Во Владивостоке открыли ещё один арт-объект – на этот раз панно на подпорной стене у Приморского художественного колледжа на Светланской, 65а. Материалом для автора, Евгения Макеева-младшего, послужил обыкновенный «магазинный» кафель.
Эта осень стала для художников чуть ли не Болдинской – инсталляции, граффити, арт-объекты наперебой получают городскую прописку. Лето было дождливым, а сейчас погода позволила всё показать. Новое арт-пространство рядом с художественным колледжем назвали «Сон художника». Подпорную стену здесь украсила мозаика. Автор – Евгений Макеев-младший, в качестве помощников – студенты.
Творческий псевдоним Евгения – Нован. Он сам здесь учился, а потом окончил ещё и Санкт-Петербургскую академию художеств. Его учитель – один из лучших монументальных художников страны, Александр Быстров, оформил мозаикой самые красивые, как считает Евгений, станции питерского метро. Идея этого арт-объекта тоже в какой-то мере навеяна Питером. Там одну из стен Палаты мер и весов – НИИ метрологии украшает мозаичная таблица Менделеева:
«И захочешь – не забудешь, даже двоечник выучит, – говорит Нован. – А мы решили воссоздать знакомые образы из истории искусств плюс какие-то наши профессиональные композиционные приёмы. То есть стена – как вытянутый холст. У нас это называется фриз. Чтобы эта мозаика давала знания. На ней предметы, которые художники видят всё время, пока учатся».
Получается, это ещё и учебное пособие. А в качестве героев – «Мыслитель» Родена, присевший на крайне неустойчивые качели. Ника Самофракийская. «Давид» Микеланджело, разобранный на фрагменты. И поскольку это всё-таки «Сон художника», то Давид здесь спящий. А ещё – реплика работы Гудона. Анатомические скульптуры француза с чётким мышечным каркасом часто используют для учёбы. Стоящий с вытянутой рукой человек – как раз от Гудона. А вообще одна из самых знаменитых работ этого скульптора – сидящий в кресле Вольтер.
Копии «героев» арт-объекта есть в каждом учреждении художественного образования – это база, на которой учатся. Эталон формы и пример подвига художника. Мозаика собрана в некий сюжет, это не просто набор форм. Ещё один герой инсталляции – носорог как символ настойчивости, упорства, преодоления.
Работа выполнена из обычного магазинного кафеля. «У нас не пекут смальту. Этот профессиональный мозаичный материал делают на западе страны. И перевозка стоит примерно столько, как он сам», – говорит Нован.
Основные цвета – белый и оттенки серого. Нован рассказывает, что в расцветках кафеля почти нет разнообразия палитры. И в создании эскиза, и в строгости силуэтов он отталкивался исходя из этого: «Но с точки зрения художественной задачи это интересный вызов. Опыт. Потому что раньше я работал только с классической мозаикой в церкви. И у нас была любая палитра».
Нован говорит о храме Святого Саввы в Белграде. В Москве он занимался этим крупным заказом несколько лет. Храм строился с 1935 года, а закончили его только в 2021 году. Всё внутреннее убранство – мозаика, которую делали сербские и российские художники. Площадь полотна – 15 тысяч квадратных метров. Его строили по подобию Святой Софии в Стамбуле. И он такой же огромный, даже выше. За эту работу Макеев-младший получил благодарность от Российской академии художеств.
Самого храма Нован пока не видел – участки полотна отправляли в Сербию уже собранными. По тому же принципу работал и сейчас – 90% изготовили в мастерской. На стене монтировали уже собранные куски и «зашивали» швы. Хоть работа и авторская, но художник был немного скован: «Это ведь для учебного заведения, нужна некая строгость. Но появилось понимание, как работать с этой формой, с ограниченной палитрой. Так что – ждите».
Проект «Сон художника» реализован благодаря министерству культуры региона, АНО «Культурно-просветительский центр «Кино Приморья» и при участии Приморского краевого художественного колледжа.
В прошлом году Евгений Макеев-младший сделал мозаику на подпорной стене на Героев-Тихоокеанцев, 28. Она посвящена животным и растениям Дальнего Востока, внесённым в Красную книгу России.