Во Владивостоке всё популярнее становятся свопы. По сути это обмен – чаще одеждой, но могут быть растения, предметы для дома, цветы, книги. А ещё это пропаганда ответственного потребления, помогающего сохранять ресурсы и уменьшить количество мусора. Люди, в том числе и с именем в мире моды, стали меняться и покупать одежду в секонд-хендах, в винтажных магазинах. Вдобавок свопы – это вечеринки, общение, музыка, люди. Обмен может быть весёлым – таким его делает Ксения Андреевна.
Уроки английского
Имя и отчество – это из учительского прошлого. Когда только начинала преподавать, то рассказывала столько историй про работу, что друзья вслед за учениками шутки ради стали её так называть. А потом это стало брендом, псевдонимом – её знают под таким именем. Telegram-канал тоже так назвала. В нём – про всё, что делает. Конечно, у девушки есть фамилия, Ксения Лимачко. А ранее – Меленчук, она красуется на грамотах и дипломах, полученных за годы активной общественной деятельности.
У Ксении Андреевны сейчас две основных привязанности – преподавание английского и свопы. Подростком очень любила музыку, и в основном она была на английском:
«Включаешь MTV – а там всё. Я так хотела понять, что за тексты, о чём? И пошла в восьмом классе к репетитору. После школы думала – ну и куда? Английская филология. Я попала в очень хорошие руки. А потом пошла ещё и методика преподавания. И я поняла, что это магия вообще-то, когда ты через определённые техники формируешь у человека навык. Умение говорить, умение понимать то, что читаешь и слушаешь. Я не анализировала, что со мной происходит, когда изучала английский. А сейчас, когда смотришь на это «с другого берега», начинаешь погружаться профессионально, это захватывает».
Год назад Ксения Андреевна из школы всё-таки ушла. Но преподаёт, теперь ученики сами приходят к ней. Говорит, впервые в жизни смогла повесить доску под свой рост – в школах и разных образовательных центрах они для неё слишком высоки. Организовала под себя пространство. И хотела, чтобы ученики находились в почти домашней обстановке: вкусняшки, чай, цветы, разговоры. И занятия, которые трудно назвать уроками.
Ксения Андреевна говорит, ей нравится делать что-то вместе. Это увлекает. Любимый возраст учеников – подростки и взрослые. Со взрослыми уже можно придумывать примеры про походы в бар. А с подростками – изучать их музыку, наблюдать. А им – слушать, что меняется в калейдоскопной жизни учительницы.
«Я смотрю, что там у них, в их музыкальном мире. Что-то не моё, а какие-то вещи для себя открываешь – там столько талантливых музыкантов, актёров. Получается, мы учимся друг у друга. Страшно застрять в своём информационном пузыре, перестать развиваться. Такие вот уроки английского. Там всегда есть релаксивные процессы. Вот читаешь текст про какого-нибудь путешественника, обсуждаешь, и возникают вопросы: где был ты, куда хочешь, а куда – точно нет? И человек по сути рассказывает, как он хочет жить эту жизнь. Есть ведь мем про уроки английского как заменитель терапии. Наверное, нигде не задают столько вопросов. И нигде так не подводят к долгим разговорам. И это тоже завязано на то, что мне нравится быть с людьми, они мне интересны. Приходят ученики и просто гости. Даже не в секонд, а просто посидеть на диване, попить чаю. Рассказать, как день прошёл».
Ксения Андреевна говорит, что сделала идеальную гостиную, где принимает интересных ей людей. Две комнаты. В одной – стойки с одеждой и примерочная, в другой – место для посиделок. Называет это кабинетом. А когда пришли сотрудники известного картографического портала, то говорят: мы не можем так место обозначать, есть правила… Что это? Магазин, класс, мастерская? Давайте будет студия.
В университете у Ксении Андреевны был ещё немецкий. Не практиковала, всё потерялось. Но, говорит, это прекрасный язык, хотела бы изучать дальше. Ещё занималась китайским – просто так, для себя. Однако на него нужна уйма времени. Каждый день минимум час на иероглифы. Сейчас для неё это непозволительная роскошь.
Винтаж и просто одежда
Понятно, что организации свопов нигде не учат – это ведь не профессия. Род деятельности, стиль жизни.
«Я люблю наряжаться, люблю тусовки, вечеринки, музыку. Мы в прошлом октябре организовали такой своп. Я была в тот момент в совершенно разобранном состоянии. Смотрю на всё это, говорю подруге:
– Маша, я хочу вот это делать.
– Ну так делай.
– Я не понимаю, как это будет.
– Ну, попробуй. Ты же ничего не теряешь».
