В конце сентября в ДВФУ начался новый учебный год, и автобусы на Русский остров стали ходить забитыми под завязку. Студентов всегда было много, но в этот раз особенно – не только из-за рекордного набора, но и из-за того, что почти половина ездит на учёбу из города. Корреспондент Новостей VL.ru сам попробовал проехать на автобусе № 15 из центра Владивостока до кампуса.
Путь к знаниям тернист
На часах 06:40, а на остановке «Изумруд» уже стоят люди. Так рано приходится садиться в автобус № 15 тем, кто не хочет ждать больше часа в очереди, и тем, кто живёт на материке и должен попасть на остров к первой паре. Путь через все пробки из центра до остановки «Кампус ДВФУ» утром занимает больше часа.
На «Изумруде» ещё можно занять место – пассажиров всего 10-15. На «Некрасовской» свободных мест уже нет. Опытные знают, что вставать надо у окна, – там давка не такая сильная. А вот на «Студенческой» встать уже негде, однако люди всё равно пытаются влезть в салон. Здесь 15-й останавливается примерно в 07:30-07:40. На «Окатовой» желающих попасть на Русский ещё больше, горожане буквально втискиваются в автобус, кричат: «Дайте пройти!», «Освободите место!» и «Кучнее, народ!».
После того как автобус проезжает Русский мост, у пассажиров сдают нервы. Если водитель не открывает заднюю дверь, через весь салон разносится: «Откройте заднюю!» Кто-то пытается пролезть в начало автобуса через проход, забитый людьми. Примерно в 08:20 15-й останавливается на «Кампусе ДВФУ», и только тогда он пустеет, а студенты и сотрудники вуза на какое-то время выдыхают. Они знают, что обратно придётся ехать так же – ситуация не изменится вплоть до последней пары, которая заканчивается в 20:00.
Проблема «стара» как кампус
Ещё в мае 2018 года Виталий Веркеенко, глава Владивостока в то время, поручил скорректировать график движения автобусов на остров. Однако проблема не решилась. В 2021 году администрация города обращалась к руководству ДВФУ с просьбой изменить расписание занятий таким образом, чтобы учебный день начинался в разное время. Университет тогда отказался от этой идеи. А в 2022 году мэрия и руководство вуза объединились для решения проблемы. Рабочая группа решила вновь скорректировать расписание автобусов, ориентируясь на их пиковую загрузку. Также планировалось, что университетские шаттлы подключат к городской системе мониторинга, чтобы отслеживать их перемещение по дорогам в режиме реального времени через ГЛОНАСС.
По итогу шаттлы не были подключены к системе мониторинга, а в этом учебном году студентам и работникам ДВФУ стало ещё сложнее добираться до кампуса. Проблема в том, что почти каждый год университет зачисляет рекордное количество студентов. А вот автобусов больше не становится.
До кампуса можно доехать на автобусах № 15, 29, 74, 76 и 77, кроме того, ДВФУ предоставляет четыре бесплатных шаттла для сотрудников и учащихся. Однако их расписание зачастую оказывается неудобным для большинства студентов. Кроме того, в этом учебном году многим из них не хватило мест в общежитиях на острове (мест 11 тысяч, а студентов около 20 тысяч), поэтому ребятам приходится снимать жильё и ездить на учёбу из города.
Задача со звёздочкой
В пресс-службе Дальневосточного федерального университета корреспонденту Новостей VL.ru сообщили, что руководство вуза уже обратилось в администрацию Владивостока с просьбой увеличить количество автобусов.
«Автобусное сообщение между материковой частью Владивостока и островом Русский обеспечивается управлением транспорта администрации Владивостока. Проблема загруженности и нехватки муниципальных автобусов стоит достаточно остро. Чтобы помочь своим студентам, преподавателям и сотрудникам добираться из города в кампус и обратно, администрация ДВФУ в 2020 году выделила средства и запустила по трём городским маршрутам четыре собственных шаттла, проезд в них бесплатный при предъявлении пропуска ДВФУ. Ежедневно шаттлы перевозят около 2500 пассажиров. В выходные – 400-500 пассажиров в день. График движения городских шаттлов ДВФУ выстроен с учётом расписания занятий в университете и регулярно корректируется по просьбам студентов», – заверили в ДВФУ.
В администрации Владивостока редакции на запрос пока не ответили. Однако решать проблему нехватки автобусов на Русский остров нужно как можно быстрее и желательно – до зимы. Иначе горожане в пуховиках будут бороться за места с любителями зимней рыбалки с рыболовными ящиками и ледобурами.
Обновление 29 сентября: Администрация Владивостока планирует пересмотреть расписание и сократить в час пик интервалы движения автобусов, которые ходят на Русский остров. Возможность увеличить количество транспорта на маршрутах и запустить новый – тоже прорабатывается. Городские власти также видят решение в изменении времени начала занятий в ДВФУ и увеличении количества шаттлов для студентов и преподавателей. Эти вопросы будут обсуждаться на встрече представителей мэрии и вуза.