На авторынок «Зелёный угол» в четверг, 11 января, вновь нагрянул десант из работников прокуратуры, полиции и СГТ. На этот раз их интересовал уже не Сапёрный редут, который освободили от машин в декабре, а несколько муниципальных участков, попадающих в охранную зону памятника: их тоже нужно освобождать. На этот раз эвакуировать никого не пришлось, только одну машину демонстративно подняли и тут же поставили на место. Но этого хватило: владельцы машин сами всё быстро убрали, а точнее, отодвинули машины за границы участков, которые им сегодня указали. Однако охранная зона гораздо шире, так что эвакуаторы ещё вернутся позже. Стоянщики в приватных беседах уверены, что вместо них тут останется либо свалка, либо вырастут новостройки.
В декабре прокуратура и городские службы освободили непосредственно участок 25:28:010043:1642 под Сапёрным редутом, на вершине сопки, принадлежащий музею Владивостокской крепости. Тогда всё же пришлось эвакуировать штук семь машин, чтобы остальные 200 увезли собственники. Теперь же взялись за охранную зону редута, установленную правительством Приморья ещё в 2020 году. Она простирается на десятки метров вокруг основного участка и захватывает пару десятков смежных, в том числе и почти все автостоянки от редута на запад к улице Нейбута и на север к дороге, проходящей через авторынок. Хозяйственная деятельность и строительство в охранной зоне запрещены, организация долгосрочных стоянок тоже.
Правда, сегодня прокуратуру интересовали не все автостоянки в охранной зоне, а только те участки, которыми распоряжается администрация Владивостока. Таких здесь как минимум четыре. В первую очередь проверяющие приехали на участок 25:28:010043:25 площадью 7515 кв. м. Ещё в декабре здесь рядами стояли машины, а также работала какая-то авторазборка. Но сегодня участок оказался пустым. Только строительный мусор остался да какая-то странная конструкция. Сотрудники СГТ наклеили на неё требование демонтировать, покидали брёвна на кучу, а потом поехали на другой участок.
Следующими стали участки 25:28:010043:24 и 25:28:010043:35, и уже здесь начался ажиотаж, потому что все они были заняты машинами, а приезда эвакуаторов никто не ожидал. Однако сначала сотрудники мэрии прошлись по всей стоянке с измерительными приборами и отметили красными крестиками границы этих участков. Оказалось, что под запрет попадают далеко не все машины, а всего несколько рядов, машин 100 или меньше. И даже в пределах одной стоянки находились «безопасные» места. Например, муниципальный участок, судя по меткам, не дотянул до забора возле дороги. И к нему тут же рядком выстроили пару десятков машин.
Те же автомобили, которые точно попадали под запрет, тут же начали спешно прогревать. В течение часа одна за другой их вывезли с территории стоянки. Некоторые пришлось «прикуривать» из-за слабых аккумуляторов. Однако таких сегодня было совсем немного, поскольку на улице стояла едва ли не плюсовая температура.
Стоянщики не стали скрываться от правоохранительных органов, напротив, активно с ними общались, обещали сделать всё возможное, чтобы не доводить до эвакуации: «Как хорошо, что вы сегодня нам показали, где эти метки. Мы теперь разобрались и в течение дня все машины точно уберём, без проблем».
Примерно через час на стоянке машин почти не было, не считая личных авто бизнесменов, которые приехали забрать колёса и прочее имущество. Казалось бы, КамАЗу городской службы и не придётся работать. Чтобы заехать на стоянку, ему пришлось убирать бетонные блоки с проезда, но теперь огромная машина стояла посреди почти пустой площадки. Однако одна жертва всё же нашлась: небольшую Toyota Roomy вовремя не отогнали, и вот уже её подцепляют и ставят в кузов. Но в следующее мгновение возвращают на землю – явился хозяин, а по закону машину нельзя увозить. Хозяин сам её убрал.
За расчисткой участка наблюдали не только редкие покупатели, но и работники соседних стоянок. Они тоже находятся в охранной зоне, но им пока опасаться рано. Как объяснили в прокуратуре, ранее они занимались федеральной землёй – Сапёрным редутом, сегодня пришли на муниципальные участки. А потом займутся и остальными – выяснят, насколько они законно выбыли из государственного ведения. Если их удастся вернуть через суд, тогда придут разгонять и их. Часть земли и вовсе находится в ведении Минобороны, значит, ею будет заниматься военная прокуратура. Как раз соседняя с освобождённым участком стоянка, самая большая на рынке, находится на участке 25:28:000000:68176, отведённом воинским частям, учреждениям и организациям Военно-морских сил. На ней сейчас не менее 500 машин, и даже есть свободные места, куда в том числе сегодня и переставляли автомобили. При этом вся стоянка целиком в охранной зоне.
На стоянку с другой стороны сегодня прокуроры тоже не пошли. Видимо, участок 25:28:010043:2 тоже как-то выбыл из городской собственности. Поставлен он на кадастр ещё в 2001 году. Правда, границы нарезаны так неровно, что край муниципального участка залез и на эту стоянку. Владельцам тоже обозначили красные крестики и попросили передвинуть пару автомобилей. Попал под запрет и киоск с надписью «Автострахование». На него тоже наклеили листок с предупреждением о демонтаже.
