Морской край – морская рыба. Как раз в основном через неё в Приморье население заражается гельминтами – паразитарными червями. В регионе ежегодно регистрируют около 1500 гельминтозов у людей. Клинически эти заболевания могут проявляться по-разному, зачастую тяжело, требуют лечения у врача-инфекциониста, а то и вовсе – хирургического вмешательства. В микробиологической лаборатории краевого Центра гигиены и эпидемиологии об этой напасти знают всё. И здесь же, в импровизированном музее, хранят образцы.
Как это случается
Журналисты Новостей VL.ru пришли поговорить о том, чем опасна для человека рыба. Наглядный материал тут же: Альбина Барткова в кабинете гельмитологических исследований показывает в чашке Петри несколько «ниточек» – виновников случая, зарегистрированного на днях во Владивостоке. 33-летняя женщина пожаловалась терапевту на боли в эпигастрии – это надчревье, под мечевидным отростком. Назначили стандартный курс лечения гастрита. А на ФГДС (фиброэзофагогастродуоденоскопия) нашли целых восемь анизакид. Доставили в Центр, диагноз был паразитологически подтверждён. «Ниточки» оказались опасны: анизакидоз лечат только хирургическим путём. Медикаментозные средства здесь неэффективны. А диагноз можно поставить только при ФГДС.
Все гельминтозы, регистрируемые у человека, условно можно разделить на три группы. Первая – контактные гельминтозы. То есть человек напрямую заражается от другого. Например, всем хорошо известный энтеробиоз, вызываемый острицами. Сюда же относят гименолепидоз, вызываемый карликовым цепнем. И профилактика здесь – в соблюдении правил личной гигиены. Вторая – геогельминтозы. «Гео» значит почва, и для развития этих гельминтов необходим жизненный цикл пребывания именно в ней. Там яйца развиваются до инвазионной стадии, т. е. становятся заразными для людей. Человек инвазируется при контакте с почвой или с тем, что выращивают на полях и огородах. И третья группа – биогельминтозы, когда для развития паразитарных червей необходимо два или более хозяина – живых организма. Это могут быть разнообразные домашние, сельскохозяйственные, дикие животные, в том числе птицы, рыбы, насекомые, а также человек.
Третья группа самая малочисленная – всего-то 3% в общей картине. Но связанные с ней патологии протекают особенно тяжело. В Приморье ежегодно регистрируют от 15 до 45 случаев биогельминтозов. И как раз здесь, как и на всём Дальнем Востоке, главенствуют гельминтозы, передаваемые через рыбу.
Наиболее частая патология в этой группе анизакидоз, которым и заразилась 33-летняя женщина. Подхватить его можно практически через любую морскую рыбу. Считается, что у нас она на 100% поражена анизакидами. В одной рыбе могут быть около тысячи личинок.
«Как мы заражаемся? Едим термически плохо обработанную рыбу. Либо делаем в домашних условиях самосол, например, – рыбу или икру-пятиминутку. Это мощный фактор передачи гельминтоза. Что ещё? Считается, что не сразу почищенная и немного полежавшая рыба наиболее инвазирована. Именно в этом случае личинки мигрируют из внутренностей в съедобные части рыбы», – рассказывает заведующая отделением особо опасных и паразитарных заболеваний отдела эпидемиологии ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» Галина Захарова.
Заболевание может протекать остро или хронически. В первом случае через несколько часов – максимум 12, появляются первые симптомы – тошнота, рвота, боли в эпигастрии, аллергическая сыпь. Если не лечиться, всё переходит в хроническую форму. А она течёт волнообразно – симптомы менее ярки, но повторяются через определённые промежутки времени. Больных беспокоят острые непроходящие боли в животе, дирея, стул с примесью слизи и крови. Человек худеет. И лечат эту патологию только хирургически. А заболеть могут и дети, никто не застрахован.
Музей и его обитатели
В одном из шкафов микробиологической лаборатории – маленький музей образцов паразитов, которые могут жить в организме человека и животных. Коллекцию собирали 20 лет. Этот мир, опасный и несимпатичный, биологи знают в деталях.
Здесь, в колбе, Diphyllobothrium latum – знаменитый ленточный червь, лентец широкий. Человек может «поселить» его у себя, съев заражённую рыбу. Начальник отделения паразитологических исследований, биолог Альбина Барткова называет его «самым показательным», он может достигать 20 метров. Личинки лентеца живут в мускулатуре рыбы. Специалисты показывают слайды – видите, какие они мелкие, только под микроскопом разглядишь. Съешь и не заметишь. Такой сочленённый паразит селится в кишечнике человека, питается всей поверхностью своего тела, потому что собственного кишечника у него нет. И съедает, в частности, наш витамин В12, ставя под угрозу кроветворение человека.
«Такая ниточка попадает в желудок и вырастает в несколько метров, – говорит Альбина Барткова. – Терапия сложная, под присмотром инфекционистов».
Ленточные черви занимают целую полку. Здесь их много и разных видов – в Приморье они не редкость.
