«Индустриальное путешествие: открытие тайн производства» – лекцию под таким названием провели во Владивостоке на этих выходных. По сути говорили о промышленном туризме – это организация экскурсий и туров на индустриальные объекты, и не раз-два в год, а на постоянной основе. По мнению экспертов, такой подход поможет и развивать местные бренды, и привлекать к себе молодёжь.
Главным спикером мероприятия выступила Ольга Удилова, магистр программы управления в индустрии туризма, event-менеджер отдела развития профессиональной среды Политехнического института ДВФУ. А организовало встречу АНО «Ассоциация развития внутреннего и международного туризма в Приморском крае». Разговор начали с азов:
«Промышленный туризм – это посещение промышленных объектов в познавательных, научно-образовательных и деловых целях. От дня открытых дверей, например, он отличается своей периодичностью, так как день открытых дверей обычно 1-2 раза в год, а при реализации промышленного туризма двери предприятия открыты постоянно, в том числе и для обычных туристов. Такой туризм интересен и актуален в Приморье – у нас есть множество заводов: «РусГидро» и завод «Прогресс» всегда готовы всё показать и рассказать…» – пояснила Ольга Удилова.
Традиционно подобные мероприятия рассматривают как способ проведения профориентации для школьников и студентов. Но преимуществ, по словам экспертов, больше: это продвижение своей продукции, улучшение культуры труда (работники часто оказываются на виду) и продвижение престижа профессии, повышение инвестиционной привлекательности и даже обмен опытом (так, посещать экскурсии друг у друга могут представители разных предприятий отрасли).
Сегодня новыми трендами в сфере промышленного туризма становится «зелёный» туризм (посещение производств, использующих экологичные технологии) или экскурсии с применением современных технологий – виртуальной и дополненной реальности. В некоторых случаях применяют и практику «самостоятельно-виртуальных» экскурсий – при помощи мобильных приложений каждый может ознакомиться с работой на предприятии.
Слушателями лекции в этот раз стали в основном представители местного бизнеса и организаций, которые так или иначе заинтересованы в привлечении гостей-туристов в свои компании. Среди пришедших были и уже опытные работники в сфере туризма. В конце участники мероприятия даже прошли тест по «пройденному материалу» и получили дипломы.
«Больше всего меня заинтересовала разработка экскурсии в рамках промышленного туризма. Особенно узкие пункты и такие направления, как экологичность, развитие профессионально-молодёжных направлений, участие [гостей] в мастер-классах и производственных процессах. Сама идея в голове витала, но сегодня я её структурировал», – отметил один из слушателей Сергей Олейников.
«Всегда интересно, когда люди проявляют инициативу: из органов власти или гиды, создающие проекты, или деятели народного творчества – все они сегодня обратились с авторскими предложениями, что ценно. По мере возможности мы постараемся создать совместные туристические продукты либо поддержать [существующие]. <…> Мы всегда открыты, так как сами являемся новой организацией. Всегда готовы сотрудничать. Что-то не понимаем – будем разбираться вместе», – рассказала Алёна Коваленкова, президент АНО «Ассоциация развития внутреннего и международного туризма в Приморском крае».
Отметим, что, хотя целевой аудиторией для промышленного туризма зачастую являются студенты и школьники, на прошедшей во Владивостоке лекции молодых людей не было. Фактически, пока это направление только развивается в регионе, возникает вопрос: как можно стать промышленным туристом – попасть на индустриальную экскурсию? Ответ, пожалуй, один: мониторить сайты и соцсети крупных предприятий либо туристические сайты вашего города.