Даже после «разворота на Восток» и увеличения грузооборота во Владивостоке не появилось инфраструктуры для контейнеровозов. Дальнобойщикам в таких условиях неудобно работать, а горожанам жить. Эту проблему поднимали около 10 лет назад, но с тех пор не продвинулись в её решении. В администрации города ещё только обсуждают развитие транспортного каркаса и запрет движения грузовиков более 8 тонн. А пока фурам негде ждать выгрузки, они будут продолжать стоять на дорогах.
В каждом районе города есть стихийные стоянки большегрузов. Они занимают целые полосы, мешают проезду автомобилей и общественного транспорта, возникают из темноты внезапным препятствием, становятся причинами ДТП и пробок. А брошенные полуприцепы могут по несколько дней стоять без тягачей, с грязными, не отражающими свет фар номерами.
На «Чайке» стоит полуприцеп без тягача, занимая всю левую полосу и закрывая обзор на пешеходный переход:
Пётр Куприянов, председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края, считает, что большая часть водителей, кто на долгое время оставляет грузовики на городских дорогах, это приезжие с запада страны.
«Посмотрите по обочинам – это в основном не местные номера. Конечно, и жители Приморья ставят – и частники, и местные перевозчики, но сильно меньше. Водители из Владивостока чаще всего паркуются на стоянках при своих предприятиях, на автобазах. Или на крайний случай встают там, где точно не будут никому мешать. А иногородним деваться некуда. Они плохо знают город и не могут рассчитать время, когда ехать, чтобы не стоять перед проходными портов, складских комплексов. Ещё и навигаторы их зачастую ведут по дорогам, на которых грузовикам делать нечего», – рассказал Пётр Куприянов.
Только запретами эту проблему не решить. Нужна легальная альтернатива – большие парковки, где грузовики смогут стоять ровно столько, сколько нужно, перед выездом в порт. На площадке должна быть связь со всеми диспетчерскими, через которые можно узнать, когда выезжать, и удобства для водителей.
«Мы когда впервые эту идею озвучили лет 10 назад, нас не все поддержали – мол, самим не хватает работы, ещё неместным устраивать стоянки тут будем. Но время показало, что проблема не просто назрела, а перезрела. Потому что иначе люди начинают негативно относиться ко всем дальнобойщикам без разбора. Местным жителям неудобно жить, а перевозчикам, и местным, и неместным, работать», – отметил Куприянов.
На Калинина местные и приезжие дальнобойщики отстаиваются в ожидании загрузки или разгрузки в порту:
По его расчётам, городу необходимы минимум три большие стоянки по 50 га каждая: в пригороде у федеральной трассы, в Артёме по дороге из Находки и во Владивостоке. Подобных площадок сейчас нет даже рядом с портами, а территории контейнерных терминалов не рассчитаны на длительную стоянку длинномеров – фуры загружают или выгружают контейнеры и уезжают.
Представитель компании «Терминал Патрокл» объяснил, что контейнерных терминалов сейчас во Владивостоке около 10. Этого хватает с запасом, даже больше, чем контейнеров приходит в город. Поэтому, по его мнению, нужно задаваться вопросом не где грузовикам стоять, а почему они вообще стоят, а не работают.
«Чтобы было меньше фур на улицах, нужно наладить экономику перевозок. Потому что фура стоит на улице в городе если: «а» ждёт разгрузки или погрузки, то есть работа есть, но негде отстояться, и «б» ждёт работы, то есть работы нет, и таких больше. Большегруз должен ездить, а не стоять. Что-то тут неправильно работает. При этом, говорят, на рейдах тоже неделями суда стоят, ждут догрузки. Опять же, почему? Это же ещё дороже, чем не использовать нон-стопом большегруз», – недоумевает собеседник.
Техники с грузоподъёмностью более 8 тонн не должно быть на дорогах города, считают в администрации Владивостока. В планах – создать так называемый транспортный каркас, вывести все длинномеры на объездную трассу и организовать выезды на улицы, обеспечивающие подъезд к зонам притяжения – Фадеева, Снеговая, Адмирала Горшкова, Выселковая, Днепровская и Бородинская.
«Остальные территории Владивостокского городского округа предполагается обслуживать грузовым транспортом вместимостью до 8 тонн с ограничением движения в центральной части города. Создание парковочных мест для крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств во Владивостоке целесообразно только в указанных зонах – на территориях организаций, занимающихся получением, распределением и отправкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов», – сообщили в администрации Владивостока, не уточнив, как быть с фурами, которые едут в Рыбный и Торговый порты.
В мэрии также уточняют, что от представителей автотранспортных предприятий обращений по поводу создания парковок для большегрузов не поступало. Курирующее управление дорог при этом готово к взаимодействию с автотранспортными ассоциациями «в части оказания консультативной помощи».
Проблема с выделением мест для стоянки большегрузов обсуждается на региональном уровне как минимум с 2018 года, однако дальше обсуждений дело так и не продвинулось. И вряд ли такие площадки решат вопрос с местными водителями, которые бросают свои тягачи и полуприцепы на ночь на улицах, где сами живут. По сути, на дорогах периодически «ночуют» объекты, сравнимые по площади с пит-стопами со всей их прилегающей территорией. В отличие от легковушек, грузовики – объект коммерческой деятельности. Несложно представить, какая судьба ждала бы любой киоск, реши его хозяин захватить часть дороги. А владельцам фур такое сходит с рук.
На Шилкинской видно, как контейнеровозы по ширине выбиваются из ряда припаркованных машин: