С 1 января 2024 года в Приморье появилось министерство архитектуры и градостроительной политики, первым главой которого стал калининградец Антон Глушков, три года проработавший главным архитектором Сочи. При нём там ввели мораторий на строительство жилья, не обеспеченного социальной инфраструктурой. Однако на первой своей встрече с приморской общественностью министр рассказал, что во Владивостоке такой мораторий вводить рано – ситуация пока не такая запущенная, а застройщики «чуткие и прислушиваются к рекомендациям». Параллельно с этим Антон Глушков признаёт, что в городе допускались градостроительные ошибки, которые уже не исправить. А мастер-план, с таким трудом принятый в прошлом году, пока не имеет юридической силы. Основные тезисы главного архитектора Приморья законспектировал корреспондент Новостей VL.ru.
О себе Антон Глушков сказал, что он родился и вырос на западе, в Калининграде, занимался градостроительным проектированием, проектированием зданий и малыми городами. А после чего был направлен во Владивосток. Знал по работе в Минстрое, что в городе есть один из лучших примеров благоустройства – видовая площадка на Бурачка. Возле этой «красной лестницы» и попросил его поселить, когда выбирал район города для проживания. Теперь живёт на Чуркине. «Наверное, я немножко ошибся, – признался министр под понимающий смех собравшихся. – Но мне говорят, ты же хотел погрузиться».
Встреча началась с выжимки из принятого недавно мастер-плана Владивостока. Потому что, признаётся министр, выяснилось, что много людей не знают, что «вообще планируется, какая основная мысль, мечта о развитии города и к чему мы идём». Правда, сам мастер-план, напомним, до сих пор рассекретили лишь частично.
По словам Антона Глушкова, точечные проекты жилой застройки во Владивостоке, к сожалению, не оправдывают надежд: «На сегодняшний день мы наблюдаем по многим районам Владивостока катастрофическое отставание в развитии социальной инфраструктуры: Снеговая Падь, Зелёный Угол и так далее. Не построены детские сады, не построены школы. Программы, которыми это было предусмотрено, откладываются всё дальше и дальше».
Спортивный рынок
Создать качественную городскую среду, по его словам, возможно только через механизмы комплексного развития территории (КРТ). В проработке сейчас два десятка территорий: заброшенные, промышленные, аварийные, самострои. Хорошим примером территории, которая требует срочного развития, он назвал нынешний Спортивный рынок, на котором он предлагает возвести жилой комплекс. Причём застройщик, который выиграет торги за территорию, будет обязан построить полноценный детский сад и школу, спорткомплекс и благоустроенную набережную. Именно по такому пути нужно двигаться, считает министр.
«КРТ – крайне сложная история, – говорит Глушков. – На Спортивном рынке находится много аварийных и заброшенных объектов, у них разные собственники и очень запутанные правоотношения. Есть решения судов [по некоторым объектам]. Мы понимаем, что это не быстрые решения. Но я выбрал этот пример, чтобы показать тот подход, который мы должны формировать. Что объект должен быть комплексным и полностью «лечить» территорию вокруг. Что мы должны уйти от этой практики, политики, когда втыкается просто точка, а потом вопросы: куда пойдут дети, как это будет обеспечено, машины и так далее».
По его словам, сейчас по этой территории готовятся документы, а расторговать землю могут уже к лету. Но вряд ли к тому времени край сможет освободить весь участок, который нарисовали министру в презентации студенты-дизайнеры. При этом он сам назвал картинки близкими к тому, как это будет. Особое внимание общественности привлёк 60-этажный небоскрёб посреди бывшего рынка. На это Глушков сказал, что застройщики сами строят свои бизнес-модели и решают, сколько этажей они смогут распродать.
Всего в городе хотят отдать под КРТ почти 3500 га. Оформленных участков пока восемь. Но перспективных много. Министерство архитектуры сейчас формирует подведомственную автономную некоммерческую организацию, которая будет заниматься этим вопросом.
