Год назад Владивосток вступил в когорту российских городов с платной парковкой вдоль улиц в центре. За эти 12 месяцев операторы парковок успели значительно расширить зону действия за счёт центральной улицы, а также научились бороться с теми, кто скрывает госномер под масками и бумажками. Но лишились паркоматов как способа оплаты и так и не решили проблему скрученных номеров.
К первой годовщине корреспонденты Новостей VL.ru опросили пользователей парковки о плюсах и минусах, изучили статистику и выяснили, что за всё это время водители Владивостока получили всего около 31 тысячи штрафов за неоплаченную стоянку, хотя выявлено было более 140 тысяч неплательщиков. Более того, сотни людей идут опротестовывать штрафы в суд, и почти каждому третьему это удаётся.
Кому это надо
Владивосток стал одним из четырёх российских городов, которые ввели платную парковку за последний год. Теперь в России 24 таких города, ещё 17 заявляют о планах на ближайшие 5 лет. Однако никаких стандартов в этом вопросе в стране не существует, каждый город сам придумывает правила. В Москве, например, стоимость часа может доходить до 450 рублей, и есть ночные платные места. Во Владивостоке же деньги берут только в рабочее время.
По стоимости парковки Владивосток, если не брать столицу, другие города обгоняет. Особенно с тех пор, как на Светланской у филармонии установили цену в 150 рублей. Даже в Санкт-Петербурге парковка стоит 100 рублей за первый час и далее поминутная тарификация. В Казани и Краснодаре – от 30 до 100 рублей, в Белгороде – от 20 до 30 рублей. Во Владивостоке самая дешёвая парковка – за 35 рублей, но только на одной улице – Калинина.
В итоге за год во Владивостоке было проведено более 600 тысяч парковочных сессий продолжительностью в среднем 2-3 часа. Как утверждает оператор парковок, средний показатель заполняемости по всем парковкам – 87%, одно машино-место в течение рабочего дня занимают как минимум три автомобиля. А самые востребованные зоны парковки – улицы Фонтанная, Уборевича, Адмирала Фокина и Петра Великого.
Отдельной статистики по тому, какой процент от всех водителей Владивостока пользуется парковками, не ведётся. Но известно, что мобильное приложение «Цифровое Приморье», через которое происходит более 85% оплат, установили уже 111 тысяч пользователей. Это почти треть всех владельцев легкового автотранспорта, зарегистрированного во Владивостоке.
В опросе на сайте VL.ru ответили, что хотя бы раз платили за парковку, всего 33% водителей. Остальным либо хватает 15 бесплатных минут, либо они признаются, что скрывали номер.
Рекордсмены по штрафам
Самым хлебным для парковщиков стал сентябрь этого года: 70 504 парковочные сессии. Минимальным (32 000 сессий) был декабрь прошлого года, но это объяснимо. 26 ноября запустили только пилотные семь участков. Второй этап заработал официально лишь с 25 декабря, а на самом деле и вовсе после новогодних праздников, поскольку в конце года вмешались снегопады. С 21 ноября 2023 года на Фадеева и Экипажной платную парковку отменили, зато ввели на Светланской, но на статистику это пока не успело повлиять.
У неплательщиков тоже есть свои любимые месяцы. Как рассказали в мэрии, меньше всего штрафов они выписывали в начале года, с января по апрель, а больше всего – в мае и во все осенние месяцы. Чаще всего транспортные средства оставляются без оплаты на парковках в районе Корабельной Набережной, проспекта Острякова, Океанского проспекта.
Есть среди неплательщиков настоящие рекордсмены. Так, в Ленинском районе в отношении одного водителя за год выписали 31 штраф (на общую сумму 46 500 рублей). В Первореченском районе рекорд 46 штрафов (69 тысяч), но абсолютный чемпион во Фрунзенском районе – нарушитель (или нарушительница) на Honda насобирал 65 постановлений (97 500). Причём половину штрафов уже оплатил, оспаривать не стал.
Однако если частное лицо за неоплату парковки получает штраф в 1500 рублей, то для юрлиц он составляет уже 5000 рублей. Поэтому самый большой суммарный штраф за этот год в итоге получила компания, которая занимается прокатом машин. В её адрес было выставлено 23 штрафа, что соответствует сумме в 115 000 рублей.
