На Русском острове административная комиссия вместе с полицией Владивостока сегодня провела первый профилактический рейд по запрету выхода на лёд. Рыбаки сейчас активно удят корюшку не только в Новике, но и в бухте Воевода – людей здесь много, и большинство считает, что как раз к ним запрет не относится: под ногами мелко, да и течение не унесёт, как это было с погибшим на Шкотовке. Правда, есть среди любителей зимнего лова те, кто на свежий лёд смотрит с опаской и поворачивает домой. Отметим, что первые меры профилактики (памятки) достались в основном именно таким сомневающимся – до нарушителей на льду комиссии добраться не удалось.
Ловля у берега
Бухта Воевода, на улице +1 °C, у берега лёд проваливается под ногой, но дальше на более плотной его массе сидят десятки рыбаков. Ближайшие к бухте дороги полностью запаркованы, машины выстроились и за знаком, запрещающим стоянку. Казалось бы, что это лакомый «улов» для любого проверяющего органа, ведь до 31 декабря (а также с 1 марта уже следующего года) выход на лёд запрещён. Выезд на акваторию запрещён всю зиму, а парковка в зоне действия соответствующего знака запрещена круглый год.
Однако всё не так просто – запрет выхода на лёд действует и для чиновников, и для полиции. Комиссия с грустью смотрит на плотные ряды рыбаков, по удочке в каждой руке, и идёт общаться с теми, кто остался на берегу – сомневается или передумал. Наряд ДПС, «проверяющий» нарушения правил парковки, и вовсе вскоре уехал.
В первую очередь встречаются нам те, кто обеими руками за осторожность:
- Предупреждаем на всякий случай, постановление администрации города опубликовано, – говорит сотрудник комиссии пожилому мужчине, который складывает рыбацкое обмундирование в багажник авто.
- Да в 75 лет что я, больной – на такой лёд ходить? – отзывается Александр о состоянии ледовой корки.
У берега здесь действительно мелко, говорит рыбак, но если провалишься, то как минимум промёрзнешь и, вероятно, заболеешь.
«Поэтому и смотрим: хотим заболеть или нет… Тут, во-первых, зайти ещё надо как-то – тут вообще не зайдёшь», – говорит другой Александр. Сюда мужчина приезжает вместе с соседями, рыбалка – совместное дружеское увлечение.
Самый сезон
Стоит отметить, что цель у первых рейдов и их участников – не штрафовать, а предупреждать. Людям раздают (или оставляют на лобовом стекле) памятки с инструкциями поведения в чрезвычайной ситуации и рекомендациями не подвергать себя опасности. Однако о возможных штрафах горожан тоже предупреждают – до 500 рублей за выход на лёд.
Одни в ответ говорят, что рыбу сейчас купить дороже, чем наловить и штраф оплатить. Другие видят, что комиссия работает только на берегу, и шутят: «Вход на лёд бесплатный, за выход – 500 рублей?»
Комиссия к этому моменту уже ушла с пирса, откуда и осуществляет сход на лёд большинство любителей лова. На одном участке с берега даже скинули кучу досок, чтобы не проваливаться в этом месте по колено. Здесь стоит знак, запрещающий ныряние, однако для рыбаков это лишь подтверждение – дно совсем близко.
«Тут корюшка только в это время ловится, а после запрета её не найдёшь нигде. Пока лёд не везде стоит, она под лёд забивается – рыбаки и бегут за ней. Потом она «рассосётся» по акватории, и корюшки не будет. Так везде, где она заходит, в принципе – и на Океанской, и на Песчаном. Она сейчас под лёд забивается от хищников», – рассказал корреспонденту молодой человек по имени Никита.
«Надо аккуратно [выходить на лёд], обходить надо – в окружную… Резких движений нельзя делать, потихоньку, плавно, – делится опытом более возрастной рыбак Владимир Григорьевич. – Там на Шкотовке – течение, речка течёт, чуть-чуть прозеваешь, и унесёт. А тут стоячая вода, безопасно».
Там, на Шкотовке…
Люди в акваториях Русского острова уверены в своей безопасности. Но с высокой долей вероятности можно сказать, что уверены в себе были и те, кто в разные годы уходил на рыбалку и не вернулся. О гибели человека в устье реки Шкотовка слышали практически все, с кем сегодня пообщался корреспондент Новостей VL.ru. Все они считают, что в Новике и Воеводе условия другие – течение здесь не затянет под воду, да и не глубоко.
«Я с водкой – я не умру», – кричит нам со льда весёлый мужчина, который удаляется в сторону основной массы рыбаков.
Шутит он или уже навеселе, понять трудно. Члены административной комиссии напоминают, что запрет в городе введён не просто так.
«Лёд ещё не сформировался. Если даже посмотрите на прибрежную полосу, открытая вода стоит рядом с припаем – лёд очень тонкий и хрупкий. Сегодня проводится рейд в первый раз, потому что поступили обращения граждан о том, что люди выходят на лёд. В дальнейшем такие мероприятия будем проводить регулярно», – говорит Василий Алёшин, главный специалист управления общественной безопасности и взаимодействия с органами власти администрации Владивостока.
Напомним, что первый случай спасения провалившихся под лёд людей в этом сезоне тоже произошёл на относительно небольшой глубине – так об этом рассказывали в министерстве ГОЧС. При этом позже появилась информация, что выбраться из «неглубокой» полыньи смог только один из трёх попавших в неё человек. Остальным пришла на помощь надувная лодка, но и её пришлось вытягивать на берег при помощи верёвки.