Контрольно-счётная палата Владивостока представила отчёт о проверке в сфере нестационарных торговых объектов. Из-за того, что предприниматели зачастую отказываются заключать договоры с мэрией, а профильное управление плохо контролирует тех, с кем договоры заключены, бюджет города ежегодно недополучает десятки миллионов рублей. Проблеме много лет, но она не решается – у управления недостаточно полномочий для наказания нерадивых предпринимателей, а, по мнению некоторых депутатов, чиновникам для наведения порядка не хватает компетенций.
Председатель Контрольно-счётной палаты Владивостока Александр Ерзиков на заседании комитета по бюджету, налогам и финансам Думы рассказал, что, по состоянию на май 2023 года, бюджет города получил от предпринимателей 39 млн рублей за включение в схему размещения НТО. Это 812 утверждённых мест и 825 объектов к размещению.
Вместе с тем выявлены систематические нарушения в этой сфере. По 149 объектам управление развития предпринимательства и потребительского рынка администрации Владивостока не заключило договоры с торговцами, включёнными в схему. Предприниматели просто уклонялись от соглашений, а чиновники ничего не могли сделать, потому что у профильного управления нет полномочий по принуждению к заключению таких договоров.
В отношении 46 объектов схема размещения сформирована без указания границ земельного участка, из них по 29 НТО нет даже утверждённого картографического материала. По мнению КСП, это затрудняет контроль за соблюдением требований законодательства и способствует возникновению незаконных объектов на потенциально пригодных и финансово выгодных земельных участках.
54 объекта находились по ориентирам, не соответствующим требованиям законодательства, – в границах проезжей части, зелёной зоны, скверов, инженерных сетей и т. п. При этом в схему НТО их включили ещё до 2018 года по заявлению предпринимателей и без указания координат. На протяжении более пяти лет профильное управление никаких мер по исключению объектов из схемы не принимало. Если бы эта работа была проведена, в схему были бы внесены уточнённые данные, а бюджет мог бы дополнительно получить 5,1 млн рублей.
90 объектов были включены в схему как ранее размещённые на законных основаниях, однако управление муниципальной собственности не смогло подтвердить КСП наличие ограничений по 12 объектам, в связи с чем они фактически пользовались территорией бесплатно. Потери бюджета составили 1,5 млн рублей.
В ходе выездных проверок КСП установила, что управление не контролирует соблюдение предпринимателями заключённых с мэрией соглашений. По 74 объектам выявлено, что работают на местах другие лица и зачастую по другому профилю деятельности. В случае взимания платы в соответствии с реальностью бюджет пополнился бы ещё на 2 млн рублей.
По 28 НТО выявлено незаконное размещение дополнительных объектов вне утверждённой схемы. Это ещё 5 млн рублей бюджетных потерь.
Контрольно-счётная палата также выявила, что большинство осмотренных НТО не соответствуют обязательным типовым архитектурно-художественным решениям. В то же время штрафные санкции, предусмотренные соглашениями, не применялись.
«По пяти объектам координаты уже определены, рассмотрены на заседании координационного совета, проект постановления согласовывается, будут внесены изменения в схему. Осталось 41 объект закоординировать. В первом полугодии 2024 года завершим, графические материалы утвердим. Что касается соглашений, действительно, существуют предприниматели, которые отказываются от заключения соглашений по размещению объектов. Нами направляются на постоянной основе предложения заключить договор, письма. 19 только откликнулись на сегодняшний день. Ежегодные поступления от них будут составлять 1,5 млн рублей в год. Чтобы остальных заставить подписать соглашения или исключить из схемы за отказ от соблюдения соглашения в суде, мы обратились за разъяснением в правовое управление, получили ответ – к сожалению, побудить в судебном порядке не представляется возможности. Нам остаётся только настаивать. По поводу внешнего вида нестационарных объектов по 23 НТО предпринимателям сделали предложение на координационный совет по исключению их из схемы размещения за выявленные нарушения. Совет в итоге принял решение исключить из схемы НТО 8 объектов, по трём – исключить объекты, но оставить места в схеме, чтобы предложить их добросовестным предпринимателям», – ответил после доклада КСП начальник управления развития предпринимательства и потребительского рынка Александр Вициенко.
Выступление начальника профильного управления мэрии прервали депутаты.
