Внутренние стены Спасо-Преображенского собора во Владивостоке вновь уставлены лесами – живописцы намерены расписать его полностью, в том числе и центральный купол, верхняя точка которого находится на высоте 67 метров. Сейчас здесь работают художники иконописной мастерской «Ковчег» из Ярославля, они же оформляли храм изначально: писали иконы, потом расписывали центральный алтарь и купол над ним.
Для таких масштабных работ «Ковчег» собирает мастеров со всей страны. А проект действительно не рядовой – это самый большой собор в Приморье, и поверхность, которую предстоит покрыть сюжетами из Евангелия, огромна. Сейчас на лесах трудятся трое живописцев, скоро приедут ещё порядка восьми. А на пике работ будут 15-20 человек.
Сегодня расписывали один из двух боковых приделов центрального алтаря и всё, что пойдёт ниже фриза, – горизонтальный орнамент опоясывает все стены. Самые высокие леса, порядка 26 метров, установлены в боковом приделе. Журналистам подниматься туда категорически запретили – слишком рискованно. А через некоторое время художники пойдут ещё выше – под центральный купол, высота которого достигает 67 метров. Как они справятся? Клирик собора, иерей Максим Точуков, говорит: «C божьей помощью...»
Часть работ – участки, что ниже фриза, два боковых придела алтаря и, возможно, центральный купол, – хотят успеть сделать к маю. А потом уже окончательно оформят стены – снизу доверху. Вообще храмы расписывают обычно сверху вниз, но здесь решили пойти другим путём.
Москвич Олег Симоненко только что прилетел во Владивосток. На южной стене, где он работает, пока идёт разметка будущего сюжета. Конечно, храм не будут расписывать годами, как в старину – управятся быстрее. Олег останется здесь до конца, пока не закончат:
«Чтобы сохранить качество, нужно потратить время. И больше чем обычно. Храм ведь будет служить людям века, а здесь спешка вообще не нужна. Да, есть рамки, но нет настроя, чтобы побыстрее всё сделать и поскорее уехать».
Анна Паничева из Сергиева Посада работает как раз под хорами – ведёт орнамент по карнизу. Краску наносит по трафарету – здесь узкая и длинная полоса. Говорит, что делать это кистью – долго и утомительно. Художники используют силикатные краски – по техническим данным они повторяют те, что наносили в древности на сырую штукатурку. Стена после такой росписи «дышит».
«Непроницаемые краски – масляные, акрил, создают плёнку, – объясняет главный художник иконописной мастерской «Ковчег» Зураб Модебадзе. – В Приморье, с его влажностью и перепадом температур, эта плёнка отойдёт от стены. А силикат позволяет ей дышать. Ещё мы используем сусальное золото для золочения фонов».
Иконописная мастерская «Ковчег» изначально занималась художественным оформлением собора. Иконы в храме – их первая работа. С них всё и началось – наблюдая за процессом, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир изъявил желание расписать и храм. И художники взялись за центральный алтарь и купол над ним. Как потом оказалось, это было только началом. Посмотрели, рассказывает Зураб Модебадзе, что неплохо получается, и решили идти дальше. Храм официально открыли в августе прошлого года. А теперь художники вернулись, чтобы всё-таки расписать его полностью.
Сюжеты, которые нанесут на стены, выполнят по мотивам мозаик храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге. Но мотивы – ни в коем случае не копия. Во-первых, у собора во Владивостоке совершенно другая архитектура. Да и задачи у живописцев другие: одно дело – укладывать мозаику, и иное – наносить кистями и красками линии. Это совершенно разная работа, разная техника. Линии требуют больше изысканности и утончённости, считает главный художник. Фигуры отрисовываются, прикидывается, как всё это будет выглядеть в краске.
Для Владивостока выбрали русский модерн – тот, что использовали Виктор Васнецов и Михаил Нестеров. Спасо-Преображенский собор – первый для «Ковчега» храм таких размеров, где данное направление стало главным. Оно сложно по исполнению, потому что, по мнению живописцев, его обязательно нужно прочувствовать. Пропустить через себя, воссоздать, но не копировать. Понять, что ощущали великие художники-новаторы.
Внутренняя соборная смотровая площадка – примерно на уровне 30 метров. Она напротив алтаря, и отсюда видны скрытые его дверьми росписи – масштабные и очень красивые. По церковным канонам алтарная часть скрыта, а сейчас можно представить, как станут выглядеть полностью расписанные стены. Конечно, для того, чтобы взяться за такую работу, нужно быть готовым не только профессионально, но и внутренне.
«Мы не можем физически видеть нашего Господа, – говорит Зураб Модебадзе. – Но именно он решает, кто будет писать его лик, лик его матери и всех святых. Господь дал определённому художнику, иконописцу это право и умение. Я вам скажу, как человек опытный, это неоспоримый факт. Если человек не верит, Господь ему не позволит писать. Мы верим, и Господь нас выбрал. И дал нам это право».