Новости Владивосток

Район многоточечной застройки: Патрокл во Владивостоке страдает от плохих дорог и несогласованных проектов (ФОТО)

Над головой – красочные фасады новостроек Владивостока, под ногами – разбитые «сельские» дороги и грязь. Смотреть на всё это трудно, так как глаза и ноздри забивают клубы пыли. Такой диссонанс сегодня вызывает Патрокл – один из самых молодых районов Владивостока, который планировали застраивать комплексно, а в итоге просто застраивают – максимально. Местные жители рассказали корреспонденту Новостей VL.ru о том, как приходится самим договариваться об отсыпке и ремонте дорог, об установке пешеходных лестниц, как отдельные улицы годами живут без освещения, а другие вдыхают канализационную вонь, о том, что противогаз скоро может стать здесь «аксессуаром года». А также о том, как самим по чуть-чуть удаётся делать жизнь лучше. 

Микрорайон в противогазе

Говорят, чтобы успокоиться, нужно глубоко дышать: вдох-выдох, вдох-выдох… Жителям центральной части Патрокла есть из-за чего нервничать, но такое упражнение для них может быть опасным – люди рискуют подавиться дорожной пылью. 

В местных дорогах плохо практически всё и практически везде. Во время тайфунов улицы Сочинскую и Североморскую буквально смывают дожди, а с этого года новые широкие «русла» здесь проложили тепловики – ДГК тянет сети к строящейся школе и домам. Ведущая к микрорайону трасса Борисенко – Басаргина (также связующая Тихую и бухту Патрокл) встала на ремонт – здесь обещают асфальт и тротуар, но для этого запускают реверсивное движение по одной полосе, собирая пробки в обоих направлениях.

Кое-как заезжая с этой дороги на Сочинскую, автобусы и автомобилисты разбивают себе подвеску, так как «полугрунтовый» участок у Басаргина, 6а испещрён ямами. Другой основной заезд в район – по улице Архангельской – всегда был на 100% грунтовым. Единственное твёрдое дорожное покрытие здесь – две железобетонные плиты, оставшиеся ещё от военного застройщика. Тогда их использовали для помывки колёс, а сейчас порой здесь застревают неосторожные длинномеры. 

О том, что ситуация стала критической, говорят не только местные жители – на Сочинскую, 15 больше не ходит школьный автобус для малышей. По официальной версии, в таких условиях «нельзя высаживать детей – это небезопасно». Теперь детям по пыльным дорогам нужно ходить до остановки на Борисенко, 106 – так, очевидно, безопасней. Единственная альтернатива – дистанционное обучение.

В целом дороги в этой части района выбывают из строя одна за другой – причём без предупреждения. Когда подрядчик ДГК закрыл Сочинскую улицу (отрезав при этом одну автобусную остановку), люди были удивлены – узнали об этом за день до установления ограждений и совершенно случайно. Когда недельное перекрытие продлили до 30 сентября, не знает вообще никто – увидели это на онлайн-картах. Минус ещё один автомобильный участок – больше возможностей насладиться прогулкой, когда пыль летит на тебя с дороги, из ям, с соседних строек… 

Люди устали говорить о кризисе властям – решили показать его наглядно. «Проморолик» Патрокла местные активисты записали, надев на детей и взрослых противогазы. Вскоре после этого (предположительно, перед визитом губернатора) дороги здесь решили полить. Людей просят потерпеть «временные неудобства», вот только с завершением реконструкции теплосетей дышать здесь намного легче не станет: на Североморской изначально была грунтовка, а на Сочинской – несколько слоёв асфальтовой крошки. Полноценного асфальта эти улицы не видели «с рождения».

«Есть такой тезис расхожий: зачем вам там дорога – там же техника ходит, она всё разобьёт. Однако у нас в городе Владивостоке очень много точечной застройки – туда техника на вертолётах прилетает? Может, её НЛО туда спускает? На самом деле все эти вопросы решаемы», – говорит председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк, и соседи с ним согласны.

Хотели по плану, а получилось… 

Как жители Патрокла докатились до такого состояния? Начать можно с того, как этот район собственно появился во Владивостоке. В недавнем прошлом на месте основной современной застройки был густой лес с редкими военными «объектами» – ещё в 30-х годах прошлого века на побережье появился гидроаэродром, который впоследствии пришёл в запустение. Собственно, массово застраивать эту территорию тоже хотели по-военному – в 2011 году за дело взялся учреждённый Минобороны «Дальспецстрой». Правда, в отличие от Снеговой Пади, компания изначально возводила в этой части города не ведомственное, а коммерческое жильё.

Накануне саммита АТЭС глава Владивостока Игорь Пушкарёв утвердил план застройки. Патрокл модели 2012 года – это несколько сотен домов, до 420 тыс. кв. м жилья и 162,5 га территории. Также планировали возвести здесь пять детских садов, три общеобразовательных школы, спортивный комплекс, поликлинику и кинотеатр. Хотели строить на Патрокле и океанариум, но в итоге этот проект переехал на Русский остров.

Схема предоставлена Patrokl.info

В 2012 году ближе к побережью действительно появились Леопардовая набережная и элитный микрорайон – 37 жилых зданий по улице Басаргина. Однако когда у «Дальспецстроя» начались уголовные проблемы, процесс освоения Патрокла начал буксовать – большая часть начатых строек стояла несколько лет на этапе котлована. Пять домов по улице Сочинской, в центральной части микрорайона, в 2015-2017 годах достраивал уже «Ренессанс Актив» (одна из компаний семьи Пушкарёвых). Приложил свою руку и экс-губернатор Сергей Дарькин – позже здесь начала работать ИСК «Патрокл», созданная его Тихоокеанской Инвестиционной Группой.

В общем, как и в Снеговой Пади, рухнувшие планы «Дальспецстроя» подхватили многие коммерческие организации – на сегодня здесь есть построенные и строящиеся дома десятка разных застройщиков. Помимо уже названных, можно отметить четыре организации федерального уровня: «Девелопмент-Юг», «Талан», «ДОМ.РФ Девелопмент», «ПИК».

От единого плана «Дальспецстроя» в развивающемся по «рыночному плану» микрорайоне по большому счёту остались одни воспоминания. Люди рады, что удалось получить хотя бы два детских сада (обещали и третий). Стройка уже упомянутой школы – самой современной и даже новаторской, на 1275 мест – растянулась на несколько лет и 3 миллиарда рублей. А самые очевидные проблемы, как мы уже говорили, буквально остались лежать у людей под ногами.

Бездорожье в «лесу» новостроек

Все внутриквартальные дороги Патрокла администрация Владивостока забрала на баланс только в 2018 году (чиновники не слишком торопились – предыдущий запрос направляли за четыре года до этого). Асфальтирование обещали начать в 2021-м, но аукционы мэрии не принесли результата – желающих сделать весь первый пусковой комплекс за 167 млн рублей найти не удалось (это улицы Новороссийская, Сочинская, Североморская, Архангельская).

Когда стало понятно, что городских денег не хватит, Владивосток начал подавать заявки на деньги краевые. И после того, как местные жители массово написали обращение председателю регионального правительства Вере Щербине, последовал ответ: деньги краю удалось «занять» в федеральном бюджете.

«Вопрос практически решён. Мы решали его разными способами, смогли привлечь кредиты льготные на 15 лет из федерального бюджета. <…> Эти деньги будут доведены до города Владивостока. Они будут во Владивостоке в течение двух лет реализовывать эти проекты – по улице Сочинской, Североморской и Архангельской будет проводиться ремонт. Нужно набраться немного терпения – действительно эти дороги требуют первоочередного внимания, и правительства края. Хочу сказать, что на новую школу, конечно же, должна быть новая дорога. И она будет – в следующем году», – написала Щербина в конце августа.

Сами патрокловцы не считают, что именно школа является основной причиной для дорожного ремонта, но рады и таким обещаниям. Ремонт здесь теперь пророчат в 2023-2024 годах – очевидно, всё же в 2024-м, так как дорожный сезон уже заканчивается. При этом ни в краевом правительстве, ни в мэрии редакции пока не пояснили, дошли ли обещанные деньги до Владивостока.

Бессвязные планы

Если не брать во внимание дороги, то строится Патрокл активно. Два дома на 251 квартиру не так давно сдал «Девелопмент-Юг» – это дебютный проект застройщика на Дальнем Востоке. «Талан» тоже строит два дома – первый на 103 квартиры (проект продвигался медленно, так как столкнулся собственно со сложностями проектирования). Пока только одну высотку на 172 квартиры здесь строит и «ДОМ.РФ Девелопмент». А «ПИК» замахнулся на наибольшую площадь жилья – компания озвучивала планы по строительству 20 домов на 2716 квартир. 

Напомним, это лишь федеральные застройщики, не будем отдельно останавливаться на региональных компаниях. Тем более что и местные строители, и москвичи работают по одному принципу – возводят своё жильё «в вакууме», не согласуя проекты с соседями (или правилами здравого смысла). Яркий пример – пешеходные связи между разными ЖК. 

«Волей судеб у меня тёща живёт на Сочинской, а на Можайской ребёнок ходит в детский сад. И друг с другом нам встречаться тяжело. Пешком с ребёнком идти 25 минут (по разбитым пыльным дорогам), а проще и вовсе на машине объехать», – отмечает Денис, проживающий на Можайской, 24.