Общественные пространства
На реплики жителей, что власти не слышат людей, отличным примером активности граждан министр назвал Тихвинский лес. Люди узнали о грядущем строительстве фабрики, возмутились, и этот вопрос был пересмотрен. Лес спасён. Хотя в процессе, напомним, защитников леса называли распространителями фейков и чуть ли не агентами запада. Теперь же министр похвалил гражданскую активность и признался, что сам был активистом, когда отстаивал шесть лет назад Линейный парк в Калининграде и не дал превратить его в шестиполосную трассу.
Глушков коротко сказал, что городу предстоит решить вопрос реконструкции Миллионки и объектов Владивостокской крепости. И подробно высказался о том, что уникальным Владивосток делает море, которого тут даже больше, чем в Сочи, потому что много людей на катерах и яхтах, плюс заходят круизные суда. Но всё же считает, что в первую очередь нужно сформировать набережные, с которых люди будут иметь возможность смотреть на море. А потом уже думать, как будет формироваться морской фасад города.
Чтобы сохранять вид на море, нужно отказываться от строительства домов-пластин, считает Глушков. Они хоть и невысокие, но перекрывают вид. А от высоких зданий город не откажется, говорит министр, но нужно ставить их в шахматном порядке, формировать террасы, балконы общего пользования.
«Хорошо, что удалось договориться с ДОМ.РФ по Орлиному Гнезду и Крестовой. Они будут передаваться и будут благоустраиваться. Никаких объектов жилой застройки на этих сопках не будет. У города сопки должны являться общественными пространствами без, точнее, с минимальной коммерческой функцией, чтобы сами себя поддерживали. Как Нагорный парк – возможность выпить чашку кофе, послушать лекцию. Жилую застройку туда, на мой взгляд, нецелесообразно и неразумно. Анализ предыдущих объектов за прошлые годы показывает, что допущены некоторые градостроительные ошибки, которые мы уже сейчас не сможем исправить, – намекнул министр, видимо, на застроенную Орлиную и высотки на Шошина. – Но у нас есть возможность предотвратить их в будущем».
Русский остров
«Сейчас проходит актуализация всех планов и объектов, которые строили на Русском острове. Разговариваем с инвесторами и застройщиками, чтобы понять, что же их там держит. На Русском большие ограничения по транспортной и инженерной инфраструктуре. Сейчас всё собираем и пытаемся синхронизировать программы развития. Принципиальна позиция по острову: это жемчужина, которую нельзя застраивать как попало», – сказал министр, отметив тут же, что на острове уже начали строить аквапарк, а для обещанных объектов спорта сейчас ищут места, чтобы аккуратно интегрировать их в ландшафт и чтобы они не испортили видовые характеристики.
Лёгкое метро
Это не совсем простой проект. Точнее, совсем не простой, признаётся министр. «Мы посмотрели возможные места размещения дополнительных станций. К сожалению, на сегодняшний день усилившийся товарооборот увеличил объём грузоперевозок в разы по этим линиями, и найти слоты для того, чтобы нагружать их пассажирскими проектами, крайне сложно. РЖД активно в этом участвуют, перерабатывают, пересматривают всю систему», – сказал Глушков.
Похвалил он РЖД за то, что скорректировали расписание «Аэроэкспресса», которым, по словам министра, ранее нельзя было воспользоваться, потому что «самолёт прилетел, поезд ушёл полчаса назад, а следующий через четыре часа».
Коротко признал, что нужно восстанавливать трамваи. А вот ВКАД нужно ещё прорабатывать. Рассматривать его более детально, в связке с общей транспортной системой и остальными территориями тоже.
Припаркованные фуры
Вместе с нефтебазой когда-то из Владивостока предлагали вынести и порт. Эту идею министр явно не одобряет. «Когда КБ «Стрелка», разрабатывая мастер-план, вышла с предложением: «Давайте уберём порт из центра города» – это встретило некоторое недопонимание, скажем так. Хочется, чтобы было красиво, но мы должны понимать, что нужно не только красиво, но рационально и разумно».
