Несколько «умных» остановок, установленных по заказу «Цифрового Приморья», рискуют отправиться обратно на завод-изготовитель. Заказчик больше года не оплачивает подрядчику около 75 млн рублей, которые тот потратил на дополнительные работы. Подрядчик, в свою очередь, не может расплатиться с субподрядчиками, которые готовили павильоны к монтажу и устанавливали их. А в «Цифровом Приморье» считают, что стоимость работ завышена.
В апреле 2022 года компания «Цифровое Приморье» сообщала, что в течение нескольких месяцев во Владивостоке, Артёме, Уссурийске и Находке установят 87 открытых остановочных павильонов с «умными блоками» – интерактивным экраном, на котором будет отображаться карта с местоположением автобусов и туристическими достопримечательностями, а также табло прибытия автобусов. Контракт на проектирование и установку павильонов тогда выиграла компания «Брейн Хаус» из Москвы.
«Наша компания специализируется на проектировании и строительстве объектов связи. На таких объектах, как «умные» остановки, сначала всегда проводится предпроектное обследование, а уже затем проектирование. И только третий этап – монтажные работы. На первом этапе мы согласовали адресный план, прошли экспертизу на предмет справедливости стоимости составленных смет. Экспертиза была частная, выполняла приморская компания, но по закону такая фирма должна иметь государственную аккредитацию. Прошли эту стадию, но тут выяснилось, что где-то нужно делать перенос мест установки, где-то – перепроектировать конструктивные элементы, иначе места бы не хватило. Всего таким переделкам подверглось примерно 30% остановок, в основном это Владивосток. Такое в нашей практике бывает нечасто, но мы все эти дополнительные работы выполнили», – объясняет учредитель компании «Брейн Хаус» Денис Трудов.
По его словам, стоимость контракта без дополнительных работ составила 192 млн рублей. Из них сейчас оплачена почти вся сумма, не хватает только около 5 млн рублей. Но на дополнительные работы (обследования, перепроектирование, монтаж) требуется ещё около 75 млн рублей. Руководитель проекта «Цифровое Приморье» заверил подрядчика, что все эти затраты будут компенсированы, но деньги так и не были выплачены.
К «Брейн Хаус» обратилось несколько приморских компаний, которые заливали фундаменты под остановки, устанавливали стены павильона, проводили и подключали электрическое оборудование. Сначала пытались договориться мирно, но, устав ждать, первыми пошли в суд ООО «ПортТелеком» и ИП Борисов Вячеслав Анатольевич из Находки.
«ПортТелеком» по двум делам уже успел отсудить 857 тысяч рублей. ИП Борисову присудили 10 млн рублей за обустройство подпорной стены и фундамента на остановках в Уссурийске и Владивостоке, суд ещё примерно на 4 млн рублей сейчас продолжается. Более того, предприниматель уже пытается признать «Брейн Хаус» банкротом, но пока безрезультатно.
«Больше года «Цифровое Приморье» не расплачивается с нами по этим допработам на 75 млн рублей. За это время у них трижды менялся руководитель проекта, и один раз – директор. В июле 2023 года мы подписали план-график завершения работ. При этом настояли, чтобы в них были подписи и печати и двух наших подрядчиков. По этому документу (имеется в распоряжении редакции) до конца августа работы должны быть полностью завершены. Их выполнили, но они до сих пор не оплачены», – подчёркивает Трудов.
При выполнении контракта «Брейн Хаус» попросил дополнительно часть аванса – чтобы хотя бы частично расплатиться с субподрядчиками. Однако денег им дали не в рамках основного договора.
«Цифровое Приморье» предложило 3 млн рублей получить от «Юнайтед телеком» по договору займа. Насколько мы понимаем, эта компания связана с «Цифровым Приморьем». На тот момент мы надеялись, что нам выплатят всю сумму, поэтому думали, что разницы особо нет, и взяли деньги. Однако в декабре 2023 года эта компания вышла в суд и эти деньги с нас взыскала. Получается странная ситуация, когда концессионер правительства Приморского края свои долги отдать нам не хочет или не может, а другая компания, связанная с этим концессионером, отсуживает у нас деньги», – недоумевает предприниматель.
«Юнайтед телеком» своей связи с «Цифровым Приморьем» не скрывает. Обе входят в группу компаний VessoLink, это указано на её сайте. По словам Дениса Трудова, часть работ по установке павильонов на несколько десятков миллионов рублей по требованию подрядчика также были переданы «Юнайтед телеком».
Как отмечает учредитель «Брейн Хаус», после решения по иску «Юнайтед телеком» компания решила вынести эту историю на суд общественности. Да 75 млн рублей на оплату труда субподрядчиков у неё нет. Фирма готова идти в суд и считает, что затягивание сроков выгодно «Цифровому Приморью» – субподрядчики в теории могут обанкротить «Брейн Хаус», а мало какой арбитражный управляющий сможет разобраться в том, что на самом деле произошло.
«Я 20 лет работаю в этой сфере, у меня такой случай впервые. Обычно оплата дополнительных работ – не проблема. Ни для Ростелекома, ни для ВГТРК, Билайна, ни для оператора чемпионата мира по футболу. Насколько мы понимаем, каким-то образом муниципалитеты взяли остановки к себе на баланс, потому что иначе бы вопросы возникли у правительства Приморья, которое в большей части финансирует проект концессии. Непонятно, как это произошло: мы модули «Цифровому Приморью» не передавали, потому что они ещё не полностью оплачены. Мы уже смирились, что чистые убытки у нас около 10 млн рублей, это недоказуемая информация. Нам бы просто получить недостающие 75 млн рублей, раздать подрядчикам и распрощаться с этой историей. Потому что это правильно, это социально важный проект. К тому же всё это дело – это удар по нашей репутации», – говорит Денис Трудов.
Представитель одного из субподрядчиков, который предпочёл не называть свою компанию и ещё не ходил в суд, рассказал корреспонденту Новостей VL.ru, что по части «умных» остановок приморские компании получали 70% предоплаты. По некоторым дополнительным работам, например, монтаж фундаментов, подпорных стен, – 50%. Где-то – ещё меньше.
«В любом случае к концу 2022 года все павильоны стояли. Такая задержка неприемлема. Несколько субподрядчиков ещё надеются на что-то, двое пошли в суд и выиграли, но денег не получили – нет у «Брейн Хаус» таких средств. Если надо, мы готовы и вывезти часть остановок в счёт долга, может, хоть это вразумит заказчика», – предположил субподрядчик.
В «Цифровом Приморье» редакции ответили, что заплатили ООО «Брейн Хаус» по договору около 183 млн рублей, что составляет 96% от общей суммы контракта на создание сервиса «умных» остановок. Однако необходимые объёмы не были выполнены вовремя, в результате стороны были вынуждены дополнительным соглашением снизить объём работ для ООО «Брейн Хаус» с последующей передачей другому подрядчику.
Однако и эти работы не были завершены в установленный срок и были ненадлежащего качества, из-за чего концессионер вынужден был заплатить неустойки. По остаточным работам подрядчик не предоставил обоснованных документов, требования об устранении замечаний проигнорированы.
«Сметы за дополнительные работы являются предметом спора хозяйствующих субъектов, так как, по данным экспертизы, стоимость их завышена», – подытожили в «Цифровом Приморье».