«Я посчитал, согласно отчёту КСП, город недополучил около 15 млн рублей. И это в то же время, когда мы пытаемся тут выискать по 500 тысяч на лестницу, чтобы бабушка спуститься могла. Это бесхозяйственность, бездеятельность или сознательная акция? Вот я из бизнеса, со мной не церемонятся вообще. А тут, получается, есть десятки, а может, сотни людей из бизнеса, которые живут прекрасно – кладут себе деньги в карман, зарабатывают и ничего в бюджет не платят. А оттуда целая цепочка – значит, скорее всего не платят налоги, упрощёнку или патент. Десятки миллионов уходит мимо бюджета. Почему это в систему превратилось?» – задал вопрос председатель бюджетного комитета Евгений Пименов.
Александр Вициенко объяснил – чтобы привлечь дополнительную плату за объекты, нужны основания, в том числе нормативные. А полномочий не хватает. Например, по поводу доначисления за большие, чем есть в договоре, площади управление готовит поправки в муниципальный правовой акт. Такой ответ рассердил уже заместителя председателя Думы Кирилла Григорьева. Он разразился гневной тирадой:
«Я с 2018 года знаком с этой темой, ещё с Веркеенко. Тогда обсуждали, что выявили 4000 незаконных объектов, а в официальной схеме тогда даже 800 не было. То, что говорите, я лично слышал в 2018 году, сейчас 2023-й. У вас была возможность внести все поправки. Ну вот вам КСП указала на нарушения – что дальше? Я вообще не хочу принимать ваши ответы. Вот лично вы вообще ничего не делаете, вы каждый год только говорите. То, что у нас вместо выпечки шиномонтаж, уже норма. Что площади не 50, а 80-90 кв. м – норма. Кто сегодня отвечает за это? Лично к вам вопрос, Александр Юрьевич, вы вообще чем занимаетесь? Я не понимаю, что вы делаете. Я шестой раз от вас слушаю какие-то нелепые отговорки, я их по-другому назвать не могу. Вы вообще не работаете для города. И я прошу прокуратуру, если это возможно, разобраться. Шесть лет нам говорят одно и то же. Шесть лет бюджет недополучает. И то, что мы говорим о тысячах объектов, которые стоят незаконно. Постоянно жалобы на НТО от домов, где они появляются. Мусор в контейнер в общий кидают, вешают «соплю» (провода. – Прим. ред.), живут, спят там, полная антисанитария. Грубо говоря, расторговались – делай что хочешь. Понимаю, когда это создавали, были недоработки. Но шесть лет я лично от вас слышу те же ответы – это серьёзно, что ли?»
В дискуссию вступил и председатель Контрольно-счётной палаты Александр Ерзиков. Он отметил, что основная мысль в его докладе – отсутствие рычагов влияния на предпринимателей, административного ресурса. Это можно решить, правда, окольными путями.
«ФЗ-294 (О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. – Прим. ред.) никто нарушать не собирается, но есть такой внутренний муниципальный контроль, или, как сейчас модно говорить, орган внешней финансовой разведки. Такой инструмент и нужно настроить на правильную работу, потому что админресурса не хватает. Но почему вы ищете один только выход? В юриспруденции может быть больше одного выхода, это правоприменительная практика. Вы такой же субъект правотворчества. Почему вы упускаете такую финансовую возможность? Они вам должны, а вы за ними бегаете. Это они должны за вами бегать. Если мы даём всё для малого и среднего бизнеса, то и они тоже должны работать на полностью законных основаниях», – считает Александр Ерзиков.
Заместитель председателя Думы Дмитрий Новиков встал на сторону предпринимателей, сказал, что у него есть несколько обращений по поводу того, что конкурсов на включение в схему НТО проводится недостаточно. При этом те, кто размещён по результатам открытых конкурсов, на 90% всё-таки платят аренду, следят за местами, это легальный бизнес. Жалуются предприниматели и на то, что конкурсы недостаточно освещают в СМИ, поэтому объекты зачастую разыгрываются с единственным участником по стартовой цене.
«То, что к вам поступают сотни заявок, а вы не выставляете эти места на аукционы, вот это несёт прямую потерю бюджету. Ещё один момент – на конкурс НТО выходят не все. Есть лазейка – оформиться крестьянско-фермерским хозяйством или вступить в потребительский кооператив, в этом случае место тебе предоставят без аукциона. Мне непонятно, почему этот коррупциогенный фактор не устранён», – заключил Дмитрий Новиков.