Здесь же – и всем известный бычий цепень. Правда, приходит он не от рыб, а через заражённое мясо крупного рогатого скота. Вот личинки этого паразита просматриваются хорошо. И, поскольку мясо проходит обязательную ветеринарную экспертизу, заражённое на прилавки не попадает. Если только купить на подворье… У нас цепнем заражаются редко.
Есть ещё тут и свиной цепень. И если бычий живёт в кишечнике один, его и называют солитёр, в переводе с французского одиночка, то свиные любят компанию. Они более короткие – метр-полтора.
Все эти создания паразитируют в нашем кишечнике, забирая пищу и витамины. А ещё они могут при паразитировании большого количества особей вызвать кишечную непроходимость, что приведёт к прободению кишечника и перитониту.
Как избежать
Конечно, чтобы не рисковать, нужно правильно готовить рыбу. И желательно никаких пятиминуток и самосолов, говорит Галина Захарова.
– А я могу свежую рыбу заморозить в морозилке на две недели и потом посолить?
– Морозилка морозилке рознь…
– Минус 18.
– Этого мало.
– Минус 20 нужно? А если минус 30 найду?
– Это уже хорошо. Только глубокая заморозка гарантирует гибель гельминтов. Режимы такой заморозки прописаны в нормативных документах. Это как правило шоковая заморозка с обеспечением необходимой температуры и времени выдержки. Используется при промышленном производстве.
В бытовых условиях достичь такого нереально. Конечно, нормативные документы – больше для специализированной ловли, для тех, кто занимается этим. А как быть человеку, который просто купил рыбу на рынке и принёс домой? Если вы её варите – то не меньше пятнадцати минут от момента закипания воды. Если жарите – в распластанном виде, не менее 20 минут, и обязательно в жире. А если солите – никаких пятиминуток. Расход соли должен быть определённым – на 10 кг рыбы не менее двух килограммов соли. И время – не меньше 14 дней на мелкую, до 25 см, и 40 дней – на крупную. В таких вопросах биологи категоричны.
Альбина Барткова вспоминает, как читала лекцию по соли технологам: «Так вот, они говорят, если делать по документам, её никто есть не будет. Очень солёная».
Ну и в странах АТР нужно быть повнимательнее, считают специалисты. Тем же анизакидозом можно заразиться в Китае и Индии, например. И ещё есть китайский лёгочный сосальщик Paragonimus westermani, который распространён по берегам рек. Он поражает лёгкие. Люди и животные заражаются при употреблении в пищу сырой, мороженой, малосолёной и недостаточно термически обработанной рыбы и моллюсков. Ну здесь у нас на первый план выходит пресная вода.
В медицинской среде гельминтозы принято называть скрытой патологией – «незамечаемой». Которую ищут в последнюю очередь. Почему? Потому что симптомы паразитозов чаще неспецифические. Их легко спутать. Если что-то происходит, мы идём к врачу, терапевту, гастоэнтерологу и редко доходим до инфекциониста. И когда лечение не приносит эффекта, лечащий доктор начинает задумываться, а что происходит? И мы начинаем проходить обследование на паразитозы, в том числе на гельминтозы.
Рыбные гельминты, к счастью, к летальным исходам, как правило, не приводят, это их большой плюс. Но могут очень серьёзно отравить человеку жизнь. Большинство поражают желудочно-кишечный тракт. Ухудшается самочувствие после приёма пищи, беспокоит неустойчивый стул, дискомфорт и боли в животе, тошнота. Возникает нарушение всасывания питательных веществ, организм слабеет и истощается. Появляются неспецифические проблемы с билиарной системой (желчные протоки и желчный пузырь). И человек, например, может долго лечить какую-нибудь дискинезию, гастрит, панкреатит. А пока не будет верного диагноза, не будет и эффекта.
Если организм человека ослаблен каким-то серьёзным заболеванием, у него нарушен иммунитет, заражение дополнительно паразитарными червями может привести к печальным последствиям. Не так давно пациент умер в больнице от острого холецистопанкреатита. При паразитологическом исследовании доставленной в Центр печени оказалось, что она сильно инвазирована китайской двуусткой (вызывает заболевание – клонорхоз). Им заражаются при употреблении речной рыбы. Вполне вероятно, что летальный исход спровоцировало ещё и это.
– Мы нередко очень невнимательны, – говорит Галина Захарова. – И к себе, и к окружающим. Ребёнок ходит в школу. И вот начинается, стал хуже учиться, нервный какой-то, раздражительный. Ночью плохо спит. Скрипит зубами, многие уже знают — вероятно, глисты.
– Это действительно так?
– Такое может быть. Возможная причина – повышение кислотности, вызванное паразитами. В любом случае это должно насторожить. А ещё на фоне паразитозов плохо излечиваются соматические заболевания. Мы пьём антибиотики – эффекта нет. Плохо работают вакцины. Недаром даже у ветеринаров принято за пару недель до прививки животного сделать дегельмитизацию. А почему мы, люди, забываем, что то же самое нужно делать и нам?