В Приморье работают 14 служб социального такси, и две из них во Владивостоке. Это один из векторов социального бизнеса, в частности, помогающего маломобильным людям чувствовать себя свободнее и расширить собственный мир. Проект «Инватакси» в прошлом году стал финалистом международной премии «#Мы вместе». Но такси – лишь одно из направлений деятельности центра доступной среды «Маяк», с сотрудниками и руководителем которого пообщались корреспонденты Новостей VL.ru. Вся история этой организации – как раз про помощь.
Из пункта А в пункт Б
Свою постоянную клиентку Ольгу Деревцову «Инватакси» увозит с работы в 17 часов. А утром, в девять, водитель Владислав Телепня забирает её из дома. И так почти каждый день. Офис Приморской организации «Всероссийского общества инвалидов», где работает Ольга Николаевна, расположен на первом этаже хрущёвки в районе Баляева. Это упрощает дело – гусеничный лестничный подъёмник не нужен, хотя всегда лежит в автомобиле. В сложенном виде он по размеру примерно с большой рюкзак.
«Я его закрепляю, – говорит Владислав. – И он по ступенькам, можно сказать, шагает. А с ним и коляска. Это где нет лифтов. А где есть – коляска в них нормально входит».
Коллега помогает Ольге Николаевне одеться, и Владислав берётся за ручки коляски. Подрулив к машине, открывает задние двери, раскладывает пандус, и коляска въезжает в салон. Водитель в нескольких местах схватывает её креплениями, чтобы стояла прочно: «Крепления подтягиваются. Вот, видите? Ничего уже не сдвинется. И мы едем».
Владислав работает в «Инватакси» чуть больше двух лет. Говорит: когда есть заявки, едет и ночью. Помогает людям выйти, добраться до места, и здесь уже работа его заканчивается.
Ольга Деревцова, как инвалид первой группы, имеет право на 40 бесплатных поездок в год. А когда они закончились, то заключили коммерческий договор. Правда, скоро ситуация изменится – общество инвалидов вот-вот получит адаптированную машину.
«Инватакси»
В Приморье действуют 14 негосударственных служб социального такси, из них две – во Владивостоке. «Инватакси» – как раз одна из этих двух, хотя работает не только в приморской столице. Охватывает поездками ещё Артём, Арсеньев, Уссурийск, Лесозаводск, Большой Камень, Дальнегорский городской округ, Кавалеровский и Хасанский муниципальные округа. Владивосток и Артём закрывают сами, в других местах работают с подрядчиками.
У «Инватакси» два направления. Первое – социальное такси. В крае есть программа, обеспечивающая 40 бесплатных поездок в год для инвалидов первой группы и детей с инвалидностью (им до 18 лет никаких групп не присваивают). В «Инватакси» её считают уникальной – говорят, что даже в Москве такого нет. Может, в булочную наши люди и не поедут, а вот на пляж, на концерт или погулять в Ботанический сад – почему бы нет? То есть посещать можно не только присутственные места или учреждения здравоохранения. Так чувствуешь себя более свободным и более мобильным. Правда, есть оговорка – человека и сопровождающих перевозят в пределах одного городского округа. Исключение – поездка в аэропорт. Но если житель Владивостока уехал в тот же Уссурийск, может без проблем передвигаться в пределах Уссурийска.
По вопросам предоставления мер социальной поддержки можно обратиться на телефон горячей линии министерства труда и социальной политики Приморья, он есть у них на сайте. А когда всё решено, звонят в информационно-ресурсный центр «Опора» – заявку на поездку передадут диспетчеру службы социального такси. «Инватакси» размещает свой телефон и на FarPost.ru.
В службе часть машин специализированные, а часть – нет: ведь в числе «первогруппников» не только те, кто передвигается на колясках. У людей может быть ДЦП или проблемы со зрением, слухом. Заявки отменяют крайне редко, такие истории можно по пальцам пересчитать.
Был случай, когда девочка не могла держать голову, а специальной коляски у неё ещё не было – только получила инвалидность. Посмотрели с мамой на это – рискованно. Или винтовая лестница в коттедже – подъёмник не может её осилить. А если человек при этом с большой массой тела, то совсем сложно.
Второе направление «Инватакси» – коммерческое. Оно для тех, кто со второй группой либо вообще без инвалидности – например, с переломом или временной травмой. Здесь люди платят сами, но меньше, чем в медицинских такси, – есть во Владивостоке и такая услуга. На сайте медтакси, например, просят от 2000 рублей за поездку, а в «Инватакси» – 1000. И нередко клиентам уступают цену – тариф почасовой, но если поездка в условный соседний дом, то делают скидку. Другими словами, «тариф индивидуальный».
