В канун Нового года команда школьников из Владивостока победила в одной из номинаций международного конкурса PowerTech – состязании самоходных моделей на Тайване. Кроме хозяев, в нём участвовали команды Индонезии, Таиланда, а ребята из приморской столицы представляли Россию. Причём самоходная робототехника вовсе не их профиль: они занимаются авиамодельным спортом, делают радиоуправляемые модели самолётов. Как наши авиамоделисты попали на Тайвань и как им удалось победить – в материале Новостей VL.ru.
Однажды в Тайбэе
Команда приморцев называлась Float – поплавок. На Тайвань Иван Фирсов, Павел Зайцев, Полина Макаркина и Александра Виноградова летали без своего тренера, Сергея Александровича Банникова. Школьники привезли с собой на остров только верхушки будущих моделей, их образ – морской конёк, краб, звезда. То есть они знали своих героев в лицо, а вот «внутренний мир», по правилам состязаний, предстояло создать.
«Участникам выдают вот такие типовые пакеты с заготовками, – показывает Сергей Банников. – Они маленькие. Включается секундомер, и за три часа команда должна придумать и сделать три модели».
В пакете мелкие детальки, палочки, как от пломбира, зубчатые колёса-шестерёнки, электродвигатель, винтики-гаечки и две фанерки. Из двух наборов нужно собрать шагающую (бегающую), прыгающую и ползающую модели. Не уложился по времени – участвовать в соревновании не можешь.
Потом, как техосмотр, проводится выставка – проверяют параметры. А дальше состязания в каждом классе – шагаем, ползаем, прыгаем. Устанавливается датчик, опять включается секундомер. По условиям, все модели двигались в одну сторону, и только та, что шагала, – ещё и в обратную. Её результат составил 16 секунд, и наш краб победил в номинации «Лучшая модель, передвигающаяся на четырёх опорах». Её делали две девочки, Полина и Саша. Ползающую мастерил Павел, а Иван – прыгающую.
Конечно, все тренировались заранее. Перед тем, как попасть в сборную России, эти четверо прошли конкурсный отбор. Им тоже выдавали наборы, и они тоже придумывали, что из этого можно сделать. Видео отправляли в Москву в юридическую фирму «Городисский и партнёры» – там решали, кто поедет, а кто нет. Повезло далеко не всем. Пермь, например, отсеяли…
Четыре года назад
Фирма, которая курировала подготовку к конкурсу, консультировала ребят и обеспечивала всем необходимым, поддержала ребят и финансово – оплатила поездку. Она же содействовала подготовке таких же соревнований в 2019 году – тогда впервые и обратились к авиамоделистам из Владивостока. Сергей Банников в 2019-м сформировал сразу две команды из семи, представлявших страну. На Тайване собрались аж 220 команд, и наши вошли в тридцатку сильнейших. Им устроили «перетягивание каната» – по жеребьёвке модель сцепляется с противником, и они перетягивают друг друга. И наши с изумлением наблюдали, как представители китайской стороны приклеили к своей 280-граммовый кусочек свинца.
«Смысл вот в чём, – объясняет Сергей Банников. – По регламенту максимальный вес модели – не более 700 граммов. А фактически на соревнованиях они бегали граммов в 400-420. И на перетягивании их «утяжелили». Век живи, век учись. Но мои пацаны всё равно показали наилучший результат».
Это тем более удивительно, что состязания были для ребят непрофильными. Банников шутит – участвовали по совместительству, в качестве общественной нагрузки. А вообще-то они занимаются авиационно-спортивным моделизмом. Его, чемпиона России и Советского Союза, тренера высшей квалификационной категории, знали, потому и обратились при формировании команды. Ну и ещё причина – оказалось сложно найти технически подкованных детей, умеющих и придумывать, и создавать своими руками. Ведь тут нужно разметить, сверлить, поработать лобзиком, скомпоновать, собрать редуктор зубчатых колёс, подсоединить датчики, электропитание...
Потом наступили четыре года ковидной тишины, авиамоделисты по спортивному календарю занимались своим делом, и за три месяца до новых соревнований опять звонок – хотим вас на конкурс отправить, будет готова команда? А команды нет. Двое из тех ребят в Москве – Егор Шапурко на факультете ракетостроения в знаменитой «Бауманке», а Максим Суковатицын – в университете гражданской авиации. Михаил Виноградов с Сашей Пахотовым – в Санкт-Петербургском университете гражданской авиации. Ещё двое, Никита Ткаченко и Даниил Мишковец, – в ДВФУ, изучают станки с числовым программным управлением. То есть все пошли «по специальности» – если не авиастроение, всё равно техника.
