В здании бывшего склада-холодильника с головой быка на фасаде в центре Владивостока заканчивается масштабная реставрация, которая длилась более трёх лет. Сейчас строительные леса уже убраны, фасад и кровля почти готовы, а внутри идёт отделка помещений. На нижних разместится общепит, на верхних – офисы. Открытие намечено на лето, к этому моменту здесь появится архитектурная подсветка и историческая надпись «Складъ холодильникъ Унiонъ» в дореформенной орфографии.
Здание в Ланинском переулке, 4 было построено в 1915-1916 годах (возможно, в 1912-1913-х) как промышленный холодильный склад. По официальной версии, это было совместное предприятие Русского электрического общества «Унион» и Русско-Азиатского банка. По словам нового собственника, исследовавшего архивы перед началом реставрации, строили здание для английской компании Union Cold Storage Company, основной профиль которой – оборудование холодильных складов по всему миру.
После революции здание было национализировано. В начале 1930-х годов его передали в ведение Тихоокеанского флота и использовали как склад провианта. К началу 90-х годов он потерял для флота значение и был заброшен.
В поле зрения общественности здание попало два года назад в самый разгар его реставрации, когда строители с кувалдами снесли часть стен. Тогда собственник объяснил, что демонтируются только аварийные элементы, которые не подлежат восстановлению. Это подтвердили в краевой инспекции по охране объектов культурного наследия. После этого корреспонденты Новостей VL.ru побывали на строительной площадке.
Сейчас строительные леса убраны, со всех сторон фасад выглядит почти готовым. Для его реставрации специалисты использовали материалы на известковой основе и технологии, которые применялись в начале прошлого века.
«Такие материалы обладают высокой паропроницаемостью и позволяют кирпичным стенам «дышать». Для окрашивания также применена специализированная реставрационная золь-силикатная краска, обладающая паропроницаемостью и повышенной стойкостью цвета. Все реставрационные материалы поставлялись из Санкт-Петербурга, где они успешно применяются в восстановительных работах уже не один десяток лет», – рассказал Денис Ерёмич, начальник отдела капитального строительства ООО «Тимко».
С особым вниманием строители подошли к кровле, имеющей весьма замысловатые изгибы. Поскольку именно форма крыши являлась предметом охраны, её нужно было повторить в точности. Как объясняют строители, фальцевая кровля – это «золотой стандарт» для исторических зданий – эта технология дошла до нас с XVII века практически без изменений.
«Главный символ здания, голову быка, на месте воссоздавал реставратор. Сначала специальный состав был залит в трещины, затем был восстановлен один из рогов. До ремонта один из рогов у него был кривой, видимо, кто-то из солдат, когда это здание было в ведении военных, пытался сам ремонтировать. Также мы сделали 3D-скан головы, чтобы навечно сохранить исторические нюансы этого архитектурного элемента», – отметил Денис Ерёмич.
С торца здания появилась дверь в подвал, в который раньше можно было попасть только изнутри, с лестницы. Теперь здесь отдельный вход с улицы.
«Можно увидеть, насколько выше стал основной уровень улицы – мы около полуметра откопали только, чтобы добраться до отделанного камнем цоколя, который раньше был на уровне земли. Дверь мы переделали из окна, немного его расширив. Ну и, конечно, дополнительно укрепили проём», – объяснил Денис Ерёмич.
Главное изменение во внешнем облике здания – шесть огромных витражей вместо глухих простенков. Эти окна – основной источник света для бывшего холодильного отделения.
«Весь внутренний каркас исторического здания был признан аварийным, поэтому нам пришлось демонтировать несущие колонны, межэтажные плиты перекрытия и возвести новый железобетонный каркас, на который мы закрепили наружные стены, находившиеся на время строительства в специальном бандаже», – уточнил Денис Ерёмич.
Старинные стены стали самонесущими – теперь они держат только свой вес, а вся остальная нагрузка приходится на новый каркас. Это позволяет увеличить полезную нагрузку в здании, уберечь наружные стены от дополнительного эксплуатационного воздействия и продлить срок их службы ещё как минимум на 100 лет.
А раньше стены в складе-холодильнике были устроены так – сначала шла кирпичная кладка, затем слой штукатурки, а в неё были вбиты крюки, на которые вешали прессованную пробку толщиной около 25-30 см.
