В воскресенье, 29 октября, в ДВФУ подвели итоги восьмой «Тихоокеанской проектной школы» (ТПШ) – учащиеся 8–11-х классов разработали 20 проектов для заказчиков из регионов Дальнего Востока. На выбор школьникам было предложено пять направлений: Мировой океан, IT, биомедицина, биотехнологии и инженерные изыскания. Во Владивостоке определили лучшие наработки, которые ребята создавали вместе с кураторами.
По итогам голосования лучшими были признаны несколько проектов. «Музей морской биологии в AR» предлагает своим посетителям изучать научные факты и знакомиться с подводными обитателями при помощи инструментов дополненной реальности. Проект HelGen – это создание ДНК-теста, который поможет подобрать человеку подходящее питание, режим тренировок и не только. OVO – разработка кормовой добавки для повышения яйценоскости сельскохозяйственной птицы и в целом для улучшения качества данной продукции. «СОПГОР» – разработка очистителя воздуха, который призван избавиться от горючих соединений, выделяемых при обработке материалов лазерными станками. И наконец, авторы EcoDrone хотят создать автоматизированный комплекс по очистке морей и океанов от различных загрязнений.
В целом заявку на участие в интенсиве «Тихоокеанской проектной школы» подали 600 школьников из 21 региона России, но до финального этапа создания и оформления собственных проектов дошли далеко не все. Были отобраны 79 молодых людей, они и приехали во Владивосток – из Новосибирской, Сахалинской, Томской областей, Республики Бурятия, Москвы и Московской области, Якутии, Хабаровского и других городов Приморского края.
Ребята в течение двух недель работали над своими идеями вместе с преподавателями и кураторами. В итоге все остались довольны полученными результатами, но, по словам основателей школы, до воплощения этих начинаний в жизнь ещё далеко – продолжать работу школьников и утверждать лучшие проекты с заказчиками предстоит учёным ДВФУ.
«Конечно, всем проектам ещё далеко до прорыва, но есть те, которые реально можно уже внедрять сейчас в жизнь. Мне в этом сезоне «ТПШ» очень понравились проекты Мирового океана. Это для нас новое направление было, мы попробовали его внедрить, и проекты получились очень сильные, очень яркие. Они претендуют на одни из лучших проектов «Тихоокеанской проектной школы»», – поделилась проректор по развитию ДВФУ Елена Харисова.
Отметим, что проблемами, связанными с морями и водоёмами, занимались и начинающие инженеры. Одна из команд школьников разработала устройство для промышленного сбора бентоса с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата – чтобы урожай морских организмов не повреждался в процессе.
Другие ребята взялись за амбициозный проект – представили свои идеи по защите от наводнений Уссурийска. «Безопасный город» предполагает, что на изгибах реки Раковки построят набережные, а между ними – дамбы. Через реку авторы предлагают перекинуть мосты, а на их опорах разместить волнорезы, которые уменьшат скорость потока. Под набережными школьники задумали провести каналы, куда через шлюзы будут автоматически поступать излишки воды. Напомним, что строительство дамб – это больной вопрос для Уссурийска, но ничего плохого нет в том, чтобы создавать образ лучшего города.
«При работе над планом защиты от наводнений для Уссурийска нам помогал куратор. Сначала мы всей командой выбирали идею, как реализовывать тематику, распределили роли и, наверное, только благодаря этому успели всё доделать: кто-то моделировал, кто-то программировал, я занималась макетом, который демонстрировал эту разработку, – поделилась участница «Тихоокеанской проектной школы» София Ксенофонтова. – И, когда мы сегодня были на выставке проектов, к нам подходили не только члены жюри, но и обычные люди, жители Приморского края. У них сразу глаза зажигались, когда они видели наш проект и понимали, для чего он сделан».
Многие школьники участвуют в ТПШ, чтобы определиться с выбором будущего университета и направления обучения. А также молодые люди хотят попробовать себя в роли учёных, поработав в лабораториях.
«Я из Московской области, давно хотела посмотреть, как люди здесь живут, посмотреть на университет, поучиться в лабораторном комплексе, поработать с лабораторным оборудованием. Оборудование здесь новое и качественное, но иногда очень гигантское и сложное. Но в рамках проекта я смогла освоить работу на конфокальном микроскопе и даже снять некоторые снимки для нашего проекта по созданию биокомпозитного геля, который поможет восстанавливаться нервным тканям», – рассказала участница «Тихоокеанской проектной школы» Людмила Циркунова.
Проректор по развитию ДВФУ Елена Харисова отметила, что самым популярным в рамках ТПШ остаётся направление IT. В будущем, помимо работы с виртуальной и дополненной реальностью, участникам предложат разрабатывать проекты с использованием искусственного интеллекта.
Напомним, проект «Тихоокеанская проектная школа» реализуется с 2015 года. В прошлом году школьникам удалось выявить лейкемия-подобный рак у гребешка.