В подземном переходе у центральной площади Владивостока установили барельефы из костяного фарфора. Их автор – художник-керамист Игорь Обухов. На тарелках – узнаваемые символы дальневосточной столицы и его персонаж Влад – юный голубоглазый парень в будёновке, с которым некоторые жители Владивостока познакомились ещё в 2016 году, на выставке в честь 160-летия города. Всего барельефов шесть, центральный порядка метра в диаметре, и пять поменьше, на каждом – свой неповторимый сюжет.
Ещё недавно здесь были изображения советских символов, теперь это место заняли новые работы, и их может разглядеть любой прохожий. Один из сохранившихся старых барельефов, по словам художника-керамиста, был законсервирован и перенесён в другое место. Процесс производства длился порядка двух месяцев – такая технология. Только на сушку одного барельефа уходит несколько суток – иначе форма может треснуть. Как рассказывает доцент кафедры живописи и рисунка Дальневосточного государственного института искусств, член Союза художников России, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства Игорь Обухов, даже при соблюдении технологии несколько раз работу пришлось отбраковывать:
«Изделия проходят многоразовые обжиги. И, помимо творца, есть ещё соавтор – огонь. Температура в зависимости от операции от 860 до 1300 градусов. Никогда не знаешь, какой получится результат. Когда открываешь печь, всегда немного страшно – лопнула, вскипела? Но всё обошлось без особых приключений».
На тарелку наносят глазурь и несколько слоёв краски на основе стекла. Стекловидное покрытие получается однородным и, по словам Игоря Обухова, почти вечным. Изделие не выцветает и не подвержено никаким химическим, механическим воздействиям.
Цикл барельефов создавался на базе центра прототипирования, который открыли на площадке Дальневосточного государственного института искусств в 2022 году. Это самый мощный центр на всём Дальнем Востоке, вплоть до Красноярска. Здесь можно делать самые большие изделия, и сюда может прийти любой, имеющий самые небольшие навыки, и создать то, что хочет.
О герое барельефов Владике жители приморской столицы узнали в 2016 году, Игорь Обухов тогда устроил выставку в честь 160-летия Владивостока. С тех пор было несколько выставок. В том числе в китайском Чанчуне и в Сербии. По Сербии Влад вообще колесил год. Побывал по приглашению режиссёра Эмира Кустурицы в арт-деревне Дрвенград, и об этом на одном из домов остался мурал с голубоглазым юношей в будёновке.
«Это очень узнаваемый герой. Его образ – шлем, доспехи, это своего рода стилизация наших витязей. При этом история протягивается от былинных времён к современности. В результате этот молодой человек, которого зовут Влад, приобретает образ персонажа, похожего на сам город», – рассказывал художник.
На закреплённые барельефы нанесли QR-коды. При наведении на телефонной камеры персонаж должен появиться в мобильном устройстве и рассказать о достопримечательностях города, истории изображённых на тарелках символов.
Барельефы появились в переходе у центральной площади Владивостока в рамках реализации проекта «Туристский код Владивостока». Их разместили взамен утраченных, которые было невозможно восстановить. Идею с тематическими барельефами поддержал градостроительный совет.