«Утеплитель везли из-за границы, и он явно был недёшев. Пробку прессовали, обжигали, затем выкладывали на стену листами. Проблема только в том, что, когда здание пришло в запустение, кровля и фасад начали протекать, дерево набрало влагу и не сохло десятилетиями. Из-за этого большая часть металлокаркаса и сгнила. Хорошо сохранилась штукатурка, просто так сбить её было невозможно. Видимо, из очень прочного цемента была. А вот кирпичи были не самого высокого качества. Многие выкрошились. Вы это сможете увидеть сами, так как мы сохранили исторические материалы в интерьере объекта», – рассказал Денис Ерёмич.
Не только перекрытия, но и лестничные марши главной лестницы не подлежали восстановлению. Однако место расположения, конструктив и материалы, из которых она была изготовлена, являлись предметами охраны.
«Мы всё восстановили в точности – косоуры, цельнокаменные ступени, та же форма ограждений, даже клёпки на них, а также деревянные поручни. Глиняная метлахская плитка немецкого производителя Villeroy & Boch, которая здесь лежала в нескольких помещениях, предметом охраны не была, но мы всё равно её использовали – выкладывали ею площадки на этажах около лестницы. Её не хватило, чтобы оформить все холлы, поэтому мы сделали небольшой «ковёр» по центру, а уже вокруг по периметру будем укладывать современную плитку», – поделился Денис Ерёмич.
Именно с этой лестницы исторически был вход в подвал, в который теперь можно попасть с улицы.
Чтобы сориентироваться в здании, для начала нужно вспомнить, где исторически находился главный вход. Он был со стороны железной дороги, под головой быка. С точки зрения строителей, это нулевой этаж, потому что здание находится на рельефе. А вход на первый этаж – со стороны Алеутской.
Начинаем экскурсию с нулевого этажа и исторического входа. Раньше эта часть здания была административной – здесь работали служащие склада, находились станки и другое оборудование. Теперь тут предполагается общепит, но не ресторан – подробностями собственник пока не делится. На этом этаже находится холл с лифтом, санузлом, будущей гардеробной и технической зоной, зал с восьмиметровыми потолками и почти пятиметровыми окнами с видом на парковку правительства Приморья, а также бывшее помещение холодильника без окон.
На первом этаже предполагается разместить ресторан. Здесь гораздо светлее благодаря множеству окон в пол. В бывшей административной части теперь технические помещения и два небольших зала. В одном из них, где с балкона загружали мясо, есть дверь, ведущая в бывшую шахту грузового лифта. Её место – тоже предмет охраны, но вот грузовой лифт решили не восстанавливать, вместо этого шахту использовали под инженерные коммуникации.
Второй этаж отдадут под офисы – по планировке он схож с первым. А неэксплуатируемый чердак удалось превратить в третий, мансардный этаж благодаря полной перестройке перекрытий и понижению уровня каждого из этажей ниже.
Между старым зданием и бизнес-центром Union (Ланинский переулок, 2) сделали небольшую площадь, с которой по новой лестнице можно пройти к грузинскому кафе и поближе посмотреть на ещё один памятник – водонапорную башню. Также здесь появились скамейки и газон.
Полностью благоустройство планируют закончить к лету. Как уточняет собственник, на площади установят фонари, а вместо навеса над подземной парковкой сделают лестницу с деревянными ступенями, на которых можно будет сидеть. Одновременно вся эта конструкция будет небольшой видовой площадкой. С неё будет хорошо видно центральную площадь, Спасо-Преображенский собор, «Серую лошадь», «белый дом», железную дорогу, море и само здание с головой быка.
«От конца площади будет сделан пандус и лестница, которые соединят пространство с виадуком и жилым домом (Трудовой переулок, 13). Со стороны исторического входа установят фонари, озеленят косогор около железной дороги. Вся эта зона будет пешеходной, при этом предусмотрены подъездные пути для пожарной техники со всех сторон здания», – уточняет Денис Ерёмич.
По словам директора ООО «Тимко» Павла Кондратенко, на реализацию этого проекта ушло около 12 лет. За время проектирования, получения разрешения и самого строительства не раз возникала мысль «наверное, зря мы в это ввязались». А сейчас, когда здание построено и введено в эксплуатацию, у предпринимателей уже новые планы.
«Мы занимаемся новым проектом – реставрацией и приспособлением под современное использование комплекса по Алеутской, 29-33 (бывший 38-й лицей), в составе которого также есть объект культурного наследия – доходный дом 1918 года. На данный момент идёт стадия проектирования. Через несколько лет мы вдохнём новую жизнь в это место», – заверил Павел Кондратенко.
Максим Барыленко (текст), Антон Балашов (фото)