«У нас всё хорошо» – так называется снятый в Приморье короткий игровой фильм, который авторы называют социальным проектом. Оснований для этого несколько: снят на общественных началах, на нём не зарабатывают, и он, как сейчас говорят, о вечных ценностях. Большая часть группы – непрофессионалы, в том числе и актёры. В картине заняты ученики школы в посёлке Заводском – в прошлом на уроки сюда ходили Иван Юрченко, автор идеи и продюсер картины, а также Снежана Мотрий, директор площадки, занимавшаяся подбором актёров. Короткометражку делали на натуре в том же Заводском.
Откуда деньги?
«У нас всё хорошо» – это строчка из письма, которое старшеклассник отправил отцу, служащему на флоте во Владивостоке (лишь первые кадры фильма сняты в столице Приморья). Картина длится всего семь минут, в ней восемь эпизодов и история 14-летнего подростка, собирающего деньги для какой-то своей цели – как в итоге понимает зритель, герой делает это не для себя, а ради близких людей.
Иван Юрченко возглавляет во Владивостоке продюсерский центр «Инсайт Люди», и здесь же работает Снежана Мотрий. У «Инсайта» крупнейшая в стране сеть региональных блогерских студий полного цикла. Но центр не оплачивал эту работу – авторы сняли её сами. Иван объясняет – они объединили людей, которые развивают во Владивостоке кино:
«Я придумал идею, предложил – давайте снимем социальный проект. Тёплый. Человечный. Идея понравилась, мы её разогнали... Историю поддержал Сергей Ильинов, он учился в Новой Зеландии на кинорежиссёра. И оператор-постановщик Александр Петраков, очень сильный – он работает с приезжающими сюда московскими командами. Нашли костюмера Ксению, театрального гримёра Ольгу – те тоже решили помочь. Согласился поучаствовать художник по свету Максим – он с Мосфильма, а сюда приезжал в отпуск. А блогер Илья Засухин, он как раз развивается в этом направлении, сделал сценарий читабельным для режиссёра. Так получилось, что набралась хорошая профессиональная команда. Все работали бесплатно. Единственное, я кормил людей и заплатил за бензин. Да, ещё немного техники арендовал. Съёмка обошлась в 30 тысяч [рублей]. Хотя получалось, что ребята ещё и свои деньги тратили».
Место и люди
И Иван, и Снежана учились в четвёртой школе в посёлке Заводском. Выросли, уехали покорять Владивосток, а школа стала образовательным центром «Перспектива». Здесь и набрали младший эшелон актёрского состава.
Главную роль сыграл девятиклассник Роман Белянин. По сценарию у него есть младшая сестра. И в жизни так же – сестра у Романа есть, и тоже младшая. А вообще он из многодетной семьи, где четверо детей. Роман говорит, что сразу согласился на съёмки – почему бы и нет. И больше всех на площадке с ним возилась Снежана.
В фильме ещё трое школьников постарше – по сценарию они отбирают у героя собранные деньги. Роман знал их и до съёмок – школа одна, и посёлок один.
Практически всё снято в Заводском, в том числе на улице. В сценах заняты и блогеры-резиденты «Инсайта», и те, кто понятия об этом не имеет. Одна из героинь, баба Рая – бабушка Ивана Юрченко, Раиса Бочкова.
– Как вы её уломали?
– Никак. Она снималась в моих видео, когда я был блогером. Если была нужна бабушка для съёмок, я вечно говорил – моя бабушка сможет. И сейчас – звоню, спрашиваю, сыграешь сама себя? – А что надо делать?
Раиса Бочкова на пенсии и тоже живёт в Заводском. Но в фильме она открывает герою дверь не своей квартиры, а мамы Ивана Юрченко. В этой квартире автор идеи и продюсер картины жил до отъезда из посёлка. Ну а эпизод, где играет певица и блогер Людмила Химасамова (ЛюSEA), снят на кухне мамы Ивана.
Несмотря на лаконичность, картина получилась многолюдной. Здесь есть ещё пятилетняя Зоя, играющая сестру героя. Эта девочка – дочь подруги ЛюSEA. Есть колоритная торговка металлом – блогер, резидент «Инсайта» Екатерина Колесникова. Есть женщина, купившая у героя мяч, – Александра, подруга костюмера. И есть девушка, продающая тюльпаны, – блогер Валерия Юрченко.
Трудности на пути...
Для истории с продавщицей тюльпанов, задействованной в сюжете, пришлось срочно менять локацию. Дело в том, что по ходу съёмок в фильм добавили одну сцену, и группа опоздала в цветочный магазин, с которым договаривалась.
«Мы стоим на рынке и понимаем – вот здесь тоже можно продавать цветы, – говорит Иван. – Но он закрывался в 22, а мы приехали в 20:30. Нам нужно три часа. И вот я с ребятами-охранниками договаривался. Покормил их – поздно было. В итоге цветочницу мы поставили на улице».