Но раз порт остаётся с нами, означает ли это, что фуры, которые в последнее время массово запарковывают городские дороги, тоже остаются, поинтересовались присутствовавшие. Город и для человека, и для порта, как это совместить?
«Сложно совместить, объективно: нет быстрых решений. Запретить – ни к чему не приведёт. Конструктивно в мастер-плане продумывался вопрос вывода потоков из порта либо через остров Русский, либо… Некоторые элементы выглядят сейчас немножко фантастически, но аналогичные мероприятия были в других городах сделаны. Был заложен подводный тоннель в городе Севастополь, который тоже должен решать этот вопрос. Наша задача найти оптимальное решение и убедить федеральные власти профинансировать его. Потому что это очень дорогостоящий вопрос. Грузовые транспортные потоки нужно с центра города убирать, это 100%».
Социальная инфраструктура
«В Сочи мы столкнулись с катастрофической ситуацией. Фактически мы строили два-три соцобъекта в год. Не хватало порядка 50 объектов. Когда объяснили губернатору, что мы 25 лет будем строить эти объекты для того только, чтобы догнать, мы получили разрешение полностью остановить в Сочи стройку. Был введён мораторий, он до сих пор действует. Остались только крупные проекты КРТ, где застройщик заходит со строительством своих школ, детского сада, а в некоторых случаях даже поликлиники. Здесь ситуация не настолько катастрофическая, во Владивостоке. Она, скажем, такая разбалансированная. Часть школ имеет профицит, а часть – жёсткий дефицит. И часть территории совершенно не обеспечена [школами]. Задача у нас – сделать сбалансированную историю. Сверхзадача – убрать полностью вторую смену. Ну и в дальнейшем не допустить ухудшения ситуации.
На данный момент застройщикам мы объясняем: если у вас нет воды, нет электричества, вы не можете сдавать дом в эксплуатацию. Ситуация [со школами] точно такая же. Мы синхронизируем инфраструктуру, у вас нет возможности построить соцобъект? Соответственно, ваш объект тоже не может быть введён», – сказал Антон Глушков.
Однако ему заметили, что прямо сейчас застройщики строят во Владивостоке целые районы многоэтажек, без детсадов и школ, но земля у них при этом уже в собственности, и никто ничего им запретить не может. Десятки новых высоток запланировали на Патрокле, в Зелёном Углу, чуть ли не новый город в Снеговой Пади. Не станет ли ситуация хуже, чем в Сочи, когда уже поздно будет вводить мораторий?
«Я не могу сказать, что у нас застройщики какие-то уж совсем бандиты. Они очень чутко и внимательно слушают рекомендации. По Снеговой Пади как раз застройщики прислушиваются к нашим рекомендациям, и мы понимаем, какие объекты инфраструктуры должны быть кем созданы на данном этапе. Знаю, школы и детсады пока не строятся. Два месяца назад мы сидели и делали градостроительный анализ всей Снеговой Пади. Всего города не успели. Всё прекрасно понимаем, что стоит задача вернуть застройку в русло, когда вся инфраструктура будет синхронизирована с жилой застройкой. И по Снеговой Пади то же самое. На сегодняшний день там «Восточный луч», КРПК, ПИК, ФСК. Каждый из этих застройщиков понимает, что без создания социальной инфраструктуры завершить строительство он не сможет. И чутко слушает наши рекомендации».
«Слушает, но всё равно школы не строит», – прервали слушатели.
«Давайте смотреть по результатам», – предложил министр.
И добавил, что инженерные сети строить пока позволяют: «Запас мощностей по электричеству у города есть, но совсем небольшой. По газу очень сложно, его не так много, как хотелось бы. Ожидаем, что ближе к 2027 году появится больше возможностей: газ придёт из Сахалина».
Рабочие места
У министра поинтересовались, предусматривает ли мастер-план, помимо выноса нефтебазы, создание рабочих мест в городе. Где будут жить эти 900 тысяч горожан, предусмотренных планом, примерно понятно. А где они будут работать?