Но команду решили всё-таки сформировать. Готовились как к прошлым состязаниям – в том числе, наученные горьким опытом, и к перетягиванию каната. И тут опять звонит Москва – у тайваньцев правила изменились… И модели другие, с другим центром тяжести, который нужно рассчитать ещё. Вот «добежала» модель, а назад никак – заваливается. Пришлось разрабатывать новую. Но успели, отправили в Москву видео со скачущими-ползающими. И – опять прошли.
Чемпионы СССР и «Герои труда»
Тайвань понравился всем четверым – экскурсии, впечатления, знакомства – другая незнакомая жизнь, которая всегда интересна. Сегодня все четверо уже дома, во Владивостоке. С 16:00 до 17:30 у ребят занятия в авиамодельном классе на Иртышской. Дети здесь начинают со свободнолетающих планеров, поднимаясь всё выше и выше. Радиоуправляемые модели самолётов делают с нуля – это не комплекты и не полуфабрикаты.
В трудовой книжке Сергея Банникова написано – педагог дополнительного образования спортивно-технической направленности. Специализация – авиамодельный спорт. Но сам себя он называет тренером, и дети так же. Чемпион Советского Союза и России, тренер высшей квалификационной категории. Почётный работник образования России.
– Чертится чертёж, и Павел Андреевич по чертежу изготавливает радиоуправляемый самолёт, – Сергей Банников кивает на одного из мальчиков. – Да, Павел? Занимаются они помногу лет. Павел Андреевич шестой год у нас, пришёл во втором классе. Я говорю, маленький ещё, беру только с третьего. – Ну не пройдёт испытательный срок, придём на следующий год. А он оказался толковым. И вот, детство своё здесь загубил… а так лежал бы на диване…
– Павел, а чего ты его здесь губишь?
– Хочется. Нравится.
– Почему тебя Сергей Александрович называет героем труда?
– А я не знаю, как-то само пришло.
Павел Андреевич – это Павел Зайцев, самый «молодой» в команде. Тренер их представляет по имени-отчеству. Через несколько дней после соревнований школьнику исполнилось 13, а привела его сюда бабушка – может, потому, что любил чинить игрушечные машинки. Он хотел бы ещё вернуться на Тайвань. Говорит, волновался – да все, по его словам, там волновались – такой шанс себя показать. И, по его мнению, всё-таки чуть-чуть не дотянули они со своими моделями.
Юные победители
С 1967 года в здании регионального модельного центра во Владивостоке работала краевая станция юных техников. И таких, как Банников, тренеров, здесь было 55 человек. Судомодельный, авиамодельный, автомобильный, картинг, радиокружок... В радиокружке делали усилители, приёмники… В 2002 году станцию объединили с детско-юношеской краевой спортивной школой и краевым центром творчества, назвав всё это детско-юношеским центром Приморского края. А в 2021 году переименовали в региональный модельный центр.
Учат авиамоделизму бесплатно. Банников ведёт своё направление один. Говорит, что тренеров в городе осталось – по пальцам перечесть. В своё время по Владивостоку работали сорок педагогов технической направленности. В одном клубе – авиамодельный, в другом судомодельный, в третьем автомодельный. Сейчас на Иртышскую к Банникову едут со всего города:
«У меня Артём Трунов приезжает на занятия к 9:30 с Лесной заимки. Вова Могилин добирался с Окатовой. Сейчас семья переехала на Русский остров, так он оттуда едет. И не от хорошей жизни. Я один, а они хотят строить самолёты».
Обычно детей, что-то подметив и в них и вовремя разглядев, приводят сюда родные. Полина Макаркина в своё время пришла с папой – он ведёт робототехнику в соседнем кабинете. Она здесь уже шесть лет, учится в восьмом классе. Говорит, до окончания школы будет заниматься авиамоделизмом, а потом – в Московский авиационный институт, на авиастроение. С Пашей Зайцевым она соглашаться не хочет: «Не знаю, может, где-то и не дотянули мы на Тайване. Но у нас первое место за модель. Я думаю, что это уровень».
А вот Саша Виноградова, с которой четырнадцатилетняя Полина сделала победившую в Тайбэе шагающую модель, пришла, глядя на старшего брата, – он был в команде 2019 года.
«Брат пришёл, как и Паша Зайцев, во втором классе, и ушёл, оканчивая школу, – говорит Сергей Александрович. – Своё детство загубил и младшую сестру заразил. Саша приезжала посмотреть на брата в Раздольное, на чемпионат Дальнего Востока. Видно, вирус подцепила, и вот уже третий год занимается…».
