В Артёме на 300 гектарах бывших полей Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства строят транспортно-логистический центр. Он может стать крупнейшим сухим портом в России с железнодорожной, терминальной, складской и таможенной инфраструктурой. Предполагается, что работать ТЛЦ начнёт уже в следующем году, а полностью достроен будет в 2027-м.
За аэропортом дальше села Кневичи «распахивают» огромное поле. Здесь будут строить транспортно-логистический центр «Артём». Генеральный план строительства опубликован на его сайте. Заявлено, что общая площадь ТЛЦ будет 417 га, а пока известно, что в апреле 2023 года Росимущество передало в собственность Приморского края под этот проект 300 га земли.
В выписке из ЕГРН, которая имеется в распоряжении редакции Новостей VL.ru, указано, что с 2003 по 2015 год участок 25:27:030203:106 находился в пользовании у Дальневосточной опытной станции Всероссийского научно-
исследовательского института растениеводства им. Н. И. Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук. С 2011 по 2023 год правообладателем значилась – Российская Федерация, а с 2023 года – уже Приморский край.
Этот участок был описан в выпускной квалификационной работе магистранта Санкт-Петербургского государственного университета. В работе указано, что последние годы эти поля «не обрабатывались для зарастания естественной растительностью для восстановления плодородия почвы». Сейчас эта территория покрыта травой, пригодной лишь для сельскохозяйственных животных. Отмечается также, что местоположение участка (примыкание к федеральной трассе, отсутствие градостроительных ограничений, расположение вне границ зон возможного подтопления) и его характеристики (необходимые размеры, преимущественно равнинный рельеф) полностью соответствуют требованиям к размещению ТЛЦ.
Проект транспортно-логистического центра «Артём» реализует ООО «Фининвест». Компания среди резидентов ТОР не значится, зарегистрирована в Артёме и принадлежит Александру Кахидзе. Он также является председателем совета директоров «Екатеринбургского транспортного терминала» (оператор ТЛЦ в Екатеринбурге). Интерфакс сообщал, что владельцы намерены создать сеть из девяти мультимодальных ТЛЦ от Москвы до Владивостока стоимостью около 100 млрд рублей. В настоящее время уже функционируют три ТЛЦ – в Москве, в Московской области и в Екатеринбурге.
Газета Министерства транспорта РФ пишет, что в строительство ТЛЦ «Артём» в Приморском крае будет вложено 12,5 млрд рублей. При этом первая очередь будет введена в 2023 году, вторая – в 2024 году, обе по 300 тысяч TEU (или 20-футовых контейнеров). А технологическая модель позволит в перспективе увеличить этот показатель до 1 млн TEU в год. На терминал в Артёме возлагаются функции сухого порта, где будет происходить погрузка контейнеров в полувагоны – от 15 до 17 поездов в сутки. Технологически схема перегруза выглядит следующим образом: из портов Владивостока и Находки грузы в контейнерах автотранспортом направляются в Артём и тыловые терминалы Находки. Далее они перегружаются в полувагоны и поездами направляются в ТЛЦ «Уральский» и «Сибирский». На их площадках осуществляется перегруз из полувагонов на фитинговые платформы в направлении московских ТЛЦ. Порожние полувагоны идут в Кузбасс для загрузки углём в направлении портов Дальнего Востока.
«На сегодняшний день мы уже реализовали ряд проектов в центральном транспортном узле. В прошлом году открыли в Екатеринбурге терминал, в этом году в октябре откроем в Новосибирске, и в следующем году откроем первый этап Артёма. Поддержка, согласованность действий с РЖД – это основа, потому что на сегодняшний день вся перевозка так или иначе осуществляется железными дорогами с восточного направления, с сухопутных погранпереходов. И когда груз приезжает в контейнерных поездах, их надо, естественно, куда-то выгружать? Поэтому новый формат ТЛЦ, мне кажется, – это будущее, вообще новая инфраструктура, новый сервис, поэтому будем продолжать дальше в рамках своей инвестиционной программы строить ту инфраструктуру, которую мы задумали», – рассказывал о своём проекте на последнем ВЭФ Александр Кахидзе, генеральный директор ООО «Фининвест».
По писанию на сайте терминал в Артёме должен стать крупнейшим «сухим портом» в России с современной железнодорожной, терминальной, складской и таможенной инфраструктурой. Из Владивостока до ТЛЦ 54 километра, из портов Находки – 130 км, до Пограничного – 190 км, до Краскино – 245 км. Часть пути контейнеровозы будут преодолевать по новой бетонной дороге. По задумке строителей, трасса должна позволить увеличить грузооборот за счёт четырёхполосного движения, убрать контейнеровозы из населённых пунктов и сократить время в пути из Владивостока в Находку. Как поток грузовиков по новой дороге скажется на состоянии новой дороги и скорости движения по ней, пока остаётся вопросом. В ООО «Фининвест» оперативно дать комментарий корреспонденту Новостей VL.ru не смогли.
Отметим, что об этом проекте говорят уже по меньшей мере с прошлого года. Так, на ВЭФ-2022 было подписано соглашение о подготовке «дорожной карты», включающую в себя разработку техусловий транспортной инфраструктуры, обоснований инвестиций. В феврале 2023-го проект признали приоритетным и пообещали поддержку.