В Приморском крае внесли изменения в закон об охоте – в ближайшее время серые, чёрные и большеклювые вороны, а также гибриды волков и собак станут официальными охотничьими ресурсами, их можно будет отстреливать. Несмотря на серьёзность вопроса (нападения ворон на людей в городах стали проходить гораздо чаще), депутаты очень веселились при обсуждении, но проект всё-таки поддержали.
По словам замминистра лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Алексея Сурового, численность ворон во многом обусловлена антропогенными факторами, а не естественным механизмом их популяционной регуляции. И на сегодняшний день численность ворон угрожает и другим животным, в том числе охотничьим ресурсам, и меняют экосистему в регионе – об этом говорили сотрудники БСИ ДВО РАН.
Птенцы ворон вылупляются раньше других, и взрослые птицы в поисках пищи для потомства разоряют другие гнёзда. На прокорм одного птенца вороны, как уточнил Алексей Суровый, идёт 50 других птенцов. Также ворона является переносчиком заболеваний. Но её не относят к охотничьим ресурсам, поэтому охотиться на ворону нельзя. Однако субъекты могут сами вводить в список охотничьих ресурсов те или иные виды. И многие регионы, в том числе Алтай, ХМАО, Томск и другие, уже приравняли ворон к объектам охоты.
Предлагается выдавать разрешения на отстрел ворон, чтобы сократить их популяцию. Добывать их можно будет в охотугодьях общего пользования и охотничьих хозяйств, а также на территории полигонов и свалок вне населённых пунктов.
В ходе доклада Алексея Сурового едкий комментарий о сравнении хищнических качеств ворон и тигров отпустил Игорь Чемерис. Депутаты вообще, несмотря на суровость Сурового, очень веселились при обсуждении вопроса. Звеняцкий заметил, что бюджет не вызвал такого горячего обсуждения, как вороны.
Галуст Ахоян спросил, как быть с тем, что вороны – довольно интеллектуальные птицы. Чемерис спрашивал ещё про премии для охотников, потому что «человек будет выезжать, тратить время и ресурсы, а ему эти ваши певчие птицы в Ботаническом саду не важны». Алексей Суровый предположил, что в качестве награды могут выдавать разрешения на охоту на другой вид.
Что касается непосредственно Ботанического сада, то и там можно будет проводить отстрел, только не любыми охотниками, а специально обученными людьми под контролем министерства.
Также предложено внести в список охотничьих ресурсов волко-собачьи гибриды, или волкособов (волкопсов, полуволков). По словам Алексея Сурового, эти гибриды охотятся и ведут себя как волки, живут в волчьих стаях, но при этом не боятся человека. Но, в отличие от ворон, эти животные никого не заинтересовали. Возможно, потому что волков на территории Приморского края очень мало.
В двух чтениях законопроект был принят большинством голосов, воздержалось только четверо депутатов, остальные поддержали. Законопроект вступит в силу после его официального опубликования.