Ещё в прошлом году на дорогах Приморья установили и запустили восемь комплексов весогабаритного контроля: по три возле Владивостока и Находки, один на хасанской трассе, один по пути в Дальнегорск. Они следят за тем, чтобы грузовики выезжали без перегруза и не портили асфальт. Поначалу комплексы штрафовали нарушителей в тестовом режиме, но эти «испытания» затянулись больше чем на год. С 27 октября штрафовать планировали начать по-настоящему, однако тестовый режим продлили до 15 декабря.
Обновление 28 октября: Комплексы весогабаритного контроля в Приморье продолжат работать в тестовом режиме до 15 декабря. Это связано с необходимостью дополнительной технической проверки системы.
Многие наверняка заметили эти комплексы ещё в прошлом году: они стали показывать на табло, с какой скоростью вы едете мимо. Но основное их назначение другое. С помощью камер фотовидеофиксации, лазерных детекторов над полосой движения и весоизмерительных датчиков, вмонтированных в дорожное полотно, комплекс измеряет длину, высоту, ширину грузового автомобиля, вес каждой оси и полную массу транспортного средства. Это происходит даже на большой скорости, останавливаться не надо. Информация о превышении выводится на информационное табло. И если водитель не получал специальное разрешение, данные автоматически уходят в Ространснадзор, который выписывает штраф.
И речь об огромных суммах. Ещё в прошлом году оператор комплексов, компания «Цифровое Приморье», сообщал, что за несколько месяцев большегрузов наштрафовали на 8 миллиардов. Но в тестовом режиме. Сейчас говорят, что в Приморье ежемесячно фиксируется около 50 тысяч нарушений. Например, по данным минтранса, в октябре 2022-го было согласовано 2524 маршрута движения крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств. При этом система выявила 58 709 нарушений. Количество нарушений в 23 раза превысило количество выданных разрешений, которые перевозчик обязан получать по закону.
Более того, на дорогах края неоднократно фиксируются транспортные средства с общей массой 100 тонн, что превышает предельно допустимую массу более чем в 2 раза, говорят в ЦП. Превышение нагрузки приводит в лучшем случае к появлению колеи на дорогах, в худшем – к разрушению дорог и мостов, трагедий с человеческими жертвами. В то же время штрафы от нарушителей могли бы уже год как направляться в бюджет, в том числе в дорожный фонд, то есть как раз на ремонт дорог.
Тем не менее больше года комплексы работали в тестовом режиме, то есть, считай, не работали. А контролировать грузовиков продолжали с помощью переносных комплексов. Буквально на днях такая проверка закончилась тем, что самосвал высыпал песок прямо на трассу, чтобы не платить за перегруз лишние 300 тысяч.
Срок полноценного запуска постоянно переносился. Причём «Цифровое Приморье», ответственное за платные парковки во Владивостоке и ряд других сервисов разной степени готовности, в этом случае, похоже, не виновато и постоянно подчёркивало, что всё готово, а затягивают краевые власти. Пока шло время, некоторые камеры на трассах уже просто расстреляли.
Но, как рассказали в ЦП, в сентябре на высокую аварийность в Приморье указал президент России во время встречи с губернатором. В оправдание губернатор сказал, что в регионе уже поставили системы и видеонаблюдения, и учёта весового контроля (признался ли он про тестовый режим, не уточняется). Но после встречи с президентом обе системы переведены в полноценный режим эксплуатации, и теперь грузоперевозки в крае будут обходиться дороже.
В ЦП добавляют, что системы автоматизированного весогабаритного контроля работают во многих регионах страны – более 350 пунктов АВГК, по данным Ространснадзора на 2023 год. Согласно дорожной карте нацпроекта «Безопасные качественные дороги», к 2024 году автоматическими пунктами весогабаритного контроля будут оборудованы 75 регионов России. В Приморье они установлены по следующим дорогам:
- в районе Углового на пригородной трассе Владивостока;
- на аэропортовской трассе;
- на трассе через Де-Фриз от посёлка Нового к низководному мосту;
- в районе села Золотая Долина на трассе Находка – Партизанск,
- в районе села Новая Москва на трассе Шкотово – Партизанск;
- между Фокино и Душкино на трассе Артём – Находка;
- в районе посёлка Бамбурово на трассе Раздольное – Хасан;
- в районе села Варфоломеевка Яковлевского района на трассе Осиновка – Рудная Пристань.