Ещё один муниципальный участок, номер 25:28:010042:104, оказался с другой стороны редута и уже тоже освобождён. От машин, но не от аренды. Оказалось, что ранее администрация сдала его предпринимателям, несмотря на охранную зону. Теперь договор пытаются расторгнуть – бизнесменам отправили уведомление, у них есть три месяца, чтобы полностью освободить участок, но они могут это решение и обжаловать. В свою очередь, в прокуратуре обещали проверить, каким образом договор вообще был заключён. Возможно, это случилось ещё до установления охранной зоны.
Ранее редакция запрашивала в мэрии информацию о том, насколько вообще законно машины стоят на муниципальных участках, платят ли аренду и если нет, то почему мэрия раньше не обращала на это внимание. Ответа до сих пор не получили, однако сотрудник прокуратуры сегодня сообщил, что, кроме вышеобозначенного договора, других и нет. Годами стоянщики собирают по 100-200 рублей с машины в сутки и ничего не платят в бюджет. Сегодня мы попытались снова задать этот вопрос приехавшим на место сотрудникам управления муниципальной собственности.
«У администрации города более 40 тысяч участков, – объясняет Владимир Горбатенко, начальник отдела контроля за использованием земель УМС. – Ситуация вообще очень сложная. По моим данным, вот это всё – земля военных изначально была. С 2019 года они стали проводить межевание. Причём старались избегать те участки, которые стояли на кадастре, но которые были без прав. Хотя, по идее, это тоже их территория. У нас просто возникают такие случаи, что потом военные судятся и с городом, и с краем, что незаконно распорядились федеральной собственностью. Садгород вспоминается. Это всё происходит из-за того, что мы перешли из советского времени в российское, законодательство поменялось. Раньше не было требования на кадастр ставить, другие требования были к описанию границ, часть территории вообще секретная была. Все эти сложности возникают именно из-за этого, из-за некой неразберихи, что мы до сих пор до конца не знаем, где чья земля. Есть, скажем так, некие пробелы ещё в территориальном зонировании. И чтобы их устранить, нужны большие деньги, проводить комплексные кадастровые работы».
При этом участки, которые сегодня освобождали, стоят на кадастре больше 20 лет.
«Да, они стоят давно, но кто их ставил на кадастр? Не Минобороны, в том-то и дело. Тяжело говорить, что было в 2002 году. Я не работал в тот момент. Но я догадываюсь... Хотя, может, и город ставил, потому что территория тогда не была сформирована. Хотя формально это должна была быть земля военных», – добавил Горбатенко. При этом, по его словам, за пределами охранной зоны всё же есть несколько муниципальных участков, которые мэрия сдала стоянщикам официально и получает с них доход. Подробнее об этом, надеемся, мэрия расскажет нам в ответе на запрос.
На вопрос, а что будет дальше с освобождёнными площадками, представитель мэрии ответил, что администрация должна будет следить, чтобы их снова не заняли.
«В первую очередь убираем машины, а потом всё остальное, что тут незаконно находится. Есть несколько построек, часть мусора – видимо, тоже будем заниматься, убирать. Но в первую очередь машины, потому что для этого необходимо присутствие сотрудников полиции. Это наиболее сложный этап. Дальше мы должны будем поддерживать участки в том состоянии, в котором их оставим. Они не должны заниматься машинами. Посмотрим, как будут реагировать люди, которые здесь занимаются торговлей машин. Если опять займут, будем опять освобождать. Мы будем освобождать все участки, которые входят в охранную зону», – пообещал Владимир Горбатенко. Кстати, в охранную зону попадают и две многоэтажки на Нейбута со своими придомовыми парковками, но их, по словам представителя УМС, ограничения не касаются, поскольку краткосрочные стоянки не попадают под запрет.
Сами стоянщики говорят, что сюда они, конечно, не планируют вернуться, но куда переезжать – вот главный вопрос. Естественно, на камеру они заявляют, что все машины тут стояли бесплатно, никаких денег никто не брал. Но в приватном разговоре позволяют выплеснуть эмоции:
«Ну вот выгонят нас отсюда и что тут будет? Свалка тут будет. Местные жители будут на шашлыки ходить и мусор оставлять. Когда-то, где-то до 2008-2009 года, мы арендовали у военных весь Сапёрный редут, он весь был заставлен машинами. Но так мы следили за этим редутом, ремонтировали помещения, штукатурили их, поддерживали в хорошем состоянии. А потом нас оттуда выгнали, посмотрите, что там от него осталось сейчас. Здесь будет так же. А ради чего нас отсюда выгнали? Да весь город уверен, что ради одного – построить тут многоэтажки! Охранная зона? Ну давайте через несколько лет, когда здесь вырастет высотка, посмотрим, какая она, эта охранная зона. Эти московские строители ниже уже 30 гектаров застраивают. Вот и здесь будут. Они же смотрят на карту и видят тут пустырь. Они же не понимают, что такое «Зелёный угол», для них это пустой звук. А ведь это для города культовое место, очень важное. Да, в прошлом году санкции и утильсбор подкосили нас. Но люди на «москвичи» всё равно не пересядут, люди будут покупать японские авто, так что мы бы ещё просуществовали. А теперь нас просто так разгоняют».