В Дальневосточном федеральном университете прошёл инженерно-технологический интенсив «Школьники. Территория Hi-Tech» – 101 старшеклассник со всего Приморского края приехал в университет, чтобы пройти подготовку к финалу Национальной технологической олимпиады. На протяжении недели ребята вместе с преподавателями ДВФУ, учёными Российской академии наук и приглашёнными экспертами занимались по различным направлениям: от урбанистики и строительства до кибербезопасности и VR.
«С каждым годом всё больше участников из Приморского края проходят во второй тур Национально-технологической олимпиады. В этом году из 925 школьников отбор прошли 140 ребят, для нас это показатель того, что уровень подготовки участников растёт. За 6 лет нашей команде уже удалось подготовить 73 победителя и призёра в 20 профилях Национальной технологической олимпиады. Мы уверены, что в этом году наши ребята покажут хорошие результаты в финале, а мы окажем им необходимую помощь», – отметила проректор по развитию ДВФУ Елена Харисова.
Одним из самых сложных направлений интенсива стала подводная робототехнка. Под руководством студента 4-го курса направления «Кораблестроение» ДВФУ Платона Пряженникова школьники собирали буй, способный погружаться под воду и проводить анализ акватории.
«Ребята занимаются созданием буя, который будет сам погружаться и понимать, на какой глубине он находится. Для этого одни ребята отдельно занимаются программированием, другие проектируют и конструируют, третьи паяют и разводят электронику. Мы создаём платформу, на которую можно повесить различные датчики, например температуры, или устройства по забору воды для анализа», – поделился Платон.
Сами юные робототехники, учащиеся владивостокских школ, говорят, что занимаются этим направлением не только из-за любви к электронике, но и из интереса к природе края.
«Робототехника – интересное направление. Мы живём на берегу моря, хотелось бы изучить его поподробнее. Я нашёл выход в подводной робототехнике», – рассказал Алексей Коваль, участник интенсива «Школьники. Территория Hi-Tech».
По словам ребят, интенсив позволил им на практике отработать то, с чем на предыдущих этапах НТО они работали виртуально – создать собственного робота, пройдя все этапы производства.
Не менее увлекательным в интенсиве стало направление VR-технологий и работы с ними. На нём школьники учились работать с оборудованием и программами виртуальной реальности: отыгрывали различные сценарии, учились манипулировать предметами и создавать уникальные действия.
«Нужно отработать базовые механики работы с VR, чтобы ребятам было проще в финале, чтобы они не теряли время и сразу приступали к идейной разработке, а не технической настройке и узнаванию того, чего они могли бы не знать. VR-шлем есть не у каждого, поэтому у ребят возникают сложности в работе с оборудованием. Важно погрузить их в особенности работы со шлемами и контроллерами, ведь они бывают разные», – отметил Дмитрий Мерзляков, эксперт НТО по VR.
По соседству с исследователями виртуальной реальности другая команда работала с городской средой: школьники в специальной программе знакомились с различными аспектами градостроения и урбанистики, чтобы в финале олимпиады преобразить Новосибирск.
«Задание будет выполняться в Новосибирске, поэтому мы ориентируемся на него, но в процессе изучения теории рассматриваем несколько городов, в том числе Владивосток. Работаем в программе QGis, изучаем картографию: градостроительные слои, дорожные карты, плотность населения, зонирование и другие параметры», – рассказала Надежда Юдина, студентка 5-го курса кафедры градостроительства ДВФУ.
Участники этого направления с интересом разбирали содержание карт, выстраивали планы развития и улучшения городов. Для некоторых знакомство с геоинформационными системами было в новинку.
«Мы впервые погружаемся в сферу урбанистики. До мастер-класса я разбиралась в географии, но была совершенно не знакома с программным обеспечением. Нас обучают работе с ним для победы в НТО, но, если мой профессиональный выбор в дальнейшем падёт на архитектуру и урбанистику, полученные здесь знания помогут мне в работе», – поделилась Колпакова Дарья, ученица 10-го класса Университетской школы ДВФУ.
Пока одни создают роботов, строят города и путешествуют в виртуальных мирах, другие создают и атакуют веб-приложения для предотвращения хакерских атак. Участники направления информационной безопасности учились ломать и защищать собственные программы.
«Мы анализируем веб-приложения. Изучаем программирование в информационной безопасности, производим обратную разработку программ, создаём заранее уязвимые приложения и отрабатываем атаки на них», – рассказал Макар Логунов, студент направления «Компьютерная безопасность».
По словам участников мастер-класса, приобретённые знания помогут не только победить в олимпиаде, но и внести вклад в безопасность цифрового пространства в будущем.
«Здесь мы учимся тому, что поможет нам как на НТО, так и в профессии. Мы отрабатываем разные сценарии, изучаем работы пентестеров, проверяющих приложения на безопасность, анализируем вредоносные приложения, чтобы заносить их в базу антивируса и предотвращать массовые атаки», – отметил Сергей, учащийся школы № 7 Владивостока.
Национальная технологическая олимпиада проводится с 2015 года и состоит из трёх этапов. Финал олимпиады пройдёт в феврале-апреле 2024 года – ребят будет ждать решение комплексных инженерных задач на всероссийском уровне. Участвуя в НТО, школьники получают опыт работами над технологическими кейсами и знакомятся с востребованными профессиями. Победители олимпиады получают ценные дипломы в своё портфолио и льготы при поступлении в вузы.
В материал внесено изменение – количество участников.