«Это задача со звёздочкой, которую не все мастер-планы учитывают. Во Владивостоке мы понимаем, что промышленность в центральной части города должна быть под запретом. Должны создавать экономические посылы, чтобы промышленные объекты отсюда уходили. Для этого создаются промышленные площадки в Надеждинском районе, Артёме и так далее. Но новые районы не должны превращаться только в спальные. Должна быть многофункциональная жилая застройка. На первых этажах должны размещаться общественные помещения с рабочими местами.
Столкнулся с жалобами, что во Владивостоке проблема снять офис. В центральной части сложности с коммерческими помещениями. Я уже не говорю про гостиницы и запредельные цены на аренду квартир. Дисбаланс по отраслевым структурам бытовой экономики очень большой. Нужно убирать маятниковую миграцию. Чтобы не было спальных районов, чтобы не было мёртвых общественных пространств. Мастер-планом заложена эта идея. А реализовывать её – через региональные нормы градостроительного проектирования (РНГП). Прошлые от 2016 года с корректировками мы проанализировали и поняли, что они не актуальные, тем более плохо исполняются. В этом году РНГП полностью переделаны, в течение месяца планируем утвердить. Это кардинальный инструмент, который будет требоваться к исполнению застройщиками: либо выполняет нормы, либо к нему вопросы надзорных органов. Надеемся, что эта система будет работать чётко и понятно».
Первые шаги
По словам Глушкова, мастер-план – это определённое видение, из которого родился конкретный документ: долгосрочный план мероприятий социально-экономического развития, где прописаны конкретные объекты, с конкретными суммами и датами.
Например, пять крупных спортивных объектов для Владивостока должны запроектировать в этом году, чтобы в следующем уже начать строить. Это центр хоккея, центр водных видов спорта с 50-метровым бассейном и чашей для прыжков в воду, центр бокса, легкоатлетический манеж, центр спортивной и художественной гимнастики. И таких объектов запланировали сотни, они должны быть построены до 2030 года.
«Больше половины в плане – внебюджетные объекты. Инвесторы выразили активное желание развивать край и строить. Какие-то объекты будут возможно уходить и заменятся. У нас есть объекты, которые, например, уже третий год не могут решить свои вопросы с зонами Минобороны. Поможем, или они будут сворачиваться. Мастер-план будет дорабатываться, это живой документ, он должен каждые три года корректироваться, меняться в зависимости от того, что происходит в мире. Живой документ, но его скелет мы уже видим».
Мастер-план, по словам министра, не является документом территориального планирования, он не Генплан и не ПЗЗ. Это отдельный вид стратегических документов, который сейчас «рождается».
«Вчера был в Москве, как раз целый день сидели с вопросом, как интегрировать мастер-план в правовое поле, чтобы его решения становились действительно нормативными и указательными. На сегодняшний день, к сожалению, да – мастер-план ещё не имеет статуса. Наша задача: чтобы его не воспринимали как просто красивые картинки. Чтобы он интегрировал в себя как стратегию социального развития, так и Генплан. Как переходный элемент. Сейчас стратегия социального развития нам говорит о том, какие отрасли мы должны развивать, к каким индексам и параметрам прийти через несколько лет. Но при этом в ней совершенно отсутствует пространственная привязка. У Генплана при этом проблема с экономикой, так как исчезло понятие «план реализации», поэтому на сегодняшний день появился некий правовой вакуум. Моя позиция, что мастер-план должен быть погружён в ФЗ-172, чтобы создать этот мостик. Цепочка только выстраивается. Но, справедливо говоря, у нас Градкодекс появился совсем недавно. Полагаю, мастер-план появится как отдельная глава Градкодекса».
Главное обещание
Под конец встречи министра спросили, надолго ли он во Владивосток и успеет ли ответить за всё, что сегодня наговорил. Как оказалось, что контракт с ним истекает раньше 2030 года, заявленного в мастер-плане.
«К сожалению, ещё не перевёз сюда свою семью – не смог пока создать здесь комфортные условия для них. Но контракт я подписал на 4 года, которые должен здесь отработать. Уверен, что результаты мы увидим уже через год».