«Это дороже обычных такси, но у нас набор услуг другой, – говорит директор центра доступной среды «Маяк» и руководитель проекта «Инватакси» Анатолий Воронцов. – Мы не просто перевозим людей, мы оказываем квалифицированную помощь – у нас есть специальное оборудование. А водители обучены правильному взаимодействию с людьми с инвалидностью. И случается, что человек «откатал» свои сорок поездок, а потом идёт к нам уже на коммерческих основаниях».
Как начинали
Анатолий Воронцов говорит, что ему всегда хотелось делать не только то, что приносит деньги, но и то, что приносит пользу людям:
«Первые шаги в бизнесе я делал в Петербурге, в 2010-е. Занимался оптовой продажей муки и сахара, видел, как люди друг друга обманывают. В какой-то момент понял, что не хочу играть в эти игры. Я хочу вести дела честно. Через три года вернулся домой, во Владивосток. Занимался организацией мероприятий – первомайская демонстрация, концерт на 9 Мая и прочее… И однажды мы выиграли тендер на проведение серии семинаров по доступной среде для людей с инвалидностью. Нужен был практик-эксперт, но оказалось, что ближайший только в Хабаровске. А тот говорит: не поеду – вот моя презентация, дальше сами. Я всё сделал, но отметку для себя поставил – мне эта деятельность сразу отозвалась, она не только про заработок, но и про помощь. Два в одном – замечательная история».
Потом к Воронцову начали обращаться организации – нужно было помочь создать доступную среду. Так, с нуля, Анатолий начал заниматься этим направлением. А уже поднаторев, начал в качестве эксперта официально оценивать доступность различных объектов по всей России. Если говорить о знаковых заказчиках – это московский ВДНХ, где обследовали и паспортизировали больше 60 павильонов. Континентальная хоккейная лига – там составляли порядок оказания ситуационной помощи маломобильным людям на ледовых аренах КХЛ (он утверждён, работает). Также это петербургский филиал банка ВТБ, аэропорты Владивостока и Уфы и многие другие.
В 2016 году появился центр доступной среды «Маяк», а в 2022-м – проект «Инватакси». В 2022-23 годах служба «Инватакси» совершила около 5000 поездок.
«Маяк»
«Инватакси» скоро планируют переименовать в службу перевозок «Маяк» – по названию центра доступной среды, одним из направлений деятельности которого и стали перевозки. Кроме очевидных причин такого шага, есть и неочевидные. Нужно ещё раз закрепить понимание – такси это не только для людей с инвалидностью, но и просто для маломобильных граждан, в том числе получивших временные травмы – те же переломы.
Кроме «Инватакси», у «Маяка» есть прокат средств реабилитации (на это центр получил грант), продажа реабилитационного оборудования, паспортизация и сертификация объектов и много других направлений, связанных с доступностью среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Парадокс, но люди сами зачастую не знают, какие для них предусмотрены льготы. Например, инвалиды-колясочники первой группы заказывают платные медицинские перевозки, хотя имеют право на бесплатные поездки на социальном такси. А на одном из мероприятий по социальному предпринимательству сотрудники «Маяка» узнали, как один из банков организует благотворительную акцию, чтобы на вырученные деньги купить ребёнку инвалидную коляску – хотя есть программа получения компенсации за такие коляски…
Анатолий Воронцов хотел бы сделать памятку о видах помощи для людей с инвалидностью, пошаговую инструкцию её получения и распространять такие листовки в поликлиниках, травмпунктах (в том числе для маломобильных). Но тогда, получается, нужно вовлекать в эту историю власть… Так задачи обрастают подзадачами, а их решение требует уже комплексного подхода. Как в любом серьёзном деле, на своём пути «Маяку» приходится преодолевать массу порогов.
Доступная среда
Почти у каждого, кто приходит в социальный бизнес, есть личная история. Отец Анатолия Воронцова был яхтсменом. Участвовал в регатах, ходил на Аляску и в Японию. В конце жизни уже не мог заниматься парусным спортом. Сын рассказывает, что отцу было морально непросто, ведь яхты – это про свободу. Отец скончался буквально через два месяца после того, как не смог выходить из дома.
Все проекты «Маяка» – про доступную среду, формирующую свободу передвижения. Это важно и для людей с инвалидностью, и для так называемых маломобильных – кроме травмированных, это и беременные женщины, и мамы с колясками, и даже те, кто оказался с неподъёмным багажом в аэропорту. Организациям, где говорят, что к ним инвалиды не ходят, Анатолий Воронцов так всё и объясняет:
«Руководитель одного из учреждений не хотел делать мероприятия по доступной среде, а потом сломал ногу и не смог ходить на работу. Позвонил, говорит, я теперь понял. Мы хотим, чтобы у нас был пандус».
Хотя доступная среда – это, конечно, не только про пандусы. Эта тема особенно оживилась после ратификации конвенции о правах инвалидов перед Олимпийскими играми в Сочи.
Анатолию 34 года, его образование – экспертиза и управление недвижимостью. С одной стороны, вроде другой профиль, а с другой – он занимается архитектурной доступностью организации или учреждения. К нему обращаются как к эксперту по доступной среде – работает в этом направлении уже седьмой год. Недавно он посчитал, что проекты центра доступной среды «Маяк» были реализованы в 14 регионах страны.
Люди
Команда «Маяка» постоянно растёт. Когда принимают новичка, смотрят не только на рабочую мотивацию, но и на то, чтобы его ценности совпадали с ценностями «Маяка». Социальный бизнес – это про помощь людям. И здесь должны быть те, кто готов помогать.
Возрастной градации нет – здесь и пенсионеры, и совсем молодые. Но для водителя, например, важно здоровье – чтобы в кресле-коляске спустить с этажа человека, нужна сила. Все они прошли инструктаж и первичное обучение. Знают этику общения с людьми с инвалидностью и методику оказания ситуационной помощи. А тонкостей в этом деле много. Например, человек на коляске, но хочет ехать на пассажирском сиденье. Водителей учат – как пересадить, сложить коляску, поместить в багажное отделение. А незрячего, если нет сопровождающего, нужно правильно сопроводить – довести до автомобиля, предварительно спросив, как ему удобнее. Есть люди, которым достаточно положить на плечо руку, есть те, кого можно взять под локоть или просто за руку. А кто-то говорит: идите впереди, буду ориентироваться на ваш голос. Ещё есть дети с инвалидностью – водители должны знать, как себя вести и с ними, и с родителями.
Такой разный социальный бизнес
Закон делит социальный бизнес на четыре категории. К первой относятся те, кто трудоустраивает социально уязвимых людей – инвалидов, пенсионеров, тех, кто отбыл наказание и так далее. Ко второй – те, кто реализует товары и услуги, которые создают и оказывают социально незащищённые люди (например, инвалиды собирают розетки, плетут сетки, бывшие заключённые собирают мебель и т. д.). Третья категория – предприниматели, продающие товары и услуги для таких людей. Четвёртая – деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей и способствующая решению социальных проблем общества: частные детские сады, центры дополнительного образования детей, частные музеи и зоопарки и прочее.
В 32 года Анатолий Воронцов стал основателем и руководителем Приморской ассоциации социальных предпринимателей. Её создали два года назад, а началось всё с акселераторов, которые проводил краевой центр «Мой бизнес». Это были обучающие программы для социальных предпринимателей или тех, кто хочет ими стать. Анатолий говорит: раньше и не знал, что он социальный предприниматель, хотя по факту им был. Это ведь юридическая категория, с определёнными мерами поддержки.
«Хотелось представлять интересы таких людей. Если один предприниматель обращается в органы власти с проблемой, могут и не услышать. А если инициировать вопрос через ассоциацию, вероятности больше. Вторая задача – обмен опытом. К примеру, есть проблема у одного детского сада – вполне возможно, она и у других. Вместе проще найти решение. Социальный бизнес – это не про конкуренцию, это про кооперацию. Нет смысла воевать, мы делаем одно дело. Социальных предпринимателей называют не акулами капитализма, а дельфинами капитализма».
Ещё одна горячая тема в этой сфере – льготный налоговый режим. Ставку регионы формируют сами, есть у них такое право. В Приморье и ещё кое-где для социальных предпринимателей вместо 6% установили 1%. А в большинстве остаются шесть – для всех без исключения, подпадающих под упрощёнку. Ассоциация хочет добиться установления 1% для всего дальневосточного социального бизнеса, не только для приморского:
«Бизнес – один из основных драйверов развития региона. А социальный бизнес решает не только проблемы рабочих мест и налогов, но и снимает часть вопросов с государственных плеч. Те же детские сады – государству их нужно построить, обучить персонал… Социальный предприниматель открывает частный сад, и проблема снята».
У ассоциации есть возможность инициировать решение не только региональных проблем. Например, недавно обратился предприниматель, трудоустраивающий пожилых людей. Пенсии работающим пенсионерам не индексируют, притом что они продолжают отчислять деньги в Пенсионный фонд. И люди увольняются, сидят пару месяцев дома, дожидаясь индексации, а потом возвращаются. Приморцы хотят через совет ассоциаций социальных предпринимателей выйти на Госдуму. Российский совет – уже федеральная структура. Сейчас в нём порядка 15 членов – ассоциации пока не в каждом регионе. Получается, Приморье опять стало одним из первых.