Сразу в нескольких регионах Дальнего Востока у госорганов возникли вопросы к Восточно-Арктической нефтегазовой корпорации, структуры которой выступают концессионерами по ряду важных социальных объектов – школ, вузов, спортивных комплексов, проектов газификации. Замечания озвучивает прокуратура и УФАС, а в Забайкальском крае на этой неделе завели уголовное дело о выводе денежных средств. ВАНК все обвинения отрицает. Тем временем в Приморье у концессионера тоже три важные стройки, судьба которых уже решается в суде. Причём суд уже запретил вести работы на этих стройплощадках, однако местные жители уверяют, что до сих пор видят тут строителей, что может быть наказуемо.
Восточно-Арктическая нефтегазовая корпорация (ВАНК) должна построить несколько объектов до 2030 года, но пока есть вопросы. В Хабаровске, как сообщает DVHab, нашлись многочисленные нарушения на стройке школы, а общий срок отставания от графика составил уже почти год. Концессионер объяснил задержку не до конца проработанной проектной документацией, которая требовала корректировки, нарушениями со стороны генподрядчика, а также высокой ключевой ставкой, которую не предусматривала финмодель концессионного соглашения. У Хабаровска есть и ещё одна концессия с ВАНК – строительство университетского кампуса. Он пока в стадии проектирования.
В Забайкальском крае УФАС назвало ограничением конкуренции и сговором концессионное соглашение ООО «Школа будущего» и регионального минстроя о создании и эксплуатации школы на 800 мест в Каштаке за 2 млрд рублей. ВАНК не согласилась с этим решением, теперь обжалует его в суде. Летом забайкальское новостное агентство Zab.ru озвучивало и другие претензии антимонопольщиков к концессионеру, в частности, по газификации региона.
Прокуратура в Забайкалье потребовала признать ничтожной сделкой сорванное концессионное соглашение о строительстве детского сада на 250 мест в городе Борзя. Региональный минстрой заключал его с ООО «Поколение», которое также входит в группу ВАНК. По данным ведомства, концессионер в сумме получил из бюджета более 333 млн рублей, но строительство детского сада не начато, разрешение на строительство не получено.
В Забайкалье была такая же история, как и в Приморье, – концессионер, по данным прокуратуры, не только не обеспечил на момент заключения соглашения наличие собственных средств в размере не менее 5% от объёма заявленных инвестиций, но и не подтвердил намерения вкладывать инвестиции на протяжении всего действия договора. Выявлены и иные нарушения, поэтому прокуратура пошла в суд, дело ещё рассматривается.
И вот – уголовное дело. Происходящее в Забайкалье назвали хищением бюджетных средств в особо крупном размере при строительстве четырёх дошкольных образовательных учреждений (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Два из них расположены в Чите, по одному – в городе Борзя и селе Акша.
Сообщается, что в адрес концессионеров ООО «Поколение» и ООО «Поколение Будущего», принявших на себя обязательства по строительству объектов, в качестве капитального гранта перечислено из бюджета около 1,4 млрд рублей. Срок строительства истёк в декабре 2023 года, однако стройка в Чите на начальном этапе, а в городе Борзя и селе Акша строительно-монтажные работы фактически не начаты. Свыше 47 млн рублей капитального гранта выведены с казначейских счетов концессионеров и израсходованы на иные цели. В офисах компаний в Москве и Чите прошли неотложные следственные действия.
ВАНК утверждает, что компания ведёт открытую и прозрачную деятельность, концессионные соглашения заключены и исполняются в соответствии с требованиями законодательства. Сложности с возведением детсадов в Борзе и Акше объясняет действиями концедента, то есть администрации Забайкальского края – на участках под строительство находили бесхозные или чужие инженерные сети, которые долго не выносили. Участки находились в зонах, не предполагающих строительство, а содействия власти региона не оказывали, затягивая исполнение обязательств. В настоящее время на обеих строительных площадках подрядными организациями выполнены работы подготовительного периода. Концессионер оказывает полное содействие следственным органам и предоставляет все документы, связанные с реализацией упомянутых проектов.
В Чите, по данным концессионера, компании был передан земельный участок, не соответствующий согласованной документации на указанный объект капитального строительства. В связи с этим концессионер был вынужден заново приступить к проектированию объекта и самостоятельно заниматься освобождением предоставленного земельного участка от имеющихся обременений.
Любопытно, но большинство новостей на сайте концессионера – это как раз комментарии на претензии правоохранительных органов.
Есть спорные истории и во Владивостоке. В подвисшем состоянии оказался спорткомплекс в Снеговой Пади: ФОК уже готовы достраивать и без концессионера, но расторгать договор теперь нужно в суде. Ещё два иска в Арбитражном суде от прокуратуры по концессиям с той же компанией касаются школы на 1100 мест в той же Снеговой Пади и школы на 1500 мест в Вольно-Надеждинском. Новостей у концессионера по этим объектам нет с ноября.
В декабре суд установил по ходатайству прокуратуры обеспечительные меры, запретив дальнейшую реализацию проектов и перечисление средств на счёт концессионера. Меры действуют и сейчас, подтвердили в прокуратуре. Несмотря на это, местные жители часто сообщают про рабочих и технику на стройплощадках в Вольно-Надеждинском и в Снеговой Пади. Похоже, что кто-то продолжает вести здесь работы (за что есть ответственность). Корреспонденты Новостей VL.ru сами застали людей, похожих на строителей, на обеих площадках. Редакция отправила вопросы концессионеру: кто ведёт работы и почему игнорирует обеспечительные меры. В ВАНК обещали ответить позже.
Обновлено: В компании ВАНК подтвердили, что по стройплощадкам двух школ и спорткомплекса в Приморье приняты обеспечительные меры, согласно которым запрещаются строительные работы. Концессионер не согласен с ними и пытается их обжаловать. Но пока запрещённые судом работы там не ведутся, уверяет концессионер, нарушений с его стороны не допускается. Но доступ на стройплощадки судом не ограничивался. Напротив, арендатор-концессионер обязан следить за земельными участками, охранять. Таким образом, на стройках может находиться специальная техника и персонал для выполнения возложенных на концессионеров обязанностей.
«Из-за принятых мер концессионеры несут существенные убытки, в частности, связанные с содержанием персонала, арендой техники и офиса. Остановка работ влечёт нарушение технологии строительства, существует высокий риск потери результатов уже выполненных работ. В результате все участники судебного процесса, за исключением истца (прокуратуры Приморского края), понесут убытки», – прокомментировали представители ВАНК.