Неделю назад паркоматы во Владивостоке отключили из-за санкций, и водители оказались в ситуации, когда оплатить парковку можно только с помощью телефона. Однако операторы парковок поблажек делать не стали: все эти дни паркрайты продолжают патрулировать городские улицы и выявлять тех, кто не заплатил за стоянку вдоль обочин. Представители «Цифрового Приморья» отмечают, что проблемы появились не только у Владивостока, что паркоматами пользовался лишь небольшой процент водителей, а также отмечают рост скачиваний приложения и пользователей сайта. Однако конкретные цифры обещают сказать только по итогам месяца.
Новость об отключении программного обеспечения из-за санкций застала владивостокцев в воскресенье, 1 октября. Но поскольку в выходные парковка бесплатная, жить по новым правилам стали с понедельника. На все паркоматы в городе наклеили объявления с инструкцией, что оплатить теперь можно только тремя способами: через приложение «Цифровое Приморье», сайт primorsky-portal.ru или по СМС. То есть без сотового телефона, пусть даже кнопочного, легально остановиться в центре теперь не получится.
Многие водители эту новость встретили критикой: а как теперь платить, если нет телефона? Действительно, нигде в ПДД не сказано, что водитель вообще обязан с собой иметь мобильник. К тому же он может сесть, сломаться, может сбоить связь, уйти в ноль баланс – да много ещё разных причин, вплоть до банального неумения пользоваться интернетом. Хотя гневные комментарии в соцсетях, скорее всего, писали всё-таки со смартфонов.
В «Цифровом Приморье» на это возразили, что пользовались паркоматами не очень много людей.
«В сентябре 2023 года через паркоматы была произведена 4081 оплата парковочных сессий. Всего в сентябре 2023 года на муниципальных парковках Владивостока различными способами оплаты закрыли 64 524 парковочные сессии. Итого, в минувшем сентябре оплаты через паркоматы составили 6,9% от общего количества», – сообщил корреспонденту Новостей VL.ru представитель ЦП.
Он также подтвердил, что начиная с понедельника компания фиксирует рост оплат через телефон и скачивания приложения. То есть привыкшие к паркоматам водители осваивают новые способы оплаты. Но точные цифры обещали предоставить только по итогам месяца.
Пока же прошла только неделя новой жизни. Причём некоторые граждане сообщили в редакцию, что за эти пять дней ни разу не видели на улицах автомобили компании «Цифровое Приморье» с паркрайтами, которые обычно следят за платной парковкой и проверяют, все ли оплатили. Они полагают, что программное обеспечение в этих приборах тоже могло попасть под санкции, а машины – встать на прикол, как паркоматы. Однако в компании и раньше говорили, что проблемы ожидают только от паркоматов. А сейчас и прямо опровергли такие домыслы.
«Всё работает, паркрайты ездят по маршрутам. График их движения не менялся», – заверил представитель ЦП.
Реагируя на прочие претензии граждан, представители «Цифрового Приморья» отмечают, что соглашение о реализации концессии было подписано на полях ВЭФ в 2019 году. Изначально при проектировании сервисов выбиралось хорошо зарекомендовавшее себя в России оборудование и программы, в том числе иностранного производства. Большая часть оборудования, в том числе паркоматы, была закуплена до введения антироссийских санкций. В течение 2022 года часть удалось импортозаместить.
В компании подчёркивают, что Владивосток не один такой. Например, из-за санкций ЕС перестали работать паркоматы в Новосибирске: там разработчик выбрал паркоматы Parkeon Strada Pal французской компании Flowbird S.A.S. Также перестали работать паркоматы и в Калуге, Тюмени, Ростове-на-Дону.
Сейчас «Цифровое Приморье» изучает возможность замены оборудования и ПО в паркоматах на отечественные аналоги. Как долго это продлится, пока не ясно.