Саше 13, она в седьмом классе, и есть время определиться с будущим. Но оно уже просматривается:
«После школы хочу учиться проектировать детали для автомобилей. Третий год я здесь. На соревнованиях познакомилась с тайваньцами, переводчик помогал. И ещё – с командой из Новосибирска, до сих пор общаемся».
Иван Фирсов старший в команде. Ему 16, и он уже занимается в технологическом классе ДВФУ. Говорит, кроме углублённого изучения предметов, там ещё и проектная деятельность. Он десятиклассник, так что ещё год учиться. А потом собирается в Московский институт электротехнологий:
«Там разработка электронных плат, электронных приборов, разработки для медицины, программирование. Посоветовали знакомые отца. И сюда меня позвал отец – он авиамоделист, занимался в Арсеньеве. Мне понравилось. Я здесь пятый год».
Медведь на руку наступил
«Я не ставлю вопрос об авиации, но почти все ребята, с которыми я работал за сорок лет, выбрали потом техническое направление, – говорит Сергей Банников. – Авиация, судостроение, автомобилестроение, другие отрасли. Вот Егор Панарин в медицину собрался идти? Но он ведь будет специалистом по медоборудованию. Тоже техника».
Егора «заразил» дедушка – ходил сюда делать байдарки, когда на станции юных техников ещё был судомоделизм.
Сын Банникова, Виктор, тоже с пяти лет занимался у отца. Выполнил норматив мастера спорта России по авиамодельному спорту, а потом пошёл в ДВГТУ. Но не всем это дано, считает тренер. Вот в музыкальной школе ребёнка прослушали – говорят, нет слуха, медведь на ухо наступил. А здесь приходится говорить – медведь на руку наступил. Новички проходят двухнедельный испытательный срок и не всегда остаются.
Сейчас на занятиях каждый работает со своей моделью. Разговаривают, конечно, но не отвлекаясь. Один занят стабилизатором и килем, второй утюгом приклеивает термоусадочную плёнку. При глажке она натягивается, как на барабане. Самолёты должны быть очень лёгкими, и детали здесь из бальзового дерева – мягкого и почти воздушного. Такое растёт в Америке.
Самолёты с чистого листа
Дети умеют очень многое, побольше некоторых взрослых. С их уровнем знаний и навыков, говорит Банников, выступить в техническом конкурсе – как радио послушать. То есть и выбор кандидатур, и победу трудно назвать случайными. Они приехали в Тайбэй не слепыми котятами. Знают, что такое чертёж, как разметить, спрофилировать, обработать, соединить, определить центр тяжести:
«Вот вы меня ночью разбудите, спросите, Сергей Александрович, чем вы на своей работе занимаетесь? Я вам тут же скажу: обучением, воспитанием и развитием личности ребёнка. Вот он делает самолёт. Он в этот момент себя развивает – руки, голову. В нашем деле руки – это продолжение головы. Всё задуманное он же и воплощает. Вот футболисты – они ведь мячи себе не шьют. А наш без своего самолёта не сможет выступать на соревновании. Он должен его создать, отрегулировать, настроить, получить тренировочный результат, а потом выйти на старт. А вот эти радиоуправляемые самолёты? Они не просто в воздухе барражируют – это как фигурное катание. Вот эти – начальный комплекс, эти – продвинутый, эти – чемпионатный. То есть они должны выполнять фигуры высшего пилотажа. Сидят судьи, оценщики, за каждую фигуру десятибалльная система. Можно прямую петлю сделать на десять баллов, а можно на два. В первом случае нужно долго и упорно тренироваться».
Толковых ребят хватает. Вот только приходят они как чистый лист. Не то, что лобзик не встречали – бывает, линейки не знают. В 2000-х черчение в школе стало факультативным, а в 2019-м его вообще убрали из школьной программы. И многие считают такое решение спорным. Сейчас в школы собираются вернуть уроки труда (технология) и поговаривают о возвращении черчения. Только вот кто будет учить? Это проблема.
В семидесятые страна пела «Мы учим летать самолёты» – правда, об испытателях. Но здесь тоже учат летать самолёты – пусть это модели. И дети, которым это нравится, могут пойти дальше. Знаменитый советский авиаконструктор Александр Яковлев начинал с авиамоделизма. Его опытно-конструкторское бюро создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Яковлев говорил, что многим обязан авиамоделизму:
«Сколько было радости, огорчений, модель летала, мы ощущали её движение, жизнь. И навсегда заболели авиационной болезнью. Не ошибусь, если скажу – из всех, кто приходит в авиацию, в конструкторские бюро, наиболее способными и толковыми оказываются бывшие авиамоделисты».
У Сергея Банникова эта цитата всегда под рукой, в рабочем столе.