У актёров-блогеров, конечно, имелся некоторый опыт «работы в кадре», а сложнее всего на площадке пришлось с детьми. Иван вспоминает, как нелегко было и с девочкой, и с Романом, и с ребятами, которые играли старшиков-плохишей, и с теми, кто занимался в спортзале. Нужно было работать с эмоциями. На каждую сцену уходило часа по три-четыре. Самая долгая съёмка получилась в спортзале, хотя в фильме она коротенькая:
«Там играло шесть детей. Съёмка динамичная, в разных ракурсах. Где-то они неверно отыгрывали, где-то эмоцию не могли показать – парень забивал гол, а восторг получался вымученным. Смешная история была. По сценарию они садились на скамейку после хорошего бега: нужно было показать одышку – только что забит гол, – но никак не получалось. В итоге их заставляли пробежать три круга, отжиматься и после садиться в кадр. И гоняли так раза четыре, пока не получилось».
Роману Белянину тоже в спортзале пришлось сложней всего: «Было холодно, а надо было ещё обливаться водой. Для сцены – чтобы создать впечатление, что ребятам жарко».
Съёмочный процесс занял два дня, учеников «отпрашивали» из школы и брали согласие родителей, конечно. Всё снимали одной камерой.
«А ещё мы часто сталкивались с тем, что нам не верили. Когда что-то снимают в небольшом посёлке – люди воспринимают это как какую-то фигню или провокацию, стараются дистанцироваться. Даже если работает большая съёмочная команда. Но потом часто мнение своё меняют».
Зачем всё это?
Мама Ивана, заслуженный учитель русского языка и литературы, работала в этой школе ещё до его рождения – а ему 28. Сейчас стала здесь завучем и не раз просила сына приехать с лекцией:
«Я думал, чем ей помочь? Что можно рассказать школьникам, чтобы взбодрить, замотивировать на развитие? В посёлках люди обычно в основном спортом занимаются… Много чего перебрал».
Одна из идей проекта с фильмом – показать, что в Заводском можно развиваться и делать такое. И что здесь есть талантливые ребята. Ну а ребята увидели жизнь несколько под другим углом.
«Вот Роман, он ведь не думал об этом и не знал, что так сложится. Он не блогер, никогда себя не снимал, и это было сложно для нас. Но мы понимали, на что шли, нам был нужен именно такой типаж».
Парень хотел стать электромехаником. А сейчас допускает – может заняться киносъёмками. Примерно то же произошло с ребятами, игравшими старшаков. Они загорелись, один теперь пишет Ивану – а есть ещё съёмки? И те, кто снимался, и те, кто за этим наблюдал, поняли – такое возможно:
«У нас снимались обыкновенные ребята. Нас даже отговаривали – есть «более достойные». Но отличники – далеко не во всём отличники. Хотя мы экспериментировали, обращались к родителям отличников – и те говорили: не занимайтесь ерундой, пусть лучше учится.
Наш продюсерский центр как раз ищет ребят, которые хотят развиваться – чтобы привлечь в какие-то проекты, чтобы они работали с нами. Может, в Заводском блогер родится крутой…
Парень в фильме растёт настоящим мужчиной. Я ребёнком тоже металлолом сдавал, пытался заработать. Помогали в теплицах, чтобы нам цветы продали дешевле магазинных. Мы с друзьями так радовали своих мам. Так что отчасти это и наша история, нашего времени».
Иван говорит, что это и им тоже было нужно – тренировать свою команду, ведь они не киношники. Он по первому образованию программист, потом «заработал» корочки продюсера-блогера – есть теперь такая профессия. Но это всё-таки не кинопродюсер. Так что – учились все.
Создатели показали готовый фильм в «Перспективе» – школьникам, учителям, родителям. И будут показывать его в школах, колледжах, университетах.
«Инсайт Люди»
Иван показывает студию, где разместилось приморское отделение «Инсайта». Таких по стране 79, и наше – одно и самых крупных. Повезло с местом – это бывший павильон «Дальтелефильма» в центре города. Огромный, 600 квадратов, с десятиметровыми потолками – таких нет до самого Новосибирска.
В бывшем павильоне «Дальтелефильма» висит хромакей, дающий возможность на монтаже совмещать разные кадры – например, поместить отснятые здесь сцены на фон, который запечатлели в другом месте или вовсе создали на компьютере. Для телевизионщиков и киношников это привычное дело, но здесь хромакей просто огромен. Им пользовались москвичи из «Каро продакшн» – это была единственная павильонная съёмка во Владивостоке для готовящейся к релизу картины известной студии. И тут же снимали сцены другого фильма, о котором писали Новости VL.ru, – криминальной трагикомедии «777».
«Моя мечта подвигнуть Владивосток к тому, чтобы здесь активно снималось кино и развивался шоу-бизнес. Сейчас его нет. В своё время я вдохновился «Обитаемым островом» Бондарчука. Это экранизация романа братьев Стругацких. Я люблю фантастику и понял, что в России можно это делать. И начал двигаться в этом направлении. Это привело меня к блогерству, потом – к созданию тик-ток-хауса, и вот сейчас – в «Инсайт Люди».