О пешеходных лестницах застройщиков просят сами местные активисты. Кто-то идёт на контакт: «МастерСтрой-ДВ» оборудует лестницу вниз с Феодосийской, компания «Сфера-Стройсервис» сделала спуск с Архангельской, пошёл на контакт «Девелопмент-Юг». Правда, удивляет в такой ситуации, что связывать воедино территории разных ЖК как лоскутное одеяло пытаются местные жители, а не мэрия или градсовет.

«Минстрой везде говорит о комплексном развитии территории – даже на ВЭФ были фразы о том, что нужно развивать район не точечно, не локально, а комплексно… В нашем районе Патрокл, мне кажется, идёт точечная застройка – даже  «многоточечная». Каждый застройщик решает сам, как ему быть в границах своего участка», – считает Роман Волков, председатель ТОС «Феодосийская» и садоводческого кооператива «Окунь».

Порой несогласованность проектов, былых и нынешних, буквально ведёт к порывам. 22 июня во время сильных осадков Сочинскую, 7 залил грязевой поток с подпорной стены – местные шутливо окрестили его «Сочинскими водопадами», хотя владельцам припаркованных здесь авто было не до смеха. 23 августа ситуация повторилась и усугубилась. Дальспецстроевские ливнёвки в этой части района собирают осадки, но не могут направить их в колодцы, так как те расположены слишком высоко над землёй – рассчитаны на появление здесь асфальтового покрытия, которое за все эти годы так и не появилось. Сказалось и то, что компания «ПИК» очистила от леса склон, вырыла котлованы для своих объектов.

После появления «Сочинских водопадов» в СМИ и соцсетях, которые «завирусились» и в московских Telegram-каналах, местным жителям вдруг решили помочь. Работники «ПИКа» подняли проезжую часть, углубили стоки, пробили стенки колодцев сбоку – чтобы вода хоть как-то уходила. Сотрудники администрации Владивостока помогали не делом, а словом: консультировали застройщика – где копать на чужом участке. 

«В новых районах нужно же не повторять те «грабли», на которые наступаем мы уже много раз. Здесь можно с чистого листа делать всё правильно – по новым стандартам, по веяниям урбанистики и всё прочее. Я считаю, что Патрокл мог бы стать такой «витриной» того, как нужно делать правильно, а получается как всегда – и даже хуже, – считает председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк. – У администрации города есть уши и глаза в виде территориальных управлений, казалось бы. Но они всегда говорят, что полномочий недостаточно. Мы в итоге включаемся во все процессы – я считаю, это аномально, что жители вынуждены читать нормативы, договариваться с подрядчиком, с управлением администрации, «сращивать», чтобы они вместе работали».

«Машина времени» и дорожный коллапс

«Сращивать» приходится много и часто. Порой даже получается неожиданный эффект. Так, в день визита корреспондентов Новостей VL.ru на Сочинской техника утрамбовывала скальник. Новое покрытие здесь обустроили опять же по настоятельным просьбам жителей – правда, требовали они этого от ДГК, так в августе смыло весь песок и гальку, которыми подрядчик компании засыпал траншеи при укладке теплосетей. В итоге доброе дело решили сделать «ПИК» и подрядчик, строящий новую школу.

Но не всё в силах активистов – строить свои дороги им пока запрещает закон. А порой очень хотелось бы. Когда сдадутся тысячи новых квартир Патрокла, когда оформится новая набережная, тогда здесь появятся многокилометровые автомобильные пробки – почти как сейчас, только ещё хуже. Дело не только в качестве внутренних дорог, а в слабой пропускной способности дорог прилегающих. 

«В этом году в ситуации с перекопанными теплосетями на Борисенко (участок от Монтажной до Сахалинской. – Прим. Новостей VL.ru) сработала как бы такая «машина времени», которая показала, что будет с районом, когда все дома построятся и заселятся, когда будет благоустройство набережной от Дмитрия Алексеева, – говорит Виталий Гречанюк. – Грубо говоря, мы смоделировали ситуацию, без всяких вычислительных аппаратов, – как всё будет выглядеть скоро. И уже сейчас нужно об этом думать».

Район Патрокла можно назвать «транзитной зоной между Тихой, Борисенко с одной стороны и объездной трассой, местным пляжем с другой. И сейчас этот транспортный транзит идёт с большим трудом из-за одного отрезанного участка.

- в качестве решения проблемы жители района предлагают расширить проезд в районе Борисенко, 98 (поворот по пути на Сахалинскую, к трамвайному депо);

- была идея обустроить путь от Борисенко, 104 к Борисенко, 102, чтобы срезать «острый угол» на заезде в район.

Нужно развивать и дороги, которые стыкуют Патрокл с другой стороны, – они стали бы альтернативой маршрутам со стороны Сахалинской или объездной трассы.

