Съёмочная площадка многосерийного художественного фильма о путешественнике Владимире Арсеньеве расположилась на мысе Тобизина. Для этого разбили большой палаточный лагерь, доставили вертолётом на Русский остров аппаратуру и электрогенераторы. Здесь же в среду, 25 октября, снимали первый кадр будущей киноленты. В этой сцене Арсеньев узнаёт о смерти сына – и в тумане, накрывшем Владивосток утром, режиссёр увидел особую атмосферу и красоту.
В живописном и символичном месте на Русском острове разбили лагерь съёмочной группы студии «Третий Рим». В ближайшие несколько дней здесь пройдут первые натурные съёмки кинокартины. Вход на мыс для посторонних в связи с этим будет закрыт до пятницы, 27 октября.
«Арсеньев ходил по этим местам, пропитывался этими флорой и фауной, и мы тоже пропитались. Это важно и для съёмочной группы, и для картины, и для зрителя – увидеть те самые места, ту самую природу», – поделился режиссёр Дмитрий Киселёв.
Одной из главных сложностей в съёмках на мысе Тобизина стала транспортировка оборудования. Для размещения небольшого палаточного лагеря необходимо было поднять на скалы электрогенераторы, камеры и другую крупную аппаратуру, необходимую для работы. Сами участники съёмочной группы добирались до мыса, карабкаясь по камням, со страховками, держась за верёвки.
«Съёмка на мысе – одна из самых экстремальных. Доставка съёмочной группы сюда занимает очень много времени и сил. Здесь было пустынное место, сейчас мы с помощью краевого и федерального МЧС построили такой городок», – рассказал исполнительный продюсер Алексей Карпушин.
Часть оборудования доставляли на Тобизина вертолётами: вылетов было много, посадка была трудной, но, по словам режиссёра, пилоты проявили высокий профессионализм и доставка прошла хорошо. Но на площадке не всё шло по плану команды фильма. Например, исполнитель роли Арсеньева Евгений Миронов говорил, что приморская погода съёмочную группу «не радует» – локация, как и весь город, затянута туманом.
Первой стала сцена, в которой Владимир Клавдиевич получает письмо с известием о смерти сына, стоя на краю мыса – здесь туман сыграл на руку съёмочной группе, создав необходимую атмосферу в кадре.
«Есть такая фраза в кинопроизводстве: «Работаем по фактической погоде». Вот мы сегодня работаем по фактической погоде. Как в футболе матч состоится при любой погоде, так и мы свою красоту, свою прелесть, свою атмосферу в этом тумане увидели. Наверняка это будет в кино ещё лучше выглядеть, чем если бы было солнце. Мы уже благодарны этому краю за то, что он нам даёт», – рассказал Дмитрий Киселёв.
На краю скалы Евгений Миронов стоял, одетый в военную форму имперского периода. Звёзды и вензеля на его одежде соответствовали символам полка, в котором служил Владимир Арсеньев. Для команды фильма одной из главных задач стало поддержание достоверности образов, внешнего вида героев.
«Мы советуемся с историческими консультантами, которые говорят, как должна выглядеть форма, погоны, даже пуговицы. На 1900 и 1904 год у нас одни пуговицы, а на 1907-й – уже другие. У нас сегодня будет сниматься несколько видов формы. Мы изучаем также жизнь Арсеньева, стараемся воссоздать его в гражданском костюме», – рассказала художник по костюмам Татьяна Надбитова.
Мыс Тобизина – не единственная локация Приморья, в которой пройдут натурные съёмки фильма об Арсеньеве. Создатели картины планируют работать в Сафари-парке, в бухте Петрова, Парке Драконов и других известных местах региона. Кроме того, как сказал режиссёр Дмитрий Киселёв, съёмочная группа вернётся во Владивосток, чтобы снять сцены с приморской природой в разные времена года.
А вот снимать городские сцены во Владивостоке не получится, потому что здесь не осталось исторических зданий, не претерпевших «модернизации», – пристроек, пластиковых окон, кондиционеров и прочего. Для этого в Московской области строят специальные декорации на несколько гектаров. Там будут воспроизведены «Миллионка», Светланская, дом Арсеньева, а также места, где жил Арсеньев в Хабаровске и в Петербурге.
«Я три года готовил этот проект, поэтому Владимир Клавдиевич для меня уже почти родной человек. Я очень много что знаю о нём, о семье, переживаю события, которые происходили в его жизни. Для меня было очень оскорбительно, когда я как-то прилетел в ваш город, стюардесса объявила, что аэропорт носит имя Владимира Клавдиевича Арсеньева. Я спросил – а кто это? Она задумалась, говорит, наверное, какой-то космонавт. Мне показалось это несправедливым – это личность, человек, благодаря ему мы знаем так много о Приморском крае. Я очаровался этим человеком. Он достойно прожил свою жизнь, он не изменил себе до самого конца, хотя время было страшнейшее и сложное. Перелом, когда миропорядок меняется, очень проверяет людей. И вот Арсеньев – он настоящий. И я хочу передать то, что чувствую», – поделился народный артист России Евгений Миронов.
Напомним, вчера Музей-заповедник истории Дальнего Востока им. Владимира Арсеньева получил в свои фонды архив документов семьи, который более полувека хранился у родственников второй жены путешественника. О существовании архива музейщики знали уже не одно десятилетие, но владелица отказывалась его продавать. А когда один из сотрудников обратился с просьбой попытаться выкупить документы к Евгению Миронову, он согласился – и сумел.