видим даже небольшое падение. Выглядит так, что после новых запретов и повышения утильсбора в августе-сентябре цены достигли такого пика, что спрос сильно упал. Вероятно, сейчас видим откат по ценам именно из-за низкого спроса», – комментирует аналитик данные Центробанка и Росстата.
По его словам, в прошлом году повышение цен было такое сильное, что повторить его будет трудно. Не все выживут при повторе. Однако прогнозировать то, как будут вести себя цены в этом году, по словам аналитика, дело неблагодарное: слишком много факторов. К примеру, апрель раньше был сезоном повышенной активности, и можно было бы ожидать небольшого роста тут. Но в последние годы сезонность в меньшей степени влияет. Ещё одна опасность, о которой заговорили эксперты: возможное повышение сборов на китайские авто, чтоб защитить российский автопром. Если это произойдёт, цены вырастут на «китайцев», а потом и на всё остальное.
Также на цены может повлиять и структура рынка, которая продолжает меняться. Например, в Краснодаре на «Дроме» число «китайцев» примерно сравнялось с числом «японцев». На Дальнем Востоке в целом доля «китайцев» тоже растёт, вытесняя более возрастные, а потому более дорогие «японки».
Отметим, что самый мощный скачок в сегменте подержанных авто, по данным Росстата, произошёл в марте 2022 года – сразу плюс 26,24% к февралю. Потом был небольшой откат – в мае цены снизились на 15% к апрелю. Новый рост начался в ноябре 2022 года, вслед за курсом доллара. А после новостей о санкциях Японии и росте утилизационного сбора мы увидели +8,47% в июле (к июню) и +13,06% в августе (к июлю). Далее цены росли не так быстро. Новые авто подорожали в марте 2022 года на 22,16% и до ноября прошлого года больше не дешевели.