Музей-заповедник истории Дальнего Востока им. Владимира Арсеньева получил в свои фонды бесценный дар – огромный архив документов семьи, который более полувека хранился у родственников второй жены путешественника. О существовании архива музейщики знали уже не одно десятилетие, но владелица отказывалась его продавать. А когда один из сотрудников обратился с просьбой попытаться выкупить документы к Евгению Миронову, он согласился – и сумел. Сегодня архив передали музею, а завтра артисту и его команде предстоит первый съёмочный день многосерийного художественного фильма «Арсеньев» во Владивостоке.
В архиве – 252 документа. Половина – это переписка второй супруги Владимира Арсеньева Маргариты Николаевны с различными издательствами, письма от Фритьофа Нансена, издательские договоры и личные документы. Другая половина – фотографии семей Арсеньевых, Соловьёвых и Моллер (члены семьи Маргариты), а также других родственников и друзей. Торжественную церемонию подписания акта приёма-передачи провели в главном корпусе музея 24 октября. Народный артист России Евгений Миронов передал фонд, а приняла его учёный секретарь музея Анжелика Петрук.
«Архив хранился в семье Владимира Клавдиевича и Маргариты Николаевны, но когда в 30-х годах над уже вдовой Арсеньева стали сгущаться тучи репрессий, иметь какие-то отношения с иностранцами стало просто опасно, – рассказывает сотрудник музея Никита Воробьёв. – После освобождения от первого ареста Маргарита вывезла документы в Москву, к сестре Валентине. Там они и остались. Другая часть – семейные фотографии и открытки семей Соловьёвых и Моллер. У Маргариты Арсеньевой была сестра Ольга, в замужестве Моллер. У неё была дочь, Ольга Моллер-младшая, племянница Маргариты. Будучи ребёнком, она некоторое время жила с Арсеньевыми, поскольку её мать в то время работала с геологами на Сахалине. Позже у Ольги родилась дочь Татьяна Овчаренко, которая и стала хранительницей документов. Именно у неё их и купили. Татьяне сейчас больше 70 лет».
Этот архив более 50 лет хранился в Москве. Сегодня народный артист России Евгений Миронов его привёз во Владивосток. О документах «арсеньевоведы» знали уже лет 20 благодаря московскому журналисту, который долгое время жил и работал во Владивостоке, Борису Сумашедову.
«Борис Викторович сам был из Приморья, родом с Тетюхе (из Дальнегорска. – Прим. ред.), был увлечён Арсеньевым и много о нём писал, – рассказывает учёный секретарь музея Анжелика Петрук. – Поскольку в Москве знали, что он интересуется, кто-то его познакомил с племянницей Маргариты Николаевны (Верой Красевой . – Прим. ред.), у которой та жила какое-то время. Поэтому документы там и сохранились. Там есть переписка с немецким издательством, письма в Американский музей естественной истории, переписка даже с японцами, которые планировали издавать Арсеньева. Она же была его литературным агентом, говоря современным языком. А когда Борис Владимирович с документами поработал, привёл в порядок и хотел вернуть обратно, Вера Красева уже умерла. Его познакомили с Татьяной Овчаренко, другой родственницей Маргариты. И архив остался у неё. На моей памяти не много случаев, когда такие большие архивы мы принимали. Ещё надо учитывать сложную судьбу семьи, потому что после ареста Маргариты Николаевны почти ничего не осталось. Поэтому каждый клочок, фрагмент жизни Арсеньевых – это совершенно удивительная вещь».
Кроме имевшихся документов, Татьяна Овчаренко отдала ещё и архив семейных фотографий.
«Вот фотография Арсеньева, единственная в этом архиве, – показывает Никита Воробьёв. – Она одна из самых известных, много где есть в виде репродукций и пересъёмок не лучшего качества. Где был оригинал, мы не знали. Теперь он у нас в коллекции, тут даже есть штампик фотографа. Это фотография 1928-29 года, сделанная во Владивостоке в фотоателье японского фотографа Хасито. Оборот в данном случае пустой».
Передачу архива сотрудники музея считают почти чудом. В первую очередь – из-за объёма, во вторую – из-за того, что годами пытались его получить.
