Зрение, голосовые связки и языки напрягали участники чемпионата по чтению вслух «Открой рот», который прошёл в воскресенье, 27 января, во Владивостоке. В битве друг с другом и с художественными оборотами случайных литературных произведений схлестнулись поэты, работники библиотек, журналисты и просто любители книг. Не обошлось без оговорок, неправильно произнесённых ударений и даже ошибок в именах известных писателей.
Чемпионат «Открой рот» проходит во Владивостоке ежегодно – и это лишь региональный этап, победители которого соревнуются с чтецами со всего Дальнего Востока, а в случае успеха и на этом этапе – с громкими конкурентами со всей страны.
Участников набралось более двух десятков – от школьного до пенсионного возраста. Всех объединила любовь к слову. Ну или любовь красиво читать со сцены. В качестве отборочного этапа чтецам предложили продекламировать короткие отрывки из известных поэтических текстов или песен – от виршей Есенина до «Моя бабушка курит трубку». Более успешно справились с этим 18 человек, которые и прошли в финал.
Одним из ярких участников чемпионата стал Михаил Скобенко – директор школы № 6 посёлка Новый в Надеждинском районе. Он запомнился зрителям своими эмоциями, артистизмом и почти добрался до финала, однако помешали этому удэгейские слова из сборника Владимира Арсеньева «Сквозь тайгу».
«Замечательное мероприятие. Несмотря на то, что я слишком много говорю всегда, большой опыт – мне было очень волнительно, мандраж был в самом начале ужасный. Плюс мне попался наш замечательный Арсеньев, и я понял, что надо учить удэгейские названия рек. Это вышибло меня из седла, и я слегка поплыл», – делится Скобенко.
Участников оценивали по двум критериям – техника и артистизм. Каждый раз чтецы брали в руки завёрнутое в газету произведение и в условиях ограниченного времени, с ходу, пытались попасть в слова, интонации, ударение и настроение попавшейся книги.
Прозвучали со сцены центральной библиотеки имени А. П. Чехова произведения Уильяма Голдинга, Герберта Уэллса, Эрнеста Хемингуэя, стихи Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, а также многих других широко известных писателей и поэтов. Не обошлось и без казусов – одна из участниц, произнося «Станислав Лем» (польский писатель, автор произведения «Солярис»), в имени сделала ударение на привычном последнем слоге, а не на втором, как правильно, что тут же стало поводом для ироничного замечания ведущего и причиной снижения оценок на один балл от строгого жюри. Куда больше доставалось тем, кто неправильно ставил ударения в словах более простых. Такие участники получали за технику по 2 и 3 балла от судей (из 6 возможных).
Среди членов жюри наиболее строгой и внимательной к ошибкам в произношении слов и постановке ударения оказалась, что вполне ожидаемо, филолог, критик и организатор проекта «Стихоразбор» Кира Король, которая перед выставлением оценок даже успевала сверять правильность ударения со словарями.
«В первую очередь обращала внимание на ошибки орфоэпические. Часто люди ошибаются в произнесении окончаний имён прилагательных. А такой критерий, как артистизм, для меня всегда очень сложно оценить. Дело здесь даже не в субъективности, а в том, что прозаический текст, повествовательный или описательный… Ну что ты там артистичное сделаешь? Это всегда такие муки жюри. Но вообще нравится, что все, кто сегодня читал, подходят с большим энтузиазмом. Глаза горят, а рот читает», – поделилась Кира Король.
Ещё одним членом жюри стала поэтесса Дарья Улькина, которая в своих комментариях подчеркнула, что в подобного рода конкурсах многое зависит от везения. И третьей судьёй стала владивостокская поэтесса и организатор поэтических шоу «Класс коррекции» Мария Кравцова, которая в 2023 году одержала победу сначала на уровне региона, затем среди чтецов со всего Дальнего Востока и, наконец, на всероссийском этапе «Открой рот» на Красной площади в Москве.
«Я старалась абстрагироваться от того, что я нахожусь в помещении и являюсь членом жюри, и проникнуться тем, что происходит на сцене. Старалась абсолютно игнорировать внешность, поведение, какие-то особенности голоса. Мне кажется, это не так уж и важно. Честно говоря, я часто задавала себе вопрос: стала бы слушать дальше этим голосом произведение? Если отвечала себе, что да, что я погружаюсь, не сбиваюсь, что мне очень интересно или даже хочется послушать всю книгу этим голосом, то ставила высокие баллы», – поделилась Кравцова.
В итоге в финал регионального этапа вошли чтецы Антонина Бабич и Наталья Арпишкина, а первое место заняла поэтесса Анна Кондратьева (Малина). Победа оказалась непредсказуемой – в ходе первого этапа девушка перенервничала и запиналась, но затем взяла себя в руки и срывала максимальные баллы жюри.
«Я откинула мысли о том, одержу я победу или нет, и решила получать удовольствие, насколько это возможно в подобных конкурсах. А ещё мне повезло, текст попадался достаточно лёгкий. Вообще я люблю читать вслух, мне всегда мама, бабушка много книг вслух читали. И мне кажется, это дало свои плоды. Также перед конкурсом я сидела, доставала рандомные книжки из своей библиотеки и чуть-чуть потренировалась. Мне кажется, это может придать уверенности», – поделилась своим секретом Анна Кондратьева (Малина).
Отметим, чемпионат «Открой рот» проходит в России с 2011 года. В 2022-2023 годах в региональных отборочных турах в 120 городах России, Иордании, Эстонии, Казахстана, Республики Беларусь, Аргентины, Испании и Турции участвовали 1500 человек.
Текст Анастасия Ярошенко