- патрокловцы предлагают обустроить проезд с Можайской на Нарвскую (фактически он есть, но не пригоден для серьёзного трафика);

- есть потенциальный выезд через кладбище на улицу Слуцкого – в сторону Коммунаров и Героев-Тихоокенцев (тоже в плохом состоянии);

- с южной стороны Патрокла горожане предлагали реконструировать альтернативный проезд в сторону Катерной (между Катерной, 2а до Катерной, 16).

В общем и целом предложений было много – они перечислены здесь. И большинство из них «приняли к сведению» – то есть отложили на неопределённое время. 

Сейчас воплощается в жизнь лишь расширение улицы Борисенко – Басаргина. Как мы говорили вначале, пока что это расширение сузило проезд на одну полосу. Но качество ремонта можно будет оценить только после его завершения (и после следующей весны). Будет ли здесь тротуар, до конца не ясно. Пока что местные пешеходы стараются обходить участок работ по идущей параллельно грунтовой «псевдодороге». Большинству автомобилистов такая «роскошь» не доступна (здесь можно и в овраг улететь).

Чего не хватает на карте

От планов «Дальспецстроя» по застройке Патрокла остались лишь общие очертания – возможно, есть в этом и некоторые плюсы. Так, компания Минобороны предполагала занять всю сопку с лесом жилыми домами и не предполагала никакой рекреации в виде скверов. Однако отдельные ключевые объекты были предусмотрены давно, но не появились до сих пор. Например, поликлиника. Земля под медучреждение уже размежёвана – краю нужно было истребовать её и собственно начать проектирование-строительство. Сейчас местные жители добираются до поликлиники на Тихой (напомним, по разбитой и перегороженной ремонтом дороге).

«Мы посмотрели план жилищного строительства и обратимся в минстрой [края] – надо проектировать. Действительно, 60 многоквартирных домов в перспективе застройки, и, конечно, там поликлиника нужна. Ещё будучи главврачом поликлиники, писала о необходимости строительства, но с появлением новой поликлиники на Черёмуховой, 32 актуальность чуть снизилась. Этот район относится к филиалу на Сахалинской, 58, и уже сейчас он не выдержит. Поэтому, да, обратимся обязательно», – говорила председатель правительства Приморского края – министр здравоохранения Анастасия Худченко в марте этого года на встрече с местными жителями. 

Минздрав пока не ответил редакции Новостей VL.ru, на какой стадии воплощения находятся описанные Худченко намерения. На «рассекреченном» мастер-плане Владивостока (точнее, на его «презентации») будущих медучреждений в районе почему-то указано сразу два – пока без подробностей, лишь значками с «крестом». Патрокловцы, так или иначе, от более доступной медпомощи не откажутся.

Кстати, обсуждали на мартовской встрече с министром здравоохранения и депутатом Госдумы Александром Щербаковым и другой «прожект» – микрорайону обещали свой физкультурно-оздоровительный комплекс. Спортобъект общей площадью 10 209 кв. м должен появиться на участке у юго-западной границы ЖК «Дом на Востоке». Опять же людям обещали поспособствовать, запросив Минспорта. В Минспорта ответили, что это полномочия администрации города. А в мэрии ответили, что до 2024 года строить ничего не будут – сначала нужно отремонтировать имеющееся (или хотя бы достроить начатое). Участок будущего ФОКа 25:28:030014:5709 до сих пор официально предназначен под многоэтажную застройку.

Всего понемногу... 

- Сады в районе есть, а воспитателей не хватает – жить здесь не всегда комфортно и всегда дорого. Арендное жильё могло бы стать решением проблемы. В сентябре ДОМ.РФ обещался передать Приморскому краю 42 меблированных арендных квартиры в ЖК​ «Айвазовский» на Патрокле. Правда, год назад, на предыдущем ВЭФ-2022, ДОМ.РФ подписывал документы о передаче этих же квартир в ВВГУ. На сегодня в университете пояснили, что квартир пока у них нет: «вопрос в стадии обсуждения». В пресс-службе правительства пояснений не дали. Застройщик «Девелопмент-Юг» на вопрос редакции пока не ответил, но, по словам местных активистов, подробностей не знают и там.

- Канализационная вонь. В районе есть две насосные станции (у озера и при заезде на Архангельскую) – периодически они забиваются, и тогда по округе разливается особенно «сладкий» аромат. Признаём, что эту проблему нужно решать не только коммунальщикам – в унитазы просто нельзя смывать тканевые салфетки и подобный «мусор». Но даже когда станции работают в штатном режиме, то источают стойкое амбре. В российском законодательстве в принципе нет понятия «дурной запах» – только концентрация вредных веществ, – получается всё в рамках норм. Только нормы эти с душком.

- Мало парковок. Периодически на Патрокле происходят парковочные «скандалы»: то внедорожник сожгут, то пешеходную зебру закрасят. Машино-мест на хватает, а местные застройщики периодически инициируют общественные слушания с целью уменьшить и без того невеликую норму – не менее 0,5 машино-места на одну квартиру. Инициативные патрокловцы хотели бы такую практику пресечь, но тут уже дурно пахнет несовершенством российского законодательства.

- Общественный транспорт. По местным дорогам не хочется ездить и на личном авто, а общественный транспорт буквально может отбить желание ездить на чём-либо. Конечно, в появлении ям водители автобусов не виноваты – страдают больше других. Также год назад здесь запустили более вместимые автобусы, а несколько позже поставили на месте фактически «стихийных остановок» старые павильоны и знаки (лучше чем ничего). Вроде бы прогресс есть… А также есть вечно неработающее расписание, поломки машин на маршрутах, переполненность их в часы пик и настойчивые попытки некоторых водителей «вымогать» оплату наличными – «им же нужно семью кормить».

Это вопросы, на которые ответы получить сложно. Проблемы, которые не решаются в масштабе всей страны. Но местные жители считают, что обращать внимание на них необходимо – иначе ничего не изменится в лучшую сторону.

Добровольческая «мэрия»

Стоит сказать, что добиваться ответов и решать проблемы самостоятельно патрокловцы учатся уже давно – и началось всё опять с дорожного вопроса. Антон Киселёв, председатель ТОС «Патрокл – Басаргина», с 2015 года живёт в южной части района, которую строили здесь первой. «Дальспецстрой» возвёл дома (хоть и с большими нареканиями), обустраивал инфраструктуру, а в итоге развалился и не передал городу ни проезжую часть, ни коммунальные сети.

Тогда местные жители сами начали объединяться, чтобы косить траву, убирать мусор, ремонтировать дорогу… Да, ямы по улице Басаргина горожане латали своими силами – покупали холодный асфальт, нанимали подрядчиков, – всё как в обычном дорожном управлении, только без аукционов и торгов. Как говорит Антон Киселёв, дорогу здесь только в прошлом году принял на баланс муниципалитет, но жители района – порядка 150 квартир – всё ещё осуществляют её «содержание» за свой счёт. А уличное освещение и канализационные сети так и остались ничейными – по вечерам фонари горят только на Леопардовой набережной. 

«Основная проблема наша – это «бюрократический футбол», в который приходится играть нам с администрацией города, многолетний. Мы, может быть, уже мастера спорта по «бюрократическому футболу» или пинг-понгу. Меняются мэры, меняются замы – кого-то ставят, кого-то садят. Только настроили вот диалог с Дирекцией общественных пространств – бах, и человека нет… Из-за этого сами начинаем всё делать», – рассказывает Антон Киселёв.

Чтобы легче было играть в «бюрократические виды спорта», в районе собрали свою команду – владивостокские СМИ окрестили её «мэрией Патрокла». Но как говорит Виталий Гречанюк, по факту это всего лишь неформальное сообщество активистов в общем чате – четыре ТОСа, советы домов, которые не входят в ТОС, представители ТСЖ, некоторые админы домовых чатов (задействовать стараются по возможности все дома). 

«14 февраля 2016 года, как сейчас помню, сайт наш был открыт. Тогда собрались с активными дольщиками, чтобы обсуждать, как дальше жить – уже тогда понимали: что-то не то происходит, не соответствует действительность красивым буклетам… Уже тогда прототип сообщества нашего зарождался», – вспоминает Гречанюк.

Сам Виталий говорит, что жить здесь хотел, несмотря на все перипетии с застройщиками, дорогами и сетями, – собственно желание это появилось ещё тогда, когда на месте современного Патрокла стоял лес. Сейчас вместе с единомышленниками помогают друг другу и «новичкам».

«Вот, например, Оборонэнерго обратилось в «Окунь» с просьбой проложить кабель к детскому саду (есть у нас там межа технологическая), – начинает очередную историю о невообразимом разгильдяйстве Роман Волков, председатель садоводческого кооператива «Окунь». – В итоге согласовали прокладку кабеля при условии, что сдадут нам документацию и скрытые работы предоставят. Три года прошло – ничего. Приходится теперь всем службам, которые земляные работы проводят, показывать пальцем: «Вот здесь кабель – не порвите». Нам при этом отвечают: «Если кабеля нет на документации, мы его порвём, и ничего нам за это не будет».

Таких случаев здесь хватает. И порой действительно удаётся отстоять своё. Так, по словам местных жителей, впервые за семь лет у Сочинской, 1 почистили ливнёвки – после скандала с «сочинскими водопадами» представители мэрии говорили, что сети ливневой канализации по Архангельской городу не принадлежат, но их удалось убедить в обратном. По этому же адресу Оборонэнерго чуть было не закопало детскую площадку при прокладке кабеля – сейчас хотя бы возмещают сломанные кустарники. 

Оазис посреди городской «пустыни»

О проблемах Патрокла можно говорить много – развитие района идёт скачками, периодически «перепрыгивая» ключевые моменты. Но люди здесь умеют не только жаловаться. Отметим, что встреча с корреспондентами началась в удивительном месте – зелёной Сочинской аллее. А неподалёку,  в самом центре клубка из пыльных дорог, раскинулся местный «Оазис».

Идея создания аллеи зародилась в ТОС «Патрокл-Сочинская» зимой 2019 года – начали воплощать её в жизнь на очередном субботнике и постепенно развили в то, что есть сейчас. Оборудовали сад камней. Соответствуя названию, использовали элементы флоры города Сочи и Краснодарского края или постарались их имитировать – кусты сумаха, например, выглядят как пальмы. Как вспоминают сами авторы идеи, после консультаций с Ботаническим садом их словарный запас пополнился такими терминами, как мульчирование и геотекстиль. В итоге живописные участки раскинулись рядом с несколькими домами. 

Концепцию активного озеленения развивали и дальше – в том числе в мини-сквере «Сочинский оазис» на Сочинской, 3. Он появился здесь в конце 2022-го, а за год до этого в рамках конкурса «Твой проект» собрал 1207 голосов, став четвёртым в рейтинге проектов по городу. В целом все такие начинания местные активисты стараются «подкреплять» грантами: был ещё конкурс проектов инициативного бюджетирования и краевой конкурс социально активных НКО. 

«Здесь [на Сочинской аллее] можно посмотреть, как люди на Патрокле работают. Сад – это уникальный пример. На его месте была пустошь! Площадка объединена и расширена теперь – конечно, и благодаря конкурсам, – говорит Лариса Липатова, председатель совета дома на Сочинской, 7, и тут же сетует… – Эти конкурсы спустила вертикаль власти и пытается развивать на местах самоуправление. А что они сами делают? Мы не хотим, чтобы мы подменяли власть».

Появляется на Патрокле больше ярких красок – результат фестиваля уличного искусства делает проезд по пыльной Архангельской более приятным и открывает новые виды из окна. А в дружеских спортивных состязаниях соседи знакомятся и соперничают за призы, а не парковочные места.

Патроклу есть куда расти – понимают это и меценаты (точнее, один меценат). Дмитрий Алексеев всерьёз нацелился на создание здесь единого общественного пространства, которое охватит и популярные пляжи, и приозёрную территорию. Да и Леопардовая набережная, хоть и «подустала» за десяток лет, всё ещё привлекает гостей со всего города.

О проблемах Патрокла можно говорить много – но хочется чаще вспоминать то хорошее, что здесь создают жители, предприниматели, представители власти. Остаётся надеяться, что в будущем не только дороги перестанут «пускать пыль в глаза» – может, тогда многочисленные обещания о развитии этого места перестанут быть обещаниями и воплотятся в жизнь.


Обсудить в Telegram
Встреча с патрокловцами началась в Сочинской аллее — newsvl.ru Председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк — newsvl.ru Пешеходные связи на Патрокле плохи или отсутствуют — newsvl.ru Лариса Липатова, председатель совета дома на Сочинской, 7 — newsvl.ru Это пространство владивостокцы благоустроили своими руками — newsvl.ru Сочинскую аллею начали создавать в 2019 году — newsvl.ru Удалось получить несколько грантов — newsvl.ru Здесь приятно гулять — newsvl.ru Лариса Липатова внесла огромный вклад в благоустройство территории — newsvl.ru Житель Можайской, 24 Денис рассказывает, что к родственникам в этом же районе проще доехать, чем дойти — newsvl.ru Улицу Сочинскую недавно отсыпали скальником - по просьбам местных жителей — newsvl.ru Этот проезд был плох задолго до начала ремонта теплосетей — newsvl.ru Скальник и технику обеспечили один из застройщиков и подрядчик, возводящий школу — newsvl.ru Роман Волков, председатель ТОС «Феодосийская» и садоводческого кооператива «Окунь» — newsvl.ru Местных активистов называют «мэрией» Патрокла, но делать работу чиновников им не в радость — newsvl.ru Скальник на Сочинской - лучше, чем глина и песок — newsvl.ru Даже с таким покрытием здесь сложно передвигаться — newsvl.ru Застройщики здесь облагораживают территорию, но не всегда думают о пешеходных связях — newsvl.ru Застройщики здесь облагораживают территорию, но не всегда думают о пешеходных связях — newsvl.ru Часть местных лестниц появилась на Патрокле исключительно из-за настойчивости горожан — newsvl.ru Если отвлечься от разбитых дорог и множества других проблем, то Сочинская покажется красивым местом — newsvl.ru Антон Киселёв, председатель ТОС «Патрокл – Басаргина» — newsvl.ru На встречу с журналистами пришли несколько активистов — newsvl.ru Территория, прилегающая к новому ЖК «Айвазовский» — newsvl.ru Парковок в районе не хватает - эта заполнена наполовину в разгар рабочего дня — newsvl.ru Новые дома красуются, а по соседству с ними - грязь, пыль и ямы — newsvl.ru Дмитрий, председатель ТСЖ на Сочинской, 1 — newsvl.ru Стройки и ремонты на Патрокле видны из каждого окна — newsvl.ru Некоторые дома выделяются своим внешним видом на фоне соседей... — newsvl.ru ...на заднем плане ЖК Costa Azzurra — newsvl.ru Но проблемы района всем застройщикам и жителям необходимо решать вместе — newsvl.ru До Можайской улицы с улицы Сочинской добраться пешком непросто — newsvl.ru Между домами в центре района комфортно и уютно... — newsvl.ru ...главное - не выезжать в город - это может стать настоящим испытанием — newsvl.ru Многие дома на Патрокле заселены лишь частично — newsvl.ru Пешеходных лестниц здесь не хватает... — newsvl.ru ...хотя весь район «ступенями» спускается к морю — newsvl.ru Автомобиль на улице может занести пылью за несколько часов — newsvl.ru Детский сад № 167  - сдан, но работает не в полную силу — newsvl.ru Этот съезд на Североморскую ужасен — newsvl.ru Не так давно на этом месте рос густой лес — newsvl.ru Местные жители и застройщики облагораживают придомовые территории... — newsvl.ru ...но муниципальные дороги здесь просто ужасны — newsvl.ru Улицу Сочинскую перекрыли неожиданно, а потом неожиданно продлили срок перекрытия — newsvl.ru Ямы такого размера остаются здесь уже много месяцев — newsvl.ru О перекрытии Сочинской жители узнали случайно, добиваясь возвращения школьного автобуса — newsvl.ru Вдали видны люди на автобусной остановке, они каждый день ходят мимо этих раскопок — newsvl.ru Грузовая техника постоянно колесит по Архангельской — newsvl.ru Две плиты, оставшиеся от "Дальспецстроя", - единственное твёрдое дорожное покрытие — newsvl.ru И здесь пыль стоит круглый день — newsvl.ru Южная часть Патрокла - путь к Леопардовой набережной — newsvl.ru Если проехать дальше, на улицу Басаргина, то можно увидеть множество ям — newsvl.ru Эти дома на Патрокле строились одними из первых — newsvl.ru Правда, до сих пор заселены они не все — newsvl.ru Эту дорогу местные жители сами содержали в течение многих лет — newsvl.ru Путь ведёт на Архангельскую, к кладбищу и Можайской — newsvl.ru Пропускная способность дороги низкая — newsvl.ru Выезд на трассу в сторону центра города находится не в лучшем состоянии — newsvl.ru Территорию вокруг этого озера планирует благоустроить предприниматель Дмитрий Алексеев — newsvl.ru Деревья и насыпи послужат шумовым щитом, отделив отдыхающих от трассы — newsvl.ru Общественное пространство уже оформляется — newsvl.ru Деревья и насыпи послужат шумовым щитом, отделив отдыхающих от трассы — newsvl.ru Дорогу на Борисенко - Басаргина расширяют — newsvl.ru На данный момент готова одна полоса — newsvl.ru Когда подрядчику приходится вводить реверсивное движение, эта дорога встаёт в пробку — newsvl.ru Добираться до озёрной территории пешком тоже не слишком удобно — newsvl.ru Отдохнуть можно в другой стороне - это Сочинский оазис. Фото Patrokl.info — newsvl.ru Планы по обеспечению Патрокла школами и детсадами не реализованы до сих пор. Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru
Встреча с патрокловцами началась в Сочинской аллее — newsvl.ru Председатель совета ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк — newsvl.ru Пешеходные связи на Патрокле плохи или отсутствуют — newsvl.ru Лариса Липатова, председатель совета дома на Сочинской, 7 — newsvl.ru Это пространство владивостокцы благоустроили своими руками — newsvl.ru Сочинскую аллею начали создавать в 2019 году — newsvl.ru Удалось получить несколько грантов — newsvl.ru Здесь приятно гулять — newsvl.ru Лариса Липатова внесла огромный вклад в благоустройство территории — newsvl.ru Житель Можайской, 24 Денис рассказывает, что к родственникам в этом же районе проще доехать, чем дойти — newsvl.ru Улицу Сочинскую недавно отсыпали скальником - по просьбам местных жителей — newsvl.ru Этот проезд был плох задолго до начала ремонта теплосетей — newsvl.ru Скальник и технику обеспечили один из застройщиков и подрядчик, возводящий школу — newsvl.ru Роман Волков, председатель ТОС «Феодосийская» и садоводческого кооператива «Окунь» — newsvl.ru Местных активистов называют «мэрией» Патрокла, но делать работу чиновников им не в радость — newsvl.ru Скальник на Сочинской - лучше, чем глина и песок — newsvl.ru Даже с таким покрытием здесь сложно передвигаться — newsvl.ru Застройщики здесь облагораживают территорию, но не всегда думают о пешеходных связях — newsvl.ru Застройщики здесь облагораживают территорию, но не всегда думают о пешеходных связях — newsvl.ru Часть местных лестниц появилась на Патрокле исключительно из-за настойчивости горожан — newsvl.ru Если отвлечься от разбитых дорог и множества других проблем, то Сочинская покажется красивым местом — newsvl.ru Антон Киселёв, председатель ТОС «Патрокл – Басаргина» — newsvl.ru На встречу с журналистами пришли несколько активистов — newsvl.ru Территория, прилегающая к новому ЖК «Айвазовский» — newsvl.ru Парковок в районе не хватает - эта заполнена наполовину в разгар рабочего дня — newsvl.ru Новые дома красуются, а по соседству с ними - грязь, пыль и ямы — newsvl.ru Дмитрий, председатель ТСЖ на Сочинской, 1 — newsvl.ru Стройки и ремонты на Патрокле видны из каждого окна — newsvl.ru Некоторые дома выделяются своим внешним видом на фоне соседей... — newsvl.ru ...на заднем плане ЖК Costa Azzurra — newsvl.ru Но проблемы района всем застройщикам и жителям необходимо решать вместе — newsvl.ru До Можайской улицы с улицы Сочинской добраться пешком непросто — newsvl.ru Между домами в центре района комфортно и уютно... — newsvl.ru ...главное - не выезжать в город - это может стать настоящим испытанием — newsvl.ru Многие дома на Патрокле заселены лишь частично — newsvl.ru Пешеходных лестниц здесь не хватает... — newsvl.ru ...хотя весь район «ступенями» спускается к морю — newsvl.ru Автомобиль на улице может занести пылью за несколько часов — newsvl.ru Детский сад № 167  - сдан, но работает не в полную силу — newsvl.ru Этот съезд на Североморскую ужасен — newsvl.ru Не так давно на этом месте рос густой лес — newsvl.ru Местные жители и застройщики облагораживают придомовые территории... — newsvl.ru ...но муниципальные дороги здесь просто ужасны — newsvl.ru Улицу Сочинскую перекрыли неожиданно, а потом неожиданно продлили срок перекрытия — newsvl.ru Ямы такого размера остаются здесь уже много месяцев — newsvl.ru О перекрытии Сочинской жители узнали случайно, добиваясь возвращения школьного автобуса — newsvl.ru Вдали видны люди на автобусной остановке, они каждый день ходят мимо этих раскопок — newsvl.ru Грузовая техника постоянно колесит по Архангельской — newsvl.ru Две плиты, оставшиеся от "Дальспецстроя", - единственное твёрдое дорожное покрытие — newsvl.ru И здесь пыль стоит круглый день — newsvl.ru Южная часть Патрокла - путь к Леопардовой набережной — newsvl.ru Если проехать дальше, на улицу Басаргина, то можно увидеть множество ям — newsvl.ru Эти дома на Патрокле строились одними из первых — newsvl.ru Правда, до сих пор заселены они не все — newsvl.ru Эту дорогу местные жители сами содержали в течение многих лет — newsvl.ru Путь ведёт на Архангельскую, к кладбищу и Можайской — newsvl.ru Пропускная способность дороги низкая — newsvl.ru Выезд на трассу в сторону центра города находится не в лучшем состоянии — newsvl.ru Территорию вокруг этого озера планирует благоустроить предприниматель Дмитрий Алексеев — newsvl.ru Деревья и насыпи послужат шумовым щитом, отделив отдыхающих от трассы — newsvl.ru Общественное пространство уже оформляется — newsvl.ru Деревья и насыпи послужат шумовым щитом, отделив отдыхающих от трассы — newsvl.ru Дорогу на Борисенко - Басаргина расширяют — newsvl.ru На данный момент готова одна полоса — newsvl.ru Когда подрядчику приходится вводить реверсивное движение, эта дорога встаёт в пробку — newsvl.ru Добираться до озёрной территории пешком тоже не слишком удобно — newsvl.ru Отдохнуть можно в другой стороне - это Сочинский оазис. Фото Patrokl.info — newsvl.ru Планы по обеспечению Патрокла школами и детсадами не реализованы до сих пор. Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru Фото Patrokl.info — newsvl.ru
Пришлите свою новость
Полная версия сайта