«У нас сегодня очень важный день, – говорит директор музея-заповедника Виктор Шалай. – В музейные хранилища приходит очередная большая партия документов, которая относится к жизни и деятельности Владимира Клавдиевича Арсеньева, для нас безусловно культового героя. Мы, конечно, знали о них, но вот закавыка – владелица архива не хотела никак нам его отдавать. Мы вели много лет переговоры с ней, безрезультатно. И всё время возникал вопрос – что мы делаем не так? Не шло дело, и всё тут. Но у всего, наверное, есть своя божественная режиссура. И появился человек, который решил стать Арсеньевым в киновоплощении. И, появившись на арене, он стал именно тем, кто этот ларчик открыл. Не знаю, что повлияло, но так или иначе архив этот нам передают».
Никита Воробьёв, узнав, что Евгений Миронов будет снимать фильм об Арсеньеве и сыграет в нём главную роль, обратился к артисту с просьбой выкупить архив. Евгений Миронов не отказал.
«Я немного растерян, потому что впервые оказался в такой ситуации, – говорит народный артист России Евгений Миронов. – Благодаря случаю, благодаря Никите узнал об этом архиве, который нужно было выкупить. Понимаю, что он, наверное, очень долгожданный. И нам это очень важно для съёмок фильма, потому что здесь есть фотографии, которых мы не находили в других источниках. Тут есть первое издание книги «Дерсу Узала», статьи Арсеньева, переведённые на другие языки. И я, конечно, очень рад, что это всё вернулось домой спустя столько лет. Наша студия «Третий Рим» была безусловно счастлива оказать такую услугу».
Все документы уже атрибутированы, но какое-то время займёт внесение в каталоги и базы. Анжелика Петрук говорит, что широкая публика всё равно получит возможность ознакомиться с документами, правда, не сразу.
«Всё, что мы получаем, встаёт на учёт, это требует времени, – говорит учёный секретарь. – Параллельно идёт исследование: что за фотография, что за карточка, почему она пришла и от кого, как она связана с семьёй и так далее. Это большая работа, которая вносится в электронную базу. И потом всё это присоединится к уже имеющемуся фонду семьи Арсеньевых, который хранится в нашем музее. А из материалов можно будет делать разные выставки. Арсеньев-исследователь, Арсеньев-путешественник. Или, например, семья Маргариты Николаевны. Её отец Николай Матвеевич долгое время осуществлял контроль за ходом строительства Владивостокской крепости, был директором нашего музея в очень сложное мятежное время. Благодаря ему очень много коллекций сохранилось. Потому что известны факты, когда стучали в двери и говорили: «Мы знаем, что у вас тут деревянная мебель хранится! Спилы деревянные! Отдайте, нам топить нечем!» Он в этом смысле был человек совершенно уникальный, мы, музейщики, ему страшно благодарны. Он и Арсеньеву очень помогал, они дружили».
На церемонии также присутствовал губернатор Приморья Олег Кожемяко – пожалуй, один из главных популяризаторов имени Арсеньева в регионе.
«Это бесценный дар, я хочу обратиться со словами благодарности к Евгению Витальевичу Миронову за то, что он передал его в нашу сокровищницу, – сказал Олег Кожемяко. – Мы сохраняем и приумножаем это наследие, печатаем, открываем эту историю для жителей Приморья. Надеюсь, что фотографии будут изданы отдельной книгой. И будем продолжать работу по поиску архивов, которые ещё где-то скрыты и остаются тайной. И, конечно, архив поможет чуть лучше прочувствовать характер самого Арсеньева Евгению Миронову, который приступает здесь к съёмкам фильма о его жизни».
День для музея сегодня праздничный, а в праздник принято дарить подарки. Евгению Миронову и режиссёру фильма «Арсеньев» Дмитрию Киселёву преподнесли книги о Владимире Клавдиевиче, в том числе историю пропавшей рукописи «Страна Удэхе». А сам Миронов рассказал об интересной традиции – когда начинаются съёмки фильма, о штатив оператора разбивают символическую тарелку. Но её разобьют завтра, а сегодня другую тарелку подарили губернатору.
«Огромное всяческое внимание к проекту оказал край и лично Олег Николаевич Кожемяко, – сказал Евгений Миронов. – Это была его инициатива, он всячески нас поддерживал и морально, и финансово. Это очень важно для нас – это огромный исторический проект, который охватывает период с 1900 по 1930 год. Это касается не только Приморского края, но и Петербурга. Мы понимаем, что это время страшное, революционное. Всё это требует ответственного подхода к съёмкам, поэтому Олегу Николаевичу я хочу вручить вторую тарелку – пожалуйста, не бейте её! Пусть она остаётся на память, здесь перечислены все артисты, операторы, помощники и, конечно, Приморский край».