А началось всё году в 2016-м. Обсуждали с подружками: что-то много вещей дома, просто оставлять их возле мусорки? Это же нормально – так многие делают: кладёшь на пакет какую-то вещь, чтобы люди понимали – там одежда. Тогда подруга рассказала, что есть такая практика свопов. Начали таким образом собираться. Сначала в квартирах подружек – менялись, общались. Оставшееся шло на благотворительность – в церковь, находили гуманитарные склады. А потом уже перестали помещаться дома – народ прибавлялся, и перешли на большие вечеринки:
«Когда начинаешь анализировать, понимаешь – мы слишком много покупаем. Зачем, если эта вещь уже где-то есть? Люди потратили на неё силы, ресурсы, деньги. В 2020 году, когда все сидели в основном дома, я пересмотрела свои вещи. И поняла, что из всего купила только кроссовки и спортивные штаны. Остальное было насвопленное. Я покупаю только личные вещи или если что-то очень хочу. Остальное – свопы, секонд-хенды».
Ксения Андреевна рассказывает, что там находишь невероятные вещи, которых нет в массмаркетах. Она любит нарядиться во что-нибудь необычное – скучно просто в футболке. В день встречи с корреспондентом Новостей VL.ru на ней чёрное платье и бусы – тоже из свопа. Хоть не винтажное, но выглядит как отсылка ко временам, когда танцевали чарльстон. Ещё одно подтверждение того, что мода циклична:
«Ты видишь на модных показах – о, это из восьмидесятых. А восьмидесятые, в свою очередь, многие линии заимствовали из сороковых. Не знаю, что можно придумать новое. Да, появилась диджитал одежда, нарисованная либо диджитал-художниками, либо «нейронками». Она создаётся с помощью компьютерной графики и 3D-технологий. Замечательно. Мы шагаем в технологии, производим невероятные ткани. Они меняют цвет, отражают свет, не впитывают воду, легко стираются, сделаны из экологичных материалов либо из переработанного пластика. А вот что касается силуэтов, кажется, уже всё придумали».
На стойках развешана одежда, которую в магазинах теперь не найдёшь. Что-то приносят знакомые, что-то находит сама, заглядывая на развалы. Какие-то вещи привезла от бабушки, буквально сняв с антресоли. Нашла так новые штаны фабрики «Заря». Бабушка морщилась – кому это нужно? Вот у Ксении Андреевны таких знакомых масса. Говоришь, что это фабрика «Заря», и у человека загораются глаза.
Здесь же – мамино платье в зелёных тюльпанах, в 83-м году та была в нём на выпускном. Такого больше нет, и оно ждёт своего часа. Раньше, когда было что-то трудно купить, одежду шили в ателье. Они были невероятно популярны. Мама из Новомихайловки, рядом с Чугуевкой. Скорей всего, и шила платье в соседнем селе.
«Вот эта сумка – тоже из удивительных вещей. Моя подруга купила её в винтажной лавке в Лондоне. Рядом жила богатая бабуля. И приносила продавцу уже не нужные ей платки, шляпку, сумку. Чтобы этим кто-нибудь пользовался. Это старинная вещь состоятельной английской леди. Они же ещё что делали? Наносили духи на платок и клали его в сумку. Сумка действительно пахнет духами!».
У Ксении Андреевны как-то спросили, есть ли взрослые люди, старость которых кажется очень крутой? Конечно, она назвала Вествуд.
Огненно-рыжая Вивьен, которая разрабатывала байкерскую и панковскую одежду. При этом увлекалась ретроспекцией, соединяя с сегодняшним днём викторианскую и елизаветинскую эпохи. Собственный образ Вивьен строила на ассоциациях с Елизаветой, показывая, как мы все близко, рядом, и как может быть современным далёкое прошлое. Основатель стиля панк в высокой моде, она говорила: мы слишком много покупаем, нам столько не нужно, мы не бережливы ни к себе, ни к людям, ни к природе. Сейчас идеи разумного потребления озвучивают те, кто занимается свопами. Своя философия и свой взгляд на окружающее, где всё циклично, как в природе.
Ксения Андреевна говорит, что вещи сами её находят, всё происходит как-то само собой. Хотя так кажется, наверное. Это называется чутьё, насмотренность, плюс общительный характер. Это всё помогает видеть и помочь разглядеть другим, организовывать, продвигать.
В кабинете – столы из любимого бара. Они из модной сейчас толстенной фанеры, которую так полюбили дизайнеры. Зашла как-то, смотрит, в зале обстановку меняют – а старые столы куда денете? Я заберу!
У стены – кресло из семидесятых. Шла с работы, а оно стояло у соседнего дома. Стильное и одинокое. В итоге вернулась с ним. Говорит, отреставрирует обязательно. В обеих комнатах почти всё, кроме штор и примерочной, которую они с друзьями сколотили сами, либо насвопленное, либо бэушное.
Девушка рассказывает, что список задач у неё бесконечный. Это постоянные процессы – преобразование пространства, работа с одеждой и учениками, подготовка мероприятий. Рассказывает, что хочет отреставрировать кабинетное окно. Оно старое, деревянное, с ручками. Такие уже не делают.