Нарушителей весь этот год выявляли специальные патрульные машины с камерами «паркрайтами», которые принадлежат компании «Цифровое Приморье», оператору платных парковок. Данные они предоставляют в административные комиссии районов Владивостока, там и выписывают штрафы. Как оказалось, далеко не по каждому материалу. Как рассказали в мэрии, по состоянию на 23 ноября от ООО «Цифровое Приморье» поступило 141 908 материалов фотофиксаций, из них отклонено административными комиссиями 102 239! Штрафов выписано 30 980, остальные материалы ещё находятся в работе.
Получается, что из всех уже обработанных материалов лишь каждый четвёртый превращается в реальный штраф, остальные фотографии просто попадают в корзину. Это довольно странно, учитывая, что все собранные штрафы целиком идут в городской бюджет. В то время как плата за парковку распределяется по формуле 85 на 15, из которых только 15% попадает в бюджет города, а остальное идёт компании-оператору. Видимо, судя по статистике, сейчас городские власти думают больше не о бюджете, а о том, чтобы жалоб на постановления было как можно меньше, потому штрафуют только самые очевидные нарушения.
Как оспорить штраф
В административных комиссиях, которым приходится работать с возражениями, среди основных причин жалоб выделяют невнимательность: часто при регистрации в федеральном реестре инвалидов граждане не вносят код региона в госномере, в связи с чем они формально не внесены в этот реестр. Многодетные граждане не находят себя в Реестре льготных парковочных разрешений, потому что надо было подать заявление в управление дорог администрации города Владивостока по установленной форме.
Иногда водителям удаётся решить проблему, позвонив в комиссию. Но в основном приходится идти в суд. За год в районные суды Владивостока вынесли на обжалование 966 постановлений. И 278 из них реально удалось отменить. А это около 1% от всех вынесенных штрафов. Остальные 688 постановлений суды оставили в силе.
Основные причины отмены постановлений: машина продана, но не поставлена новым собственником на учёт; водители, являющиеся инвалидами, не включены в реестр транспортных средств, управляемых инвалидами.
Но бывают и довольно необычные случаи. Так, жительница Владивостока дважды останавливалась на Калинина за день – утром и в обед. Оба раза платила за час парковки, и именно в это время мимо неё дважды проехал паркрайт. Программа посчитала, что девушка стоит уже несколько часов, поэтому выписала штраф. В административной комиссии её выслушали и лишь развели руками. Но свои она не опустила и в суде доказала правоту.
Взлёты и падения
Сегодня самая распространённая претензия водителей к платным парковкам – неработающие паркоматы. Шведское оборудование отключили с 1 октября, и теперь они стоят по городу памятниками непредусмотрительности. В ЦП объясняли, что паркоматами пользовались всего 6% водителей, так что не велика потеря; обещали поискать способы возобновить их работу, но пока попросили платить через интернет и СМС. Водители, в свою очередь, справедливо заявляют, что не обязаны носить с собой телефоны, и просят подключиться прокуратуру. Впрочем, скорее всего, паркоматы уже не вернутся: по неофициальной информации, до конца года их все просто демонтируют.
Но прокуратура уже подключалась к вопросу о парковках. Ещё весной ведомству не понравилось, что платными стали места возле социальных объектов. В мэрии категорически не согласились: лучше платные, но клиент всегда найдёт место, чем бесплатные, запаркованные с утра до вечера сотрудниками этих учреждений. Но ведомство ответ не удовлетворил, последовал иск в суд. Ленинский его уже рассмотрел... и отказал прокуратуре. Правда, надзорное ведомство это не устроило, и они подали апелляцию, рассмотрение продолжается.
Не вышло за год и научить паркрайты следить за нарушителями ПДД: парковка на тротуарах и газонах, пешеходных переходах и так далее. Технически приборы это могут и всё равно патрулируют улицы. Во время запуска платных парковок представители ЦП обещали договориться с мэрией и ГИБДД об этой общественно полезной нагрузке. Спустя полгода говорили, что переговоры ещё идут. А спустя год честно говорят, что подобными нарушениями администрация будет заниматься своими силами. Потенциал паркрайтов не пригодился.
Но были и позитивные новости. Например, летом удалось договориться, что на платных парковках можно будет бесплатно оставлять машины каршеринга. Это явно должно помочь развитию сервиса в нашем городе.
Настоящий прорыв случился в октябре: сотрудникам «Цифрового Приморья» разрешили удалять с госномеров машин препятствующие идентификации предметы – тряпки, маски, визитки и прочий «случайно прилипший» мусор. До принятия постановления главы города почти год ЦП отказывалось трогать машины, опасаясь конфликтов. В итоге на некоторых улицах до половины припаркованных машин пользовались лазейкой. Теперь же оператор парковок регулярно устраивает рейды, расчищая номера, и свободных мест стало заметно больше. Правда, водители стали чаще скручивать номера на время остановок, и против этого лома пока нет приёма. Но всё идёт к тому, что вскоре и это решат – принудительной эвакуацией, как в Москве.
Споры продолжаются
В том же опросе на VL.ru всего 5% водителей признались, что скрывают номера. В два раза больше опрошенных сказали, что им хватает бесплатных 15 минут. А половина водителей ответили, что за год ни разу не оставляли машину в зоне платных парковок. Судя по ответам, среди тех, кто пользуется парковками, есть как сторонники, так и противники инициативы. Но комментарии под опросом в подавляющем большинстве негативные, как и под любым постом в соцсетях на эту тему.
Одним из тех, кто весь этот год последовательно критикует платные парковки, судился сам и помогает другим, стал активист, общественный деятель Сергей Матлин, один из отцов Дальневосточного движения КВН. Как он сам прокомментировал Новостям VL.ru, эта годовщина лично для него – подтверждение тезиса, что «бабло побеждает добро». Это доказывает и расширение зоны платного паркинга там, где нет большого трафика, и крайне низкий уровень качества «оказываемой услуги» (проблемы с приложением и СМС-платежами).
«Особо удивляет демонстрируемое мэрией пренебрежительное отношение к жителям своего города, выражающееся в отфутболивании административными комиссиями практически всех туда обращающихся по поводу ошибочно или неверно оформленных штрафов за платную парковку. Там даже не пытаются разобраться с сутью обращений, что безусловно обязаны делать, а просто банально отправляют людей в суд, понимая, что 99% людей не будет с этим связываться. Как человек, первым обжаловавший в суде штраф за платную парковку во Владивостоке, отмечу, что за год в этом деле случилось несколько маленьких побед. Воспользовавшиеся моим опытом коллеги выиграли два дела, и им вернули деньги. А по моему собственному делу судья вынесла настолько такое «интересное» отказное решение, что до сих пор (со 2 мая!) не может сформулировать его в письменном виде, лишая меня таким образом права на обжалование», – рассказал Сергей Матлин.
Депутат Думы Владивостока и урбанист Антон Савенко считает, что в судьбе платных парковок во Владивостоке за этот год было много разного, и откровенно плохого, и хорошего.
«Постоянно собираю отзывы о них от своих коллег и друзей, и два пункта, по которым есть вопросы, и я с ними согласен, это проблемное приложение и недостаточность информирования. Люди не понимают, почему на одном участке одна цена, на другом другая, почему сегодня здесь парковка запрещена, завтра она платная и разрешена, а послезавтра снова запрещена, что с приложением и будут ли его дорабатывать, заработают ли паркоматы и так далее.
В остальном многие отмечают, что припарковаться в центре стало сильно проще, и в целом оценивают позитивно их введение. Но год ещё слишком малый срок, чтобы делать какие-то значимые выводы. Приложение надо дорабатывать, с паркоматами надо что-то делать, сетку размещения надо корректировать. Это «живая» система, которую нельзя просто сделать и бросить», – считает Савенко.
В «Цифровом Приморье», в свою очередь, отвечают, что мобильное приложение дорабатывается с учётом замечаний. Улучшена точность геолокации – она позволяет в один клик определить свою парковочную зону. Появилась функция возврата средств, оплаченных авансом, за неиспользованные парковочные часы. Появилась возможность оплаты парковок закрытого типа, теперь можно не выходить из машины к терминалам, а просто отсканировать при выезде талон, полученный на въезде.
В компании считают, что платные парковки действительно помогают бороться с запаркованностью улиц. Владивосток один из лидеров по уровню автомобилизации: только в «легковом сегменте» на 1000 жителей приходится 491 автомобиль. В целом по России этот показатель намного ниже: 348 единиц на 1000 человек.
«Введение платных парковочных зон – одна из мер по снижению запаркованности и улучшению дорожного трафика. Также платные парковки снижают «блуждающий» трафик и количество нарушений в виде парковки вторым рядом. Автомобилисты оценили преимущества – теперь в местах массового посещения всегда можно найти место для парковки», – комментирует оператор парковок.