Накануне, 18 октября, в библиотеке «БУК» во Владивостоке прошёл круглый стол «Паблик-арт: жизнь города и людей». Участники обсудили итоги проекта-исследования «Метацентры: город без окраин», поговорили про уличное искусство и общение художников с местными жителями через арт-объекты. Одной из тем стала и сохранность новых произведений искусства – их стараются уберегать от нападок вандалов.
Начался круглый стол с разговора о деятельности проекта «Метацентры». В его рамках профессиональные художники и деятели искусства из Приморского края за несколько месяцев создали по одному арт-объекту в различных районах Владивостока: в посёлке Трудовое на девятиэтажке (Лермонтова, 81) расположилось граффити «Бумажные кораблики» авторства Вики Поезд, на многоэтажном доме на Эгершельде (Крыгина, 42а) – мурал Дмитрия Лучинина с морем, морскими судами и машинами, в Некрасовском сквере – ярко-оранжевая композиция Олега Батухтина «За буйки не заплывать», на видовой площадке бухты Тихой – стальная скульптура «Солнце» творческой группы Hero4Hero, а на подпорной стене у дома № 13 на улице Суханова – мозаика «Маяк» Евгения Макеева-младшего.
Эти арт-объекты призваны формировать идеологию пространства, создавать свои «мифы и легенды», поэтому при их размещении организаторы старались выбирать места, в которых новые смыслы не конфликтовали бы с городской средой. Также при поиске пространства произведения искусства стараются заранее оградить от возможного вандализма.
«Мы выбираем те территории, где объект не будет сильно подвержен вандализму, те места, где стоят камеры. Мне кажется, что это самое обидное, когда ваш труд уничтожают – это некрасиво и неправильно. И, на мой взгляд, владивостокцы ещё не до конца готовы к паблик-арту. У нас, например, есть много дворовых пространств, но мы туда точно не поставим паблик-арт, потому что там ещё больше вандализма. Конечно, это зависит от культуры, от воспитания. Со временем оно всё будет накапливаться и формироваться, и тогда паблик-арт станет более защищён от потенциального вреда», – считает заместитель руководителя Дирекции общественных пространств Владивостока Лилия Гиззятова.
Отметим, что некоторым арт-объектам «Метацентров» пришлось несколько раз менять своё месторасположение из-за затянувшегося согласования земельных вопросов. Так, скульптуру «Солнце» изначально хотели ставить на Токаревской кошке, но перенесли на видовую площадку бухты Тихой. Об этом ранее рассказывали Новости VL.ru, а в ходе круглого стола своим опытом срочного «переезда» поделились участники творческой группы Hero4Hero.
«Идея была в том, чтобы организовать это пространство так, чтобы поэты могли собираться возле этого памятника и, возможно, читать стихи. Это было бы такой точкой притяжения, которая рождала бы дополнительные смыслы. Сейчас на Тихой я для себя нашёл другие смыслы, но именно поэтический, который изначально закладывался в этот объект, был немножко утерян», – отметил один из негативных моментов Роман Иванищев.
«Для нашего объекта, по моему мнению, нужно больше пространства, чем было на Токаревской кошке. Я провела там достаточно много времени, посмотрела, как там люди ходят, представила, что там стоит наш арт-объект, и поняла, что он будет мешать. Поэтому, когда пересогласовали пространство, меня это устроило. На новом месте чувствуется большой размах, объект прекрасно видно, он смотрит на море, встречает восход и провожает закат», – добавила позитива Ксения Фролова.
Лилия Гиззятова напомнила, что месторасположение всех подобных арт-объектов всегда необходимо согласовывать с собственниками земли – будь то администрация города, правительство края или Минобороны, как было в случае с «Солнцем». В качестве примера удачного преобразования бывшего места для тегов, оскорблений и сомнительных граффити она привела недавно украшенную нарисованными тиграми водонапорную башню на сопке Бурачка.
Скрытые смыслы и главная цель
Художники «Метацентров» понимают, что далеко не все горожане смогут разгадать все смыслы их работ, но этого и не нужно – важнее вызвать своим произведением определённые эмоции и побудить на размышления.
«Мнения часто расходятся в силу возраста, воспитания, личных предпочтений. Но я всегда готова к критике, и это здорово, что она есть. Если человек проходит мимо арт-объекта и ничего не замечает, тогда это плохо», – поделилась самая юная участница проекта, студентка Вика Поезд.
Возвращаясь к теме вандализма, автор композиции «За буйки не заплывать» отметил, что главное – делать свою работу качественно, помнить, что делаешь её для людей и любимого города.
«Если люди будут чувствовать, что это сделано для них, они не будут ломать. А если третьим или седьмым чувством увидят, что это очень хорошо сделано, то они точно ломать не будут. А чтобы очень хорошо сделать, нужно очень постараться», – отметил скульптор Олег Батухтин.
На обсуждении присутствовали горожане и гости города. Они тоже высказали своё мнение по поводу арт-объектов во Владивостоке.
«Мало кому хочется жить среди серых бетонных блоков. Поэтому мне нравится, что творческие люди оставляют свои отпечатки на городе, он сразу преображается – да, по чуть-чуть, но и это уже заметно. И потом привычная схема «дом – работа – дом» разбавляется новыми пространствами, арт-объектами, которые хочется рассматривать, в которых хочется искать смыслы, которые не стыдно будет показать приезжим», – считает Татьяна.
«Я из Якутии, в вашем городе за последние пять лет второй раз. Возможно, грубо прозвучит, но Владивосток кардинально отличается от «пресного» Хабаровска. Тут и дух свободы, и море, и мосты, и миллион творческих людей и идей. У вас сохранено много истории, и при этом всё так «вкусно» сочетается с арт-графикой, очень здорово и круто», – поделилась впечатлениями Екатерина.
Проект «Метацентры» реализуется во Владивостоке уже второй год, он организован Фондом культурных инициатив «ЭНСО» при поддержке Корпорации развития Дальнего Востока и администрации города. В прошлый раз в качестве художников приглашали людей со всей страны, в этом году сконцентрировались на местных, приморских мастерах. Организаторы согласны с мнением, что городу не хватает небольших локальных культурных точек притяжения. Поэтому в рамках проекта арт-объекты размещают не в центре города, а на его окраинах.