Владивостокская таможня в 2023 году, несмотря на автомобильные санкции со стороны Японии и Южной Кореи, установила новый рекорд по оформлению б/у иномарок для личного пользования. Через таможенные посты дальневосточной столицы было ввезено 226 тысяч авто, на 15% больше, чем в 2022-м. Рекордным стал июль, а обвальным – сентябрь, когда поток авто рухнул в 3,5 раза. Однако все последующие месяцы снова наблюдается рост привоза.
Напомним, август 2023 года стал чёрным месяцем для автоимпорта. Сначала в России значительно вырос утильсбор, льготы по которому остались только для тех, кто минимум год не будет машину перепродавать. А затем Япония запретила экспорт в нашу страну всех электромобилей и гибридов, машин двойного назначения, а также авто с ДВС-объёмом от двух литров. Позже похожие санкции, но более мягкие, ввела и Южная Корея. Чем всё это обернулось для авторынка, мы подробно разбирали осенью.
В итоге если на пике, в июле, Владивостокская таможня оформила 30 264 авто, то уже в сентябре – всего 8 тысяч. Но потом стал наблюдаться рост: октябрь – 10,5 тысячи, ноябрь – 12,5 тысячи, декабрь – 15 тысяч.
Как говорят на таможне, ввозят в основном неподсанкционные малолитражки. Однако среди оформленных есть и 2-литровые японки. Представители автобизнеса говорят, что хоть дверцу прикрыли довольно плотно, щели всё же находят, хоть это и связано с риском.
Как раз недавно, в конце января, на сайте таможенного офиса в Пусане появилась информация, что местная таможня передала в прокуратуру дело против 50-летнего россиянина за экспорт в Россию 37 автомобилей и 64 гидроциклов стоимостью в сумме $3,8 млн долларов. По данным южнокорейских властей, он вместе с корейским партнёром предоставляли ложные документы и отправляли в Россию товары под видом экспорта в соседние страны – Казахстан и Киргизию. В качестве транзитной точки использовалась и Малайзия. Адресат менялся в ходе транспортировки, и автомобили передавались во Владивосток.
В любом случае, обход санкций дорого обходится. За последние полгода средняя стоимость подержанных японских автомобилей выросла на 20–27%.
В основном в 2023 году через Владивосток ввозили именно японские машины, Южная Корея по-прежнему на втором месте. Процент китайских машин, которые попадают в Приморье через порты, всё ещё незначительный.
На таможне говорят, что если бы не августовское падение, то к концу года могли бы оформить и все 300 тысяч. Но рекорд всё равно состоялся. 226 тысяч – это максимальная цифра как минимум с 2009 года, с роста пошлин. Годом ранее через Владивостокскую таможню (Морской порт Владивосток, Первомайский таможенный пост и Зарубино) ввезли 197 тысяч б/у иномарок. По некоторым данным, в пиковом 2008-м в Приморье попало около полумиллиона авто. Более точные цифры для сравнения сейчас найти затруднительно, поскольку Владивостокская таможня занимается оформлением только машин для личного пользования, юрлицами занимается